Технологическая карта урока по физике в 7 классе на тему «Золотое правило механики»

7
0
Материал опубликован 30 May 2021 в группе



Технологическая карта урока по физике в 7 классе «Золотое правило механики»

Сведения об авторе: ФИО

Баликоева Альбина Мурзаевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.М. Селютина

с. Михайловское» Пригородный район РСО – Алания.

Должность

Учитель физики высшей категории.

Предмет

Физика

Учебник (УМК)

Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2015 г.

Раздел

Механика

Класс

7 класс

Тема урока

«Золотое правило механики»

Тип урока:

Вид урока

Форма урока

Урок «открытия» новых знаний

Формирования и совершенствования знаний

Урок – беседа

Цель

создать условия для успешного усвоения учащимися темы «Золотое правило» механики». научить применять это правило для решения задач прикладного характера; формирование умений находить и сравнивать работы при использовании различных простых механизмов при проведении опытов.

Задачи

Образовательные:

1.повторить и обобщить пройденный материал по теме « Механическая работа. Мощность, простые механизмы»

2.опираясь на результаты выводов учащихся прийти к выводу о «Золотом правиле механике»

3. Расширить кругозор учащихся по темам «Простые механизмы», «Золотое правило механики»

Развивающие:

1.Развивать умения наблюдать, выделять главное, делать выводы, планировать и проводить эксперимент.

2.Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся.

3.Развивать исследовательские и аналитические навыки учащихся при проведении экспериментальной работы;

Воспитательные:

1.Создание благоприятной психологической обстановки на уроке.

2.Воспитание интереса к предмету через занимательность материала и формирование личностных, нравственных качеств.

Планируемый результат.

Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о роли простых механизмов в жизнедеятельности человека

2.умение работать с источниками информации.

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.правильное понимание устройства и принципа действия различных простых механизмов.

2.Знать основные законы и правила простых механизмов.

3.применение новых знаний в новой ситуации и в повседневной жизни.

УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к истории страны, к учёным – физикам, к науке.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель; строят логические цепи рассуждений; производят анализ и преобразование информации; планируют способы достижения намеченной цели по получению новых знаний; структурируют собственные знания.

Регулятивные. Учащиеся осуществляют поиск решения путей достижения цели; учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности



Оборудование:


рычаги лабораторные, линейки, грузы массой по 100г, деревянные бруски, штатив, лапка и муфта, наклонная плоскость, неподвижный блок, подвижный блок, динамометр, брусок - коретка.

Методы: 

словесные, наглядные, самостоятельная работа по выполнению практической работы, задач.

Жизнь прожить по законам

Может быть – очень сложно!

Но, поверьте, всё же возможно!

Творите добро, долго ждать не придётся,

К вам добром оно вновь,

Вы поверьте – вернётся!

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание презентаций

Деятельность ученика

Формирование УУД

Стадия вызова

1.Организационный этап.

1 минута

- Здравствуйте, дорогие ребята, я рада вас видеть! Мне приятно, что мы вместе проведем следующие 40 минут. Надеюсь на плодотворное сотрудничество!

t1622386876aa.jpg


Настраивание на работу.

2. активация знаний

7 минут

Начнём с пословицы: «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет». Действительно, труд и движение – это жизнь для человека, его энергия.

Вспомните, какие пословицы про труд знаете? О чём говорят нам эти строки?

«Терпенье и труд всё перетрут».

«Желанная работа – светлее солнца».

Была бы охота — наладится всякая работа.

Работай до поту, так и поешь в охоту.

Работай боле — тебя и помнить будут доле.

Рукам работа — душе праздник.

По готовой работе обед вкусней.

Вспомним, что такое работа? Какие виды работы вы знаете?
Термин « механическая работа» был введен в физику в 1826 г французским ученым Ж. Понселе: «Механическая работа — это постоянное преодоление сопротивлений силой, действующей вдоль пути и в направлении этого пути»


Вопрос: При каких условиях совершается механическая работа?




