Технологическая карта урока биологии в 7 классе «Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности»
Технологическая карта урока по биологии: Отдел Голосеменные растения.
ФИО | Лапина Оксана Викторовна |
Место работы | МБОУ СОШ с. Елабуга |
Должность | учитель биологии |
Предмет | биология |
Класс | 7 |
Тема и номер урока в теме | урок биологии по теме «Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности», урок №8 в разделе Растения. |
Базовый учебник | В. Б. Захаров, Н. И. Сонин Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс |
Цель урока по УУД:
Предметная: выявление особенностей внешнего и внутреннего строения голосеменных растений, позволяющие им переносить зимнюю засуху, оставаясь вечнозелеными, и широко распространяться по земной поверхности, по сравнению со споровыми растениями.
Метапредметная: создание условий для развития информационной компетентности/извлечение вторичной информации/1 уровень; продолжить формирование у учащихся формирование умения выделять главную мысль и сворачивать информация, а так же читать свернутую информацию; создание условий для формирования умения делать выводы о приспособленности организма к условиям обитания; продолжить формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.
Личностная: формирование у учащихся понимания необходимости охраны и сохранения видового разнообразия голосеменных.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
-знать – особенности строения органов голосеменных на примере хвойных растений; особенности жизненного цикла голосеменных растений;
-уметь – различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах и натуральных объектах органы голосеменных; приводить доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности и размножения голосеменных по сравнению со споровыми.
Метапредметные:
-регулятивные: уметь организовать и планировать свою деятельность, анализировать результаты своей работы на уроке.
-коммуникативные: уметь обсуждать результаты своей работы, работать в группах, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
-познавательные: уметь работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и причинами.
-личностные: уметь понимать значение полученных знаний и применять их в своей практической деятельности.
Базовые термины урока: пыльца, семяпочка, семя, зародыш, эндосперм.
Новые термины урока: Отдел Голосеменные, шишка, семенные чешуи
План урока.
Организационный момент.
Этап актуализации.
Физкультминутка.
Этап мотивация.
Этап целеполагание.
Этап первичного усвоения знаний .
Этап первичного закрепления.
Этап включения в систему знаний и повторения
Этап подведение итогов, рефлексия
Домашнее задание.
Тип урока комбинированный.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ.
Структура и ход урока
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятел-ть учащихся | УУД | |
Организационный этап (1 мин) | ||||
Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к уроку и наличия выполненных заданий в тетради, выставление оценок. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку и выполнения домашнего задания | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | |
Этап актуализации знаний.(10 мин) | ||||
Актуализировать ранее полученные знания для успешного усвоения новых знаний | Предлагает заполнить и повторить ранее изученные отделы растений: | Заполняют и повторяют ранее изученный материал. | Познавательные: установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий | |
Профилактика утомляемости и перенапряжения | Физкультминутка: -При названии термина отдела Мхов: поворот головы направо. Исходное положение. -При названии термина отдела Папоротникообразные: поворот головы налево. Исходное положение. -При названии термина отдела Плаунов: плавно наклонить голову назад. | Выполняют динамические упражнения | | |
Этап мотивации к учебной деятельности (3 мин) | ||||
Создать условий заинтересованности к активной познавательной деятельности | Постановка проблемы : Сейчас очень модно украшать свои приусадебные участки хвойными растениями: какие особенности организации и жизнедеятельности этих растений так привлекает ландшафтных дизайнеров? | Пытаются ответить на проблемный вопрос. | Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. Познавательные : умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативное : умение оформлять свои мысли в устной форме. | |
Этап целеполагания (1мин) | ||||
Формировать умения ставить перед собой цели и задачи и грамотно планировать свою деятельность | Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу для достижения поставленных целей. | Формулирование темы и целей урока, планирование работы. | Личностные : умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Регулятивные : умение ставить цель, планировать деятельность | |
Этап первичного усвоения новых знаний (12 мин) | ||||
