12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лапина Оксана Викторовна47

Технологическая карта урока по биологии: Отдел Голосеменные растения.

ФИО

Лапина Оксана Викторовна

Место работы 

МБОУ СОШ с. Елабуга

Должность

 учитель биологии

Предмет

 биология 

Класс

 7

Тема и номер урока в теме 

урок биологии по теме «Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности», урок №8 в разделе Растения.

Базовый учебник 

В. Б. Захаров, Н. И. Сонин

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс

Цель урока по УУД:

Предметная: выявление особенностей внешнего и внутреннего строения голосеменных растений, позволяющие им переносить зимнюю засуху, оставаясь вечнозелеными, и широко распространяться по земной поверхности, по сравнению со споровыми растениями.

Метапредметная: создание условий для развития информационной компетентности/извлечение вторичной информации/1 уровень; продолжить формирование у учащихся формирование умения выделять главную мысль и сворачивать информация, а так же читать свернутую информацию; создание условий для формирования умения делать выводы о приспособленности организма к условиям обитания; продолжить формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Личностная: формирование у учащихся понимания необходимости охраны и сохранения видового разнообразия голосеменных.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

-знать – особенности строения органов голосеменных на примере хвойных растений; особенности жизненного цикла голосеменных растений;

-уметь – различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах и натуральных объектах органы голосеменных; приводить доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности и размножения голосеменных по сравнению со споровыми.

Метапредметные:

-регулятивные: уметь организовать и планировать свою деятельность, анализировать результаты своей работы на уроке.

-коммуникативные: уметь обсуждать результаты своей работы, работать в группах, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

-познавательные: уметь работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и причинами.

-личностные: уметь понимать значение полученных знаний и применять их в своей практической деятельности.

Базовые термины урока: пыльца, семяпочка, семя, зародыш, эндосперм.

Новые термины урока: Отдел Голосеменные, шишка, семенные чешуи

План урока.

Организационный момент.

Этап актуализации.

Физкультминутка.

Этап мотивация.

Этап целеполагание.

Этап первичного усвоения знаний .

Этап первичного закрепления.

Этап включения в систему знаний и повторения

Этап подведение итогов, рефлексия

Домашнее задание.

Тип урока  комбинированный.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ.

Структура и ход  урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятел-ть учащихся

УУД

Организационный этап (1 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к уроку и наличия выполненных заданий в тетради, выставление оценок.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку и выполнения домашнего задания

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Этап актуализации знаний.(10 мин)

Актуализировать ранее полученные знания для успешного усвоения новых знаний

Предлагает заполнить и повторить ранее изученные отделы растений:t1572160328aa.png

Заполняют и повторяют ранее изученный материал.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;

Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий

Профилактика утомляемости и перенапряжения

Физкультминутка:

-При названии термина отдела Мхов: поворот головы направо. Исходное положение.


-При названии термина отдела Папоротникообразные: поворот головы налево. Исходное положение.


-При названии термина отдела Плаунов: плавно наклонить голову назад.

Выполняют динамические упражнения


Этап мотивации к учебной деятельности (3 мин)

Создать условий заинтересованности к активной познавательной деятельности

Постановка проблемы : Сейчас очень модно украшать свои приусадебные участки хвойными растениями: какие особенности организации и жизнедеятельности этих растений так привлекает ландшафтных дизайнеров?t1572160328ab.jpg

Пытаются ответить на проблемный вопрос.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам.

Познавательные : умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативное : умение оформлять свои мысли в устной форме.

Этап целеполагания (1мин)

Формировать умения ставить перед собой цели и задачи и грамотно планировать свою деятельность

Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу для достижения поставленных целей.

Формулирование темы и целей урока, планирование работы.

Личностные : 

умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.

Регулятивные :

умение ставить цель, планировать деятельность

Этап первичного усвоения новых знаний (12 мин)

Включение учащихся в целенаправленную деятельность: теоретическое исследование особенностей внешнего и внутреннего строения голосеменных растений, позволяющих им оставаться вечнозелеными и широко распространяться.

Организует работу с компетентно-ориентированным заданием (КОЗ): 

Стимул: Ровесники динозавров.

Да, частицы этих растений находят в ископаемых отложениях, насчитывающих возраст от 60 до 120 млн. лет. По утверждению учёных, хвойные произрастали ещё до того, как огромная земная плита разделилась на материки.

