Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему «Прямоугольный параллелепипед»
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей математики на лучшую методическую разработку «Технологическая карта урока по ФГОС»
Технологическая карта урока открытия нового знания по технологии
системно-деятельностного метода
Автор урока (Ф.И.О.) | Харбих Татьяна Станиславовна |
Должность | Учитель математики |
Образовательное учреждение | МОУ «Оболенская СОШ» |
Предмет | Математика |
Класс (профиль класса) | 5 (общеобразовательный) |
Продолжительность урока (занятия) | 45 мин |
Тема урока | Прямоугольный параллелепипед |
Тип урока (форма урока) | Открытие новых знаний |
Цель и задачи (результаты) урока: Предметные (Пр) Регулятивные (Р) Познавательные (П) Коммуникативные (К) Личностные (Л) | Цель: создать условия для формирования способности к основным видам деятельности через усвоение понятия прямоугольного параллелепипеда Задачи урока: Предметные Ученик познакомится с определением прямоугольного параллелепипеда, видами параллелепипедов, элементами и измерениями прямоугольного параллелепипеда Метапредметные Регулятивные: Ученик получит возможность научиться: - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: Ученик получит возможность научиться: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: Ученик получит возможность научиться: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - слушать и понимать речь других Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Автор учебника (УМК) | Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – 12-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2012 |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия) | Компьютер, экран, проектор |
Указание приложений к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал) | Презентация, раздаточный материал |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок) | Белобрысова, Т.С. Приемы интенсификации процесса обучения математике в школе / Т.С. Белобрысова // Сборник трудов V межд. науч.-практ. конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве»: в 2 ч. / под ред. Ю.А. Романенко, Е.В. Лоцмановой. – Протвино, Управление образования и науки, 4-8 июля 2011. Ч 1. – С.40-42. Белобрысова, Т.С. Формирование положительной учебной мотивации учащихся как один из путей повышения качества личностно-ориентированного образования / Т.С. Белобрысова // Сборник трудов IV межд. науч.-практ. конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве»: в 2 ч. / под ред. Ю.А. Романенко. – Серпухов, Управление образования и науки, 29 июня – 2 июля 2010. Ч 1. – С. 37-40. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. – М.: БИНОМ, 2013. – 205 с. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. – (Б-ка учителя). Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011. – 223 с. (Стандарты второго поколения). Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – 12-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2012. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010. Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. - М.: Просвещение, 2012. – 218 с. (Работаем по новым стандартам). http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. http://portfolio.uga.akipkro.ru/blog/pozarickaya/3/2013/01/11/sd |
Деятельность учителя (краткое описание этапов урока) | Деятельность учащихся (перечень УУД, предметных результатов) | ||||||||||||
Организационный момент (мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки) Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Доброе утро, ребята! Древняя китайская мудрость гласит: «Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься» (слайд 2). Сегодня нам предстоит и то, и другое, и третье. Настройтесь на работу, проверьте, все ли вы приготовили к уроку и …внимание на экран! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам. | ||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) | |||||||||||||
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность Организация учебного процесса - Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить то, что уже знаем.) - Посмотрите на слайд. Перед вами геометрические фигуры. Выделим из них те, которые уже знаем (квадрат, круг, прямоугольник и треугольник) (слайд 3) - Подумаем, чем известные нам фигуры отличаются от неизвестных (слайд 4) (Известные фигуры ПЛОСКИЕ, а неизвестные – ОБЪЕМНЫЕ) - Объемные геометрические фигуры называют ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ. Вот примеры некоторых из них. (слайд 5) - Какие тела вы назвали бы МНОГОГРАННИКАМИ, а какие – КРУГЛЫМИ. Почему? (снова слайд 5) - На следующем слайде вы видите реальные объекты, имеющие похожую форму. (слайд 6) Многогранники это или круглые тела? А геометрическое название этих многогранников мы с вами узнаем только после того, как поработаем в группах. (слайд 7) | Отвечают на вопросы учителя, обосновывают свои ответы (фронтальная работа) Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: Уметь искать сходства и различия | ||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин) | |||||||||||||