Вопрос: Механическая работа может быть:

1. А  > 0,

2. А < 0,

3. А = 0,

Послушайте басню И.А.Крылова «Белка»

«Землячка старая», спросил тут Дрозд: «нельзя ли сказать, что делаешь ты здесь?» —
«Ох, милый друг! тружусь день весь:
Я по делам гонцом у барина большого;
Ну, некогда пи пить, ни есть,
Ни даже духу перевесть».
И Белка в колесе бежать пустилась снова.
«Да», улетая, Дрозд сказал: «то ясно мне,
Что ты бежишь — а всё на том же ты окне».

Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только всё вперед не подается,


Мы с Вами несколько уроков говорим о простых механизмах.

А для чего их применяют?

Эксперименты с наклонными плоскостями, которые на заре Нового времени делали Леонардо да Винчи, Стевин, Галилей, привели к познанию законов природы. Частными случаями рычага являются также два других простейших механизма: дифференциальный ворот и блок. Человек стал использовать рычаг ещё в доисторические времена, интуитивно понимая его принцип. Такие инструменты, как мотыга или весло, применялись, чтобы уменьшить силу. Около 1500 года до н. э. в Египте и Индии появляется шадуф (колодец с «журавлём»), прародитель современных кранов, устройство для поднимания сосудов с водой.


t1622386876ab.jpg


t1622386876ac.png

Джеймс Прескотт Джоуль - английский физик (19 век) изучал природу тепла, и обнаружил её связь с механической работой. Это привело к теории сохранения энергии. В честь Джоуля названа единица измерения механической работы — Джоуль 1Дж = 1 Н ∙м

Используются также килоджоули (кДж).

 1кДж = 1000 Дж

1 Дж = 0,001 кДж

t1622386876ad.pngt1622386876ae.pngt1622386876af.png




t1622386876ag.jpg

t1622386876ah.jpgt1622386876ai.jpg


t1622386876aj.jpg


t1622386876ak.jpg


t1622386876al.pngt1622386876am.jpg


t1622386876an.jpg















Ответ:

Работа – труд, занятие, дело, упражненье, деланье, т.е. всякое

полезное действие человека или устройства.

Египетская работа – тяжкая и долгая.

Чёрная работа – работа, где не нужно знанье и уменье.

Срочная работа – работа, которую нужно окончить в срок.

Физическая работа,

умственная работа.

Ответ: Механическая работа совершается только тогда, когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы (т. е. сила и путь не равны 0)


Ответ: Если направление силы совпадает с направлением движения тела, то сила совершает положительную работу.

- если движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы, то сила совершает отрицательную работу.

- при движении тела по инерции;

- если под действием силы тело не движется;

-  если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения.

Ответ:
В данном случае Белка движется по замкнутой траектории, и её работа равна нулю.



Назначение простых механизмов - облегчить работу человека. 1Наклонная плоскость — это плоская поверхность, установленная под углом к горизонтали.

Примерами наклонных плоскостей служат пандусы и трапы. Пандусы и трапы широко применялись при строительстве ранних каменных сооружений. Принцип наклонной плоскости можно видеть также в таких колющих и режущих инструментах, как стамеска, топор, плуг, клин, винт.

2. Клин — простой механизм, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом

3 Блок — простое механическое устройство, позволяющее регулировать силу. Является разновидностью рычага. Представляет собой колесо с желобом по окружности. Они бывают подвижные и неподвижные.
4. Рычаг — простейший механизм, представляющий собой балку, вращающуюся вокруг точки опоры.

5. Частными случаями рычага являются ворот

Настраивание на работу.

1.Самопределение к учебной деятельности

Познавательные:

умение структурировать знания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Коммуникативные УУД

1. слушать и понимать других.

2. формирование речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.

3. оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

4.Владение монологической речью.

