12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Харбих Татьяна Станиславовна228



Всероссийский дистанционный конкурс для учителей математики на лучшую методическую разработку «Технологическая карта урока по ФГОС»


Технологическая карта урока открытия нового знания по технологии

системно-деятельностного метода


Автор урока (Ф.И.О.)

Харбих Татьяна Станиславовна

Должность

Учитель математики

Образовательное учреждение

МОУ «Оболенская СОШ»

Предмет

Математика

Класс (профиль класса)

5 (общеобразовательный)

Продолжительность урока (занятия)

45 мин

Тема урока

Прямоугольный параллелепипед

Тип урока (форма урока)

Открытие новых знаний

Цель и задачи (результаты) урока:

Предметные (Пр)

Регулятивные (Р)

Познавательные (П)

Коммуникативные (К)

Личностные (Л)

Цель: создать условия для формирования способности к основным видам деятельности через усвоение понятия прямоугольного параллелепипеда

Задачи урока:

Предметные

Ученик познакомится с определением прямоугольного параллелепипеда, видами параллелепипедов, элементами и измерениями прямоугольного параллелепипеда

Метапредметные

Регулятивные:

Ученик получит возможность научиться:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные:

Ученик получит возможность научиться:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Автор учебника (УМК)

Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – 12-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2012

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия)

Компьютер, экран, проектор


Указание приложений к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал)

Презентация, раздаточный материал

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок)

Белобрысова, Т.С. Приемы интенсификации процесса обучения математике в школе / Т.С. Белобрысова // Сборник трудов V межд. науч.-практ. конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве»: в 2 ч. / под ред. Ю.А. Романенко, Е.В. Лоцмановой. – Протвино, Управление образования и науки, 4-8 июля 2011. Ч 1. – С.40-42.

Белобрысова, Т.С. Формирование положительной учебной мотивации учащихся как один из путей повышения качества личностно-ориентированного образования / Т.С. Белобрысова // Сборник трудов IV межд. науч.-практ. конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве»: в 2 ч. / под ред. Ю.А. Романенко. – Серпухов, Управление образования и науки, 29 июня – 2 июля 2010. Ч 1. – С. 37-40.

Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. – М.: БИНОМ, 2013. – 205 с.

Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с. – (Б-ка учителя).

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2011. – 223 с. (Стандарты второго поколения).

Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – 12-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2012.

Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2010.

Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. - М.: Просвещение, 2012. – 218 с. (Работаем по новым стандартам).

http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

http://portfolio.uga.akipkro.ru/blog/pozarickaya/3/2013/01/11/sd


Деятельность учителя (краткое описание этапов урока)

Деятельность учащихся

(перечень УУД, предметных результатов)

Организационный момент

(мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Доброе утро, ребята! Древняя китайская мудрость гласит: «Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься» (слайд 2). Сегодня нам предстоит и то, и другое, и третье. Настройтесь на работу, проверьте, все ли вы приготовили к уроку и …внимание на экран!


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)

Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность Организация учебного процесса

- Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить то, что уже знаем.)

- Посмотрите на слайд. Перед вами геометрические фигуры. Выделим из них те, которые уже знаем (квадрат, круг, прямоугольник и треугольник) (слайд 3)

- Подумаем, чем известные нам фигуры отличаются от неизвестных (слайд 4) (Известные фигуры ПЛОСКИЕ, а неизвестные – ОБЪЕМНЫЕ)

- Объемные геометрические фигуры называют ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ. Вот примеры некоторых из них. (слайд 5)

- Какие тела вы назвали бы МНОГОГРАННИКАМИ, а какие – КРУГЛЫМИ. Почему? (снова слайд 5)

- На следующем слайде вы видите реальные объекты, имеющие похожую форму. (слайд 6) Многогранники это или круглые тела? А геометрическое название этих многогранников мы с вами узнаем только после того, как поработаем в группах. (слайд 7)

Отвечают на вопросы учителя, обосновывают свои ответы (фронтальная работа)


Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: Уметь искать сходства и различия

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин)

- На доске нарисованы пустые ячейки, куда следует вписать нужную букву. А какую именно, – вы определите САМИ, выполнив предложенные вам задания.

- Попрошу всех выйти к доске, встать по алфавиту (по первой буквы имени, которым вас дома ласково называют родители) и рассчитаться на первый, второй, третий, четвертый. Первые номера становятся командой ДЕНЬ, вторые – МАЙЯ, третьи – ПИРЫ, а четвертые – УГОЛ. Как вы думаете, почему? Правильно! Потому что именно из этих букв состоит угадываемое слово.