- На доске нарисованы пустые ячейки, куда следует вписать нужную букву. А какую именно, – вы определите САМИ, выполнив предложенные вам задания. - Попрошу всех выйти к доске, встать по алфавиту (по первой буквы имени, которым вас дома ласково называют родители) и рассчитаться на первый, второй, третий, четвертый. Первые номера становятся командой ДЕНЬ, вторые – МАЙЯ, третьи – ПИРЫ, а четвертые – УГОЛ. Как вы думаете, почему? Правильно! Потому что именно из этих букв состоит угадываемое слово. - Возьмите, пожалуйста, ручки и пройдите в ШТАБ своей группы – к парте, на которой лежат карточки с названием группы. Выберите КАПИТАНА и отправляйте его за инструкциями к учителю. ИНСТРУКЦИЯ: 1. Распределить четыре примера между членами группы; 2. Подписать на карточке с примером фамилию ученика, который будет его решать; 3. Решить пример, записав промежуточные действия и конечный ответ (ответ в примере указывает на то, сколько раз данная буква встречается в названии угадываемого слова); 4. Проверить, является ли полученный ответ ВЕРНЫМ (он не может быть дробным числом!) - Карточки с решениями и ответами КАПИТАН относит учителю и получает КОД ДОСТУПА, указывающий на место той или иной буквы в угадываемом слове; - Посыльный от каждой группы выходит к доске и вписывает буквы в соответствующие клеточки. - Итак, тема урока ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД. (слайд 8) - А какой будет цель сегодняшнего урока? Сформулируем ее, используя для этого ключевые слова УЗНАВАТЬ, ОПРЕДЕЛЯТЬ и ВЫДЕЛЯТЬ. (слайд 8) | Работа в группах. Учащиеся следуют инструкциям учителя, решают каждый свой пример, записывают решение на подписанной карточке, проверяют полученный ответ на достоверность, получают КОД ДОСТУПА и вписывают свои буквы в пустые клеточки на доске. В итоге появляется название темы урока: ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД и его образовательная цель: Научиться узнавать прямоугольный параллелепипед, определять его вид и выделять составные части (элементы) Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Уметь ориентироваться в собственной системе знаний. Регулятивные: Уметь осуществлять самоконтроль, анализируя полученный результат на правдоподобность | ||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин) | |||||||||||||
А что мы знаем о прямоугольном параллелепипеде? Для того чтобы узнать больше, давайте почитаем учебник (параграф 50), а затем повторим то, что там прочитали (слайд 9). | Внешний вид и то, что он является геометрическим телом МНОГОГРАННИК. Элементы параллелепипеда: вершины, ребра и грани. | ||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин) | |||||||||||||
Составим таблицу, в строках которой укажем названия элементов прямоугольного параллелепипеда, а в столбцах – их количество и форма (фронтальная работа по формированию таблицы, которая называется «Элементы прямоугольного параллелепипеда»). (слайд 10)
| Учащиеся говорят о своих предположениях. В тетрадях рисуют таблицу. Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | ||||||||||||
5. Реализация построенного проекта (5-8 мин) | |||||||||||||
Перед Вами стоит следующая учебная задача: 1) определить количество вершин, ребер и граней прямоугольного параллелепипеда; 2) вспомнить, какими плоскими геометрическими фигурами являются эти элементы; 3) проверить правильность составленной таблицы. Работаем в парах. При необходимости можем использовать учебник. Вторая учебная задача заключается в том, чтобы составить классификационную схему «Виды параллелепипедов». Для этого ответим на следующие вопросы: - Является ли прямоугольным параллелепипедом КУБ? - Чем КУБ отличается от прямоугольного параллелепипеда ОБЩЕГО ВИДА? - Существуют ли непрямоугольные параллелепипеды? В итоге диалога на слайде появляется схема «Виды параллелепипедов» (слайд 11). Третья и последняя на сегодня учебная задача состоит в формировании определения прямоугольного параллелепипеда. Какое геометрическое тело назвали прямоугольным параллелепипедом? Из каких плоских фигур состоит его поверхность? Прямоугольный параллелепипед – это геометрическое тело, поверхность которого состоит из шести прямоугольников.