Познавательные УУД

1. синтез знаний и обобщение.















Коммуникативные: умение работать в паре, слушать и слышать партнёра, договариваться;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: умение действовать по плану изучения физического явления в процессе демонстрации

Этап мотивации

2 минуты











Учитель: Всегда люди мечтали создать механизмы, которые бы освободили руки, ноги, мозги. Низкий поклон великим людям, которые создают такие механизмы. Но нет ещё механизма, который бы выдавал результат, не совершая работу. В пословицах и поговорках люди восхваляли труд, работу и знали, что вложенная работа окупает себя.



«Кто не работает, тот не ест».

«Без труда не вынуть рыбку из пруда».

«Чтоб из ручья напиться, и то нужно наклониться»

«Не потрудиться, так и хлеба не добиться».

t1622386876ao.gif


Нет механизма, который бы выдавал результат, не совершая работу. В пословицах и поговорках люди восхваляли труд, работу и знали, что вложенная работа окупает себя

Простые механизмы созданы для облегчения труда, преобразования силы.
















Постановка проблемы и цели урока.

Осознание значимости изучаемой темы



Основная часть – 16 минут

Сообщение плана изучения нового материала.

Уяснение того, чему должны научиться на уроке (знать, понимать, уметь).

Если простые механизмы применяют для получения выигрыша в силе или расстоянии, давайте подумаем, а не дают ли простые механизмы выигрыша в работе?

Даётся ли нам выигрыш «даром»?



Экспериментально выясним, какой из простых механизмов даёт выигрыш в работе.

Продемонстрируем опыт на рычаге.

Уравновесим его разными силами и повернем против часовой стрелки.  Мы видим, что точки приложения за одно и тоже время прошли разные пути S1 < S2. Измерив эти пути и модули сил, нашли, что t1622386876ap.gif . Перемножив крест накрест, получим F1 * S1 = F2 * S2, т.е. А1 = А2.

Какой сделаем вывод?





Рассмотрим наклонную плоскость.

Пусть надо поднять груз на высоту 20 см от уровня стола. Длина наклонной плоскости 60 см. Используя наклонную плоскость, мы выигрываем в силе, и ровно во столько же проигрываем в расстоянии!

t1622386876aq.png


Отдохнем немного и продолжим работу

Вы, работать не хотите?

Пять минут, теперь вы отдохните!

Встали тихо, улыбнулись!

Выше – выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Как рычаг, руки ваши примените!

В локте руки вновь согните!

Поднимите, опустите.

Сели, встали. Сели, встали.

Бег на месте - побежали!

Вправо, влево повернитесь,

Вновь на место вы вернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Потянулись, растянулись.

И за парты вновь вернулись –

Продолжим работу:

Рассмотрим сначала неподвижный блок. Неподвижный блок Архимед рассматривал как равноплечий рычаг. Давайте посмотрим, какими будут силы Fи F2?

Демонстрация: подвесим 3 груза на один конец веревки, а к другому концу – динамометр. Он покажет силу 3 Н.

Вопрос классу: Что мы видим?

Мы знаем, что F1 = F2. Перемещая груз вверх, один конец веревки поднимется на высоту h1 , а второй опустится на высоту h2, при этом h1 = h2.

Тогда F1 * h1 = F2 * h2, т.е. А1 = А2.

Какой сделаем вывод?

Теперь рассмотрим подвижный блок. 

Вопрос классу: Что теперь видим?

Какой вывод сделаем теперь? Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.

Переместим его вверх на высоту h, тогда l будет длина свободного конца веревки. F= 2F2, l = 2h, A1 = F1 * h,

t1622386876ar.gif

Какой сделаем вывод?

 как оказалось, при использовании простых механизмов выигрыш в энергии получить невозможно. Связано это с законом природы, согласно которому она не возникает из ничего. Оно гласит, что во сколько раз происходит выигрыш в силе, во столько же раз происходит проигрыш в расстоянии. Этот вывод настолько важен, что в физике он получил название «золотого правила» механики. Его автором является древнегреческий ученый Герон Александрийский, живший в I веке н.э, хотя легенда приписывает это Архимеду.