- Возьмите, пожалуйста, ручки и пройдите в ШТАБ своей группы – к парте, на которой лежат карточки с названием группы. Выберите КАПИТАНА и отправляйте его за инструкциями к учителю.

ИНСТРУКЦИЯ:

1. Распределить четыре примера между членами группы;

2. Подписать на карточке с примером фамилию ученика, который будет его решать;

3. Решить пример, записав промежуточные действия и конечный ответ (ответ в примере указывает на то, сколько раз данная буква встречается в названии угадываемого слова);

4. Проверить, является ли полученный ответ ВЕРНЫМ (он не может быть дробным числом!)

- Карточки с решениями и ответами КАПИТАН относит учителю и получает КОД ДОСТУПА, указывающий на место той или иной буквы в угадываемом слове;

- Посыльный от каждой группы выходит к доске и вписывает буквы в соответствующие клеточки.

- Итак, тема урока ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД. (слайд 8)

- А какой будет цель сегодняшнего урока? Сформулируем ее, используя для этого ключевые слова УЗНАВАТЬ, ОПРЕДЕЛЯТЬ и ВЫДЕЛЯТЬ. (слайд 8)

Работа в группах.

Учащиеся следуют инструкциям учителя, решают каждый свой пример, записывают решение на подписанной карточке, проверяют полученный ответ на достоверность, получают КОД ДОСТУПА и вписывают свои буквы в пустые клеточки на доске.

В итоге появляется название темы урока: ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД и его образовательная цель: Научиться узнавать прямоугольный параллелепипед, определять его вид и выделять составные части (элементы)


Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: Уметь ориентироваться в собственной системе знаний.

Регулятивные: Уметь осуществлять самоконтроль, анализируя полученный результат на правдоподобность

3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин)

А что мы знаем о прямоугольном параллелепипеде?

Для того чтобы узнать больше, давайте почитаем учебник (параграф 50), а затем повторим то, что там прочитали (слайд 9).

Внешний вид и то, что он является геометрическим телом МНОГОГРАННИК.

Элементы параллелепипеда: вершины, ребра и грани.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин)

Составим таблицу, в строках которой укажем названия элементов прямоугольного параллелепипеда, а в столбцах – их количество и форма (фронтальная работа по формированию таблицы, которая называется «Элементы прямоугольного параллелепипеда»). (слайд 10)


Название

Количество

Форма

Вершины



Ребра



Грани



Учащиеся говорят о своих предположениях.

В тетрадях рисуют таблицу.

Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

5. Реализация построенного проекта (5-8 мин)

Перед Вами стоит следующая учебная задача:

1) определить количество вершин, ребер и граней прямоугольного параллелепипеда;

2) вспомнить, какими плоскими геометрическими фигурами являются эти элементы;

3) проверить правильность составленной таблицы.

Работаем в парах. При необходимости можем использовать учебник.

Вторая учебная задача заключается в том, чтобы составить классификационную схему «Виды параллелепипедов». Для этого ответим на следующие вопросы:

- Является ли прямоугольным параллелепипедом КУБ?

- Чем КУБ отличается от прямоугольного параллелепипеда ОБЩЕГО ВИДА?

- Существуют ли непрямоугольные параллелепипеды?

В итоге диалога на слайде появляется схема «Виды параллелепипедов» (слайд 11).

Третья и последняя на сегодня учебная задача состоит в формировании определения прямоугольного параллелепипеда.

Какое геометрическое тело назвали прямоугольным параллелепипедом? Из каких плоских фигур состоит его поверхность?

Прямоугольный параллелепипед – это геометрическое тело, поверхность которого состоит из шести прямоугольников.

 


- Если мы говорим о РАЗМЕРАХ прямоугольного параллелепипеда, то какое ТРЕТЬЕ измерение Вы добавили бы к длине и ширине? Ответ: ВЫСОТУ.

Итак, измерениями пр. п-да являются ДЛИНА, ШИРИНА и ВЫСОТА

Проверим, какая дополнительная информация о прямоугольном параллелепипеде имеется в нашем учебнике (стр. 234). Прочтем ее и обсудим.


Каждая пара получает задание, выполняет его в своих тетрадях, проверяет правильность выполненного задания (слайд 10).












Отвечают на вопросы учителя.

Рисуют в тетради схему «Виды параллелепипедов» (без рис.унков– их надо будет дорисовать дома).