- Если мы говорим о РАЗМЕРАХ прямоугольного параллелепипеда, то какое ТРЕТЬЕ измерение Вы добавили бы к длине и ширине? Ответ: ВЫСОТУ. Итак, измерениями пр. п-да являются ДЛИНА, ШИРИНА и ВЫСОТА Проверим, какая дополнительная информация о прямоугольном параллелепипеде имеется в нашем учебнике (стр. 234). Прочтем ее и обсудим. | Каждая пара получает задание, выполняет его в своих тетрадях, проверяет правильность выполненного задания (слайд 10). Отвечают на вопросы учителя. Рисуют в тетради схему «Виды параллелепипедов» (без рис.унков– их надо будет дорисовать дома). Записывают определение прямоугольного параллелепипеда. Записывают названия измерений прямоугольного параллелепипеда. Читают в учебнике перевод с древнегреческого. Объясняют, ПОЧЕМУ прямоугольный параллелепипед получил такое название. Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану | ||||||||||||
Физкультминутка: Смена вида деятельности (слайд 12). - Параллелепипеды могут быть высокими, как небоскребы. Давайте покажем, какими они могут быть высокими. - Параллелепипеды могут быть широкими, как Волга в разливе. Давайте покажем, какими они могут быть широкими. - А как самим «сделать» прямоугольный параллелепипед из двух сцепленных в замок рук? (Делают наклоны вправо, влево, вперед, назад.) | Выполняют упражнения. | ||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) | |||||||||||||
А теперь, ребята, проговорите друг другу определение прямоугольного параллелепипеда, перечислите названия его элементов и измерений. Приведите примеры бытовых предметов, имеющих форму куба, прямоугольного параллелепипеда, непрямоугольного параллелепипеда. В случае затруднения, обращайтесь к учебнику (стр. 234). | Проговаривают определение, называют элементы и измерения, приводят примеры. Проверяют по учебнику. Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. | ||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин) | |||||||||||||
- Наступило время для проведения математического диктанта: сгибаем лист в конце тетради пополам, вкладываем между двумя половинками копирку, подписываем имя, фамилию и номера вопросов (их будет семь). - внимание – на экран! (На слайдах появляются задания с выбором ответа.) - Проверим правильность ответов по эталону и зафиксируем результат при помощи знаков «+» или «–». - Оценим проделанную работу по критериям, указанным на слайде. Критерии для оценки: без ошибок – оценка «5», 1 ошибка – оценка «4», 2 ошибки – оценка «3». - Поднимите, пожалуйста, руки те, кто поставил себе оценку «5». Вы - молодцы! - Поднимите руки те, кто поставил себе оценку «4». Будьте повнимательнее! - Поднимите руки получившие оценку «3». Вам нужно дома еще раз перечитать учебник. | Учащиеся выполняют математический диктант (слайды 13-19). Свои ответы они записывают под копирку на половинке листочка в конце тетради. После завершения работы половинка этого листочка отрывается по сгибу и сдается на проверку учителю. Записи на второй половинке остаются в тетрадях учащихся и проверяются по эталону учителя (слайд 20). После выставления «плюсов-минусов» учащиеся оценивают свою работу по критериям, предложенным учителем (слайд 21). Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин) | |||||||||||||
- В заключение урока давайте подумаем, какие практические задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом, могли бы встать перед человеком? | Приводят примеры практических задач, связанных с прямоугольным параллелепипедом (например, ремонт комнаты, чистка аквариума и пр.). Познавательные: Уметь ориентироваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | ||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) | |||||||||||||
ИТАК, подведем итоги урока. - Какую цель мы перед собой ставили? - Достигли цели? - Оценим свои чувства и эмоции: 1) Сначала пусть правую руку поднимут те из вас, кто все понял и кому урок понравился. Спасибо! 2) Теперь пусть левую руку поднимут те, кто плохо понял новый материал и кому урок не понравился. Спасибо! 3) Наконец, обе руки пусть поднимут те, кому урок в целом понравился, но осталось некоторое недопонимание. Спасибо! В любом случае дома нужно будет хорошенько поработать (слайд 22). Запишем в дневники домашнее задание: а) Параграф 50 б) № 911, 912, 913 в) Дополнительно: Составить кроссворд по теме «Геометрические фигуры и тела». Напомню, что за дополнительное задание оценка выставляется в журнал, но при условии оформления его на отдельном листочке А-4. - Всем спасибо за урок! (слайд 23) | Отвечают на вопросы. Дети поднимают руки (правую, левую или обе вместе) Слушают, записывают, уточняют способы работы и объём домашней работы. Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Приложение 1
Презентация к уроку на тему «Прямоугольный параллелепипед»
Слайд 1
| Слайд 2
|
Слайд 3 | Слайд 4 |
Слайд 5 | Слайд 6 |
Слайд 7 | Слайд 8 |
Слайд 9 | Слайд 10 |
Слайд 11
| Слайд 12 |
Слайд 13 | Слайд 14 |