Задание:

Изучите ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/22734/obshchaya-harakteristika-i-mnogoobrazie-golosemennyh-detalizirovannoe-predstavlenie.html

Заполните в таблице “обобщение признаков растений” соответствующую строку “Сосна”

Выпишите на чистый лист бумаги с правой стороны выявленные вами теоретические факты, которые, по вашему мнению, позволяют голосеменным растениям переносить зимнюю засуху, а с левой стороны листа – факты, позволяющие голосеменным достаточно широко распространяться по земной поверхности.

В результате практического исследования учащиеся могут сформулировать следующие выводы (модельный ответ):

Широко распространяться и оставаться вечнозелеными позволяют голосеменным следующие особенности их строения и жизнедеятельности:

размножение семенами. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных условий среды и определили независимость оплодотворения от воды;

наличие крылышка делает семя легким, облегчая тем самым перенос семян с помощью ветра на большие расстояния;

наличие пузырьков на пыльце облегчает ее и позволяет ветру переносить ее на большие расстояния для оплодотворения яйцеклетки другого хвойного растения;

жесткие игольчатые хвоинки покрыты толстой кутикулой, имеют погруженные в ткань листа устьица. Все это уменьшает испарение воды листьями, что позволяет им не опадать в неблагоприятное время года и оставаться вечнозелеными.

В стебле различают тонкую кору, хорошо развитую древесину и плохо выраженную сердцевину.

t1572160328ac.png

Составьте группой схему “Цикл развития сосны” и сравните ее с циклом развития папоротниковидных, найдите отличия и объясните их значение. Работа с слайдом : t1572160328ad.pngперетащите название этапов так, чтобы получился цикл. Какое поколение преобладает, спорофит или гаметофит?

Работают с ЭОР


Заполняют таблицу, начатая на этапе актуализации.


Выделяют признаки, которые позволяет им переносить без потери листвы зиму и широко распространятся по всему земному шару.


Составляют схему жизненного цикла сосны и отвечают на вопрос о преобладании полового и бесполого поколения.(работа с интерактивной доской)




Познавательные : уметь работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и причинами

Коммуникативное : уметь обсуждать результаты своей работы, работать в группах, высказывать и аргументировать свою точку зрения..

Этап первичного закрепления (12 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Предлагает выполнить задание 1 , 2. ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/11673/otdel-golosemennye-obshchaya-harakteristika-i-znachenie-v-prirode.html


Работают ЭОР.

Познавательные : умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативное : умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.

Этап включения в систему знаний и повторения (2 мин)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся 

Коррекция ошибок, допущенных в предыдущем этапе.

Осуществляют самопроверку

Познавательные : умение работать не только по алгоритму, но и системно: обобщать, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные : умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные : владение устной и письменной речью.

Этап итогов и рефлексии учебной деятельности на уроке (3 мин)

Формирование умения анализировать свою деятельность на уроке и выявлять главные идеи урока и осознавать свои ошибки

1. Что же позволило голосеменным растениям, по сравнению с папоротниковидными, широко распространиться Земле?

2. Почему голосеменные растения вечнозеленые?

3. Почему голосеменные растения получили такое название?

4. Какие особенности жизнедеятельности и строения человек применяет в ландшафтном дизайне.

4. Достигли ли мы цели урока?

5. Что на уроке вам показалось наиболее сложным?

6. Отметьте на «Линии уровня знаний» две точки – первая точка это знания в начале урока и вторая точка- уровень знаний в конце урока.

t1572160328ae.gif0% 100

Участвуют в обсуждении результатов своей работы на уроке.

Отмечают и оценивают уровень своих знаний на линии

Личностные : готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

Информация о домашнем задании (1 мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1. Для всех домашнее задание: стр. 68-73, устно ответить на вопросы на стр. 74.

2. Для углубленного изучения: подготовить сообщения о: Голосеменные в практической деятельности человека.

Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу.




Использованные источники для урока:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/216365/1ad8743c-6641-46db-af1f-9452f148e725/s1200?webp=false

http://fcior.edu.ru/card/22734/obshchaya-harakteristika-i-mnogoobrazie-golosemennyh-detalizirovannoe-predstavlenie.html

http://fcior.edu.ru/card/11673/otdel-golosemennye-obshchaya-harakteristika-i-znachenie-v-prirode.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.