Записывают определение прямоугольного параллелепипеда.


Записывают названия измерений прямоугольного параллелепипеда.



Читают в учебнике перевод с древнегреческого. Объясняют, ПОЧЕМУ прямоугольный параллелепипед получил такое название.

Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану

Физкультминутка: Смена вида деятельности (слайд 12).

- Параллелепипеды могут быть высокими, как небоскребы. Давайте покажем, какими они могут быть высокими.

- Параллелепипеды могут быть широкими, как Волга в разливе. Давайте покажем, какими они могут быть широкими.

- А как самим «сделать» прямоугольный параллелепипед из двух сцепленных в замок рук? (Делают наклоны вправо, влево, вперед, назад.)

Выполняют упражнения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)

А теперь, ребята, проговорите друг другу определение прямоугольного параллелепипеда, перечислите названия его элементов и измерений.

Приведите примеры бытовых предметов, имеющих форму куба, прямоугольного параллелепипеда, непрямоугольного параллелепипеда.

В случае затруднения, обращайтесь к учебнику (стр. 234).

Проговаривают определение, называют элементы и измерения, приводят примеры. Проверяют по учебнику.

Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин)

- Наступило время для проведения математического диктанта: сгибаем лист в конце тетради пополам, вкладываем между двумя половинками копирку, подписываем имя, фамилию и номера вопросов (их будет семь).

- внимание – на экран! (На слайдах появляются задания с выбором ответа.)

- Проверим правильность ответов по эталону и зафиксируем результат при помощи знаков «+» или «–».

- Оценим проделанную работу по критериям, указанным на слайде.

Критерии для оценки:

без ошибок – оценка «5», 1 ошибка – оценка «4», 2 ошибки – оценка «3».

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто поставил себе оценку «5». Вы - молодцы!

- Поднимите руки те, кто поставил себе оценку «4». Будьте повнимательнее!

- Поднимите руки получившие оценку «3». Вам нужно дома еще раз перечитать учебник.

Учащиеся выполняют математический диктант (слайды 13-19). Свои ответы они записывают под копирку на половинке листочка в конце тетради. После завершения работы половинка этого листочка отрывается по сгибу и сдается на проверку учителю. Записи на второй половинке остаются в тетрадях учащихся и проверяются по эталону учителя (слайд 20).

После выставления «плюсов-минусов» учащиеся оценивают свою работу по критериям, предложенным учителем (слайд 21).

Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин)

- В заключение урока давайте подумаем, какие практические задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом, могли бы встать перед человеком?

Приводят примеры практических задач, связанных с прямоугольным параллелепипедом (например, ремонт комнаты, чистка аквариума и пр.).

Познавательные: Уметь ориентироваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)

ИТАК, подведем итоги урока.

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Достигли цели?

- Оценим свои чувства и эмоции:

1) Сначала пусть правую руку поднимут те из вас, кто все понял и кому урок понравился. Спасибо!

2) Теперь пусть левую руку поднимут те, кто плохо понял новый материал и кому урок не понравился. Спасибо!

3) Наконец, обе руки пусть поднимут те, кому урок в целом понравился, но осталось некоторое недопонимание. Спасибо!

В любом случае дома нужно будет хорошенько поработать (слайд 22). Запишем в дневники домашнее задание:

а) Параграф 50

б) № 911, 912, 913

в) Дополнительно: Составить кроссворд по теме «Геометрические фигуры и тела».

Напомню, что за дополнительное задание оценка выставляется в журнал, но при условии оформления его на отдельном листочке А-4.

- Всем спасибо за урок! (слайд 23)

Отвечают на вопросы.



Дети поднимают руки (правую, левую или обе вместе)



Слушают, записывают, уточняют способы работы и объём домашней работы.


Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Приложение 1

Презентация к уроку на тему «Прямоугольный параллелепипед»

Слайд 1

image%281%29.png 

Слайд 2

 image.png

Слайд 3

t1609910850ad.gif

Слайд 4

t1609910850ae.gif

Слайд 5

t1609910850af.gif

Слайд 6

t1609910850ag.gif

Слайд 7

t1609910850ah.gif

Слайд 8

t1609910850ai.gif

Слайд 9

t1609910850aj.gif

Слайд 10

t1609910850ak.gif

Слайд 11

image%282%29.png 

Слайд 12

t1609910850am.gif

Слайд 13

t1609910850an.gif

Слайд 14

t1609910850ao.gif

Слайд 15

t1609910850ap.gif

Слайд 16

t1609910850aq.gif

Слайд 17

t1609910850ar.gif

Слайд 18

t1609910850as.gif

Слайд 19

t1609910850at.gif

Слайд 20

t1609910850au.gif

Слайд 21

t1609910850av.gif

Слайд 22

t1609910850aw.gif

Слайд 23

t1609910850ax.gif

Слайд 24

t1609910850ay.gif



Приложение 2

Самоанализ урока на тему «Прямоугольный параллелепипед»




Параметры

Критерии

Баллы

1

2

3

1

Мотивация

1 уровень. Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)
2 уровень. Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.)