Существует легенда, что Архимед восхищённый открытием правила рычага, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю

Конечно, Архимед бы не справился с данной задачей, если бы ему даже дали точку опоры, которая находилась бы вне Земли, и рычаг нужной длины. Для подъёма Земли всего на 1см, длинное плечо должно бы было описать огромной длины дугу, для перемещения которой потребовалось бы миллионы лет.












t1622386876as.jpg









t1622386876at.jpg





t1622386876au.jpg







t1622386876av.jpg





t1622386876aw.jpg





t1622386876ax.png


t1622386876ay.jpg


t1622386876az.jpg


Записывают в тетрадях цель урока:

исследовать на практике, дают ли простые механизмы выигрыш в работ






Учащиеся выводы делают в парах.


Рычаг используется для создания большего усилия на коротком плече с помощью меньшего усилия на длинном плече.

Для любого рычага справедливо правило: во сколько раз выигрываем в силе, во столько же раз к проигрываем в расстоянии.

Выигрыш в силе в k раз ведет к проигрышу в расстоянии во столько же раз.

Вывод: рычаг не дает выигрыша в работе!

Если длина наклонной плоскости l= 60см и высота наклонной плоскости h= 20см, то выигрыш в силе будет в n=l / h=60 /20 =3  раза.

Выигрыш в силе в k раз ведет к проигрышу в расстоянии во столько же раз.

Наклонная плоскость не дает выигрыша в работе!







Учащиеся выполняют упражнения











Блок представляет собой окружность. Точка О – центр блока, через который проходит его ось. ОА = l; ОВ = l2 – это радиусы. Следовательно, l1 = l2.

Мы видим, что если плечи сил равны, то и силы будут равными.

Вывод: Неподвижный блок выигрыша в силе не дает.

Неподвижный блок выигрыша в работе не дает.

Точка О – центр блока, точка А – точка опоры рычага. l– плечо силы Fl– плечо силы F2АО = l1, АВ = l2, следовательно l= 2l1 .t1622386876ba.gifВывод:

Сила F> F2 в 2 раза, т.е. выигрываем в силе в 2 раза, но

= 2h,

Подвижный блок выигрыша в работе не дает.



При получении прибавки в силе, в чём-то другом происходит уменьшение.

По рисунку видно, чтобы при помощи подвижного блока поднять ведро на высоту h, необходимо конец верёвки, к которому приложена рука человека, переместить на длину

2 h.

Вывод:

Ни один из простых механизмов не дает выигрыша в работе.





Действительно, простые механизмы применялись в древности, и нашли широкое применение в наше время. Они не дают выигрыша в работе, но облегчают труд человека.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала:

Познавательные:

Повторение темы блоки, виды блоков, синтез знаний.

Регулятивные:
рациональное использование времени; подведение итогов демонстраций.

Коммуникативные

обсуждение заданий и распределение обязанностей;
взаимопомощь и взаимоконтроль и самоконтроль


Личностные

Получение знаний, для дальнейшего их применения.



















Познавательные:

Закрепление знаний по теме «Простые механизмы»

Регулятивные:
подведение итогов по полученным знаниям и проведённым демонстрациям.

Коммуникативные

обсуждение заданий и распределение обязанностей при

работе в парах


Личностные

Получение знаний, для дальнейшего их применения.





Первичное осмысление и закрепление изученного материала – 2 минуты

Разгадайте загадку:

Я великан: вон ту громадную,

Многопудовую плиту

Я словно плитку шоколадную

Вмиг поднимаю в высоту


t1622386876bb.jpg

Ответ: Подъёмный кран.

Кран поднимает грузы с использованием подвижных и неподвижных блоков, которые дают выигрыш в силе проигрывая в расстоянии.