Слайд 15 | Слайд 16 |
Слайд 17 | Слайд 18 |
Слайд 19 | Слайд 20 |
Слайд 21 | Слайд 22 |
Слайд 23 | Слайд 24 |
Приложение 2
Самоанализ урока на тему «Прямоугольный параллелепипед»
| Параметры | Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |||
1 | Мотивация | 1 уровень. Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) 3 уровень. Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него материал) | | 2 | |
2 | Целеполагание | 1 уровень. Цель урока определяется учителем 2 уровень. Цель урока согласуется с учениками 3 уровень. Оформляются несколько целей урока (учителем – для себя, учениками – для себя) | | 2 | |
3 | Характер учебных заданий Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | 1 уровень. Репродуктивный (выполнение по образцу) 2 уровень. Репродуктивный с включением самостоятельной работы 3 уровень. Поисковый, творческий | | | 3 |
4 | Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности учащихся на уроке | 1 уровень. Ученик: – принимает проблемную ситуацию, заданную учителем – принимает цели и задачи, поставленные учителем, – использует предложенный алгоритм действий Использует предложенные ресурсы 2уровень. Ученик: – принимает проблемную ситуацию, заданную учителем – ставит цель, формулирует по достижению заданной цели – выбирает алгоритм решения задачи из предложенных алгоритмов – выбирает необходимые ресурсы – самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий 3 уровень. Ученик: Самостоятельно выявляет и формулирует проблему – ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты – создаёт алгоритм действий – находит ресурс для выполнения действий – соотносит запланированный и полученный результат – планирует свою дальнейшую деятельность. | | 2 | |
5 | Формы освоения урока | 1 уровень – самостоятельная – фронтальная – индивидуальная 2 уровень – работа в парах 3 уровень – работа в группах | | | 3 |
6 | Методы, используемые на уроке | 1 уровень – объяснительно – иллюстративный – репродуктивный 2 уровень – проблемное изложение 3 уровень – исследовательский, эвристический | | 2 | |
7 | Применение инновационных технологий (эффективность применения) по 3 б. за каждую технологию | ИКТ Проблемно – диалогическая – продуктивного чтения, критического мышления – оценивания – проектная деятельность | 3 | 3 | |
8 | Организация обратной связи на уроке | 1 уровень обратная связь на уровне контроля учитель спрашивает – ученик отвечает отношения на уровне «учитель учит ученика» 2 уровень Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне субъект-объект/субъект. При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися 3 уровень Постоянное субъект – объектное взаимодействие между учителями и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности. | | 2 | |
9 | Система оценивания достижений учащихся | 1 уровень Самооценка учащихся на основе словесной характеристики 2 уровень Включение учащихся в обсуждение ответа 3 уровень Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку | 1 | | |
10 | Рефлексия | 1уровень Ученики высказываются по поводу результатов урока 2 уровень Ученики оценивают результат и процесс деятельности 3 уровень Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности | 1 | | |
11 | Результативность урока | 1 уровень Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем 2 уровень Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками 3 уровень Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и /результатами контрольного среза | | 2 | |
12 | Домашнее задание | 1 уровень Задания подобные классным. Объём не более 25-30% от классной работы. 2 уровень Задания, дифференцированного характера 3 уровень Контекстные задания, для решения которых необходима дополнительная информация | | | 3 |
13 | Формирование УУД | 1 уровень Наличие в конспекте урока. Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем 2 уровень Активное изучение материала с включением проблемных вопросов, эвристической беседы 3 уровень Активное изучение материала с организацией исследовательской деятельности учащихся. | | 2 | |
14 | Коммуникация учащихся | 1 уровень Соблюдает речевые нормы и процедуры работы в группе 2 уровень Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе 3 уровень Используют средства письменной коммуникации. Адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией, вступают в дискуссию, отстаивая свою точку зрения | | 2 | |
Итого: | 33 | ||||
Общая оценка урока (общее впечатление, оценка, выводы, рекомендации учителю): Урок соответствует требованиям ФГОС ООО и может быть использован при обучении учащихся 5 классов по УМК И.И. Зубаревой. | |||||
Рекомендации по оцениванию: Всего 14 параметров, выбираете в критериях наиболее соответствующий уровень и выставляете баллы: 1 уровень 1 балл, 2 уровень – 2 балла, 3 уровень – 3 балла, если не подходит ни один уровень – 0 баллов. Исключение – критерий № 7: за каждую технологию – 3 балла. |
Огрызко Ирина Владимировна