Включение учащихся в целенаправленную деятельность: теоретическое исследование особенностей внешнего и внутреннего строения голосеменных растений, позволяющих им оставаться вечнозелеными и широко распространяться. | Организует работу с компетентно-ориентированным заданием (КОЗ): Стимул: Ровесники динозавров. Да, частицы этих растений находят в ископаемых отложениях, насчитывающих возраст от 60 до 120 млн. лет. По утверждению учёных, хвойные произрастали ещё до того, как огромная земная плита разделилась на материки. Задание: Заполните в таблице “обобщение признаков растений” соответствующую строку “Сосна” Выпишите на чистый лист бумаги с правой стороны выявленные вами теоретические факты, которые, по вашему мнению, позволяют голосеменным растениям переносить зимнюю засуху, а с левой стороны листа – факты, позволяющие голосеменным достаточно широко распространяться по земной поверхности. В результате практического исследования учащиеся могут сформулировать следующие выводы (модельный ответ): Широко распространяться и оставаться вечнозелеными позволяют голосеменным следующие особенности их строения и жизнедеятельности: размножение семенами. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных условий среды и определили независимость оплодотворения от воды; наличие крылышка делает семя легким, облегчая тем самым перенос семян с помощью ветра на большие расстояния; наличие пузырьков на пыльце облегчает ее и позволяет ветру переносить ее на большие расстояния для оплодотворения яйцеклетки другого хвойного растения; жесткие игольчатые хвоинки покрыты толстой кутикулой, имеют погруженные в ткань листа устьица. Все это уменьшает испарение воды листьями, что позволяет им не опадать в неблагоприятное время года и оставаться вечнозелеными. В стебле различают тонкую кору, хорошо развитую древесину и плохо выраженную сердцевину.
Составьте группой схему “Цикл развития сосны” и сравните ее с циклом развития папоротниковидных, найдите отличия и объясните их значение. Работа с слайдом : перетащите название этапов так, чтобы получился цикл. Какое поколение преобладает, спорофит или гаметофит? | Работают с ЭОР Заполняют таблицу, начатая на этапе актуализации. Выделяют признаки, которые позволяет им переносить без потери листвы зиму и широко распространятся по всему земному шару. Составляют схему жизненного цикла сосны и отвечают на вопрос о преобладании полового и бесполого поколения.(работа с интерактивной доской) | Познавательные : уметь работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать информацию, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и причинами Коммуникативное : уметь обсуждать результаты своей работы, работать в группах, высказывать и аргументировать свою точку зрения.. | |
Этап первичного закрепления (12 мин) | ||||
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Предлагает выполнить задание 1 , 2. ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/11673/otdel-golosemennye-obshchaya-harakteristika-i-znachenie-v-prirode.html | Работают ЭОР. | Познавательные : умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Коммуникативное : умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. | |
Этап включения в систему знаний и повторения (2 мин) | ||||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Коррекция ошибок, допущенных в предыдущем этапе. | Осуществляют самопроверку | Познавательные : умение работать не только по алгоритму, но и системно: обобщать, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные : умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативные : владение устной и письменной речью. | |
Этап итогов и рефлексии учебной деятельности на уроке (3 мин) | ||||
Формирование умения анализировать свою деятельность на уроке и выявлять главные идеи урока и осознавать свои ошибки | 1. Что же позволило голосеменным растениям, по сравнению с папоротниковидными, широко распространиться Земле? 2. Почему голосеменные растения вечнозеленые? 3. Почему голосеменные растения получили такое название? 4. Какие особенности жизнедеятельности и строения человек применяет в ландшафтном дизайне. 4. Достигли ли мы цели урока? 5. Что на уроке вам показалось наиболее сложным? 6. Отметьте на «Линии уровня знаний» две точки – первая точка это знания в начале урока и вторая точка- уровень знаний в конце урока. 0% 100 | Участвуют в обсуждении результатов своей работы на уроке. Отмечают и оценивают уровень своих знаний на линии | Личностные : готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. | |
Информация о домашнем задании (1 мин) | ||||
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | 1. Для всех домашнее задание: стр. 68-73, устно ответить на вопросы на стр. 74. 2. Для углубленного изучения: подготовить сообщения о: Голосеменные в практической деятельности человека. | Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу. | |
Использованные источники для урока:
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/216365/1ad8743c-6641-46db-af1f-9452f148e725/s1200?webp=false