Выполнение заданий для закрепления темы.

8 минут.

Тест:

1.Сколько метров веревки необходимо вытянуть, чтобы поднять груз на один метр верх с помощью системы из десяти блоков, пять из которых, подвижные?





2.На рисунке показана система, состоящая из лёгких тросов и четырёх идеальных блоков, с помощью их можно удерживать в равновесии или поднимать груз массой M. Трение пренебрежимо мало. Какую силу надо приложить для удержания системы в равновесии.






3. На какую высоту поднимется груз, если свободный конец каната опустится на 2 м








4. Наклонная плоскость дает выигрыш в силе в 2 раза. Какой выигрыш в работе дает эта плоскость при отсутствии силы трения?


t1622386876bc.png





t1622386876bd.png









t1622386876be.jpg

1.Ответ:

10 м

Объяснение:

n= 5  h=1 м  L=?  

Если 5 подвижных блоков, то каждый даёт выигрыш в иле в 2 раза и ПРОИГРЫШ в расстоянии в 2 раза, 2х5 =10м.

Ответ 2:. Система состоит из двух подвижных блоков и двух неподвижных. Неподвижные блоки меняют направление силы, но не дают выигрыша. Подвижные блоки дают дополнительный выигрыш в силе в 2 раза. Для удержания системы в равновесии необходимо приложить силу в 2·2 = 4 раза меньшую, чем вес груза Мg

Подвижные блоки дают выигрыш в силе, но проигрыш в расстоянии и, тем самым, они не изменяют величину работы по подъему груза.

Ответ 3: На рисунке изображен неподвижный блок, который не дает выигрыша в силе, то есть пути, проходимые точками приложения сил, равны, следовательно, груз поднимается на 2 м

Ответ 4:

 Наклонная плоскость при отсутствии силы трения не дает выигрыша в работе, так как ни один из механизмов не дает выигрыша в работе.


Систематизация имеющихся знаний и неизвестных знаний

Познавательные:

Обобщение имеющихся по теме знаний.

Применение знаний в решение задачи, поиск ответов на поставленные вопросы.

Регулятивные.

Сравнение результатов ответа задачи.


Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

поддержка друг друга и помощь в ответах



Личностные : восхищение полученным результатом.

«Золотое правило» в жизни

2 минуты


Данное правило назвали «ЗОЛОТЫМ», тем самым подчёркивая его важность. Является проявлением закона сохранения энергии. Как проявляется данное правило в жизни человека?


Есть ещё «Золотое правило нравственности»

t1622386876bf.jpg

Ответы:

1.Отдавая своё тепло и добро людям, мы получаем блага в другом виде.

2. Что вы отдаёте, возвращается к вам в десятикратном размере. Делитесь благами, разделяйте дары с другими.

3.Вселенная всегда забирает 10% того, что вы имеете. Но и даст взамен: деньги, выздоровление, новые отношения

Познавательные: и применение полученных знаний.

Регулятивные: предвосхищение результатами уровня усвоения нового материала

Личностные: умения выделить нравственный аспект знаний.

Рефлексия

Подведение итогов урока. -2 минуты


Наш урок подходит к концу.  


- Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте ощущения, которые возникли у вас в течение урока:



Отвечают на вопросы, вписывая ответы в рисунок обведенной руки:

t1622386876bg.jpg

1. БОЛЬШОЙ. Какие знания, опыт я сегодня получил?

2. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Понравилось ли мне наше занятие?

3.СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?

4. БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?

5. МИЗИНЕЦ. Что я могу взять с урока для своей жизни?

Регулятивные УУД 1.формировать умение оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности,

2.формировать умение критиковать себя, адекватно оценивать полученные знания.

Домашнее задание – 1 минута

Запишите домашнее задание в дневники.


Упр.62, упр.33. написать пословицы про работу и «Золотое правило механики» привести примеры проявления в повседневной

жизни человека.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.