3 уровень. Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него материал)


2


2

Целеполагание

1 уровень. Цель урока определяется учителем

2 уровень. Цель урока согласуется с учениками

3 уровень. Оформляются несколько целей урока (учителем – для себя, учениками – для себя)


2


3

Характер учебных заданий


Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

1 уровень. Репродуктивный (выполнение по образцу)

2 уровень. Репродуктивный с включением самостоятельной работы

3 уровень. Поисковый, творческий



3

4

Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности учащихся на уроке

1 уровень. Ученик:

– принимает проблемную ситуацию, заданную учителем

– принимает цели и задачи, поставленные учителем,

– использует предложенный алгоритм действий

Использует предложенные ресурсы

2уровень. Ученик:

– принимает проблемную ситуацию, заданную учителем

– ставит цель, формулирует по достижению заданной цели

– выбирает алгоритм решения задачи из предложенных алгоритмов

– выбирает необходимые ресурсы

– самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий

3 уровень. Ученик:

Самостоятельно выявляет и формулирует проблему

– ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты

– создаёт алгоритм действий

– находит ресурс для выполнения действий

– соотносит запланированный и полученный результат

– планирует свою дальнейшую деятельность.


2


5


Формы

освоения

урока

1 уровень

– самостоятельная

– фронтальная

– индивидуальная

2 уровень

– работа в парах

3 уровень

– работа в группах



3

6

Методы, используемые на уроке

1 уровень

– объяснительно – иллюстративный

– репродуктивный

2 уровень

– проблемное изложение

3 уровень

– исследовательский, эвристический


2


7

Применение инновационных технологий (эффективность применения)

по 3 б. за каждую технологию

ИКТ

Проблемно – диалогическая

– продуктивного чтения, критического мышления

– оценивания

– проектная деятельность

3

3


8

Организация обратной связи

на уроке

1 уровень

обратная связь на уровне контроля

учитель спрашивает – ученик отвечает

отношения на уровне «учитель учит ученика»

2 уровень

Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне субъект-объект/субъект. При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися

3 уровень

Постоянное субъект – объектное взаимодействие между учителями и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности.


2


9

Система оценивания достижений учащихся

1 уровень

Самооценка учащихся на основе словесной характеристики

2 уровень

Включение учащихся в обсуждение ответа

3 уровень

Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку

1



10

Рефлексия

1уровень

Ученики высказываются по поводу результатов урока

2 уровень

Ученики оценивают результат и процесс деятельности

3 уровень

Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности

1



11

Результативность урока

1 уровень

Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем

2 уровень

Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками

3 уровень

Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и /результатами контрольного среза


2


12

Домашнее задание

1 уровень

Задания подобные классным. Объём не более 25-30% от классной работы.

2 уровень

Задания, дифференцированного характера

3 уровень

Контекстные задания, для решения которых необходима дополнительная информация



3

13

Формирование УУД



1 уровень

Наличие в конспекте урока. Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем

2 уровень

Активное изучение материала с включением проблемных вопросов, эвристической беседы

3 уровень

Активное изучение материала с организацией исследовательской деятельности учащихся.


2


14

Коммуникация учащихся

1 уровень

Соблюдает речевые нормы и процедуры работы в группе

2 уровень

Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе

3 уровень

Используют средства письменной коммуникации. Адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией, вступают в дискуссию, отстаивая свою точку зрения


2


Итого:

33

Общая оценка урока (общее впечатление, оценка, выводы, рекомендации учителю): Урок соответствует требованиям ФГОС ООО и может быть использован при обучении учащихся 5 классов по УМК И.И. Зубаревой.

Рекомендации по оцениванию: Всего 14 параметров, выбираете в критериях наиболее соответствующий уровень и выставляете баллы: 1 уровень 1 балл, 2 уровень – 2 балла, 3 уровень – 3 балла, если не подходит ни один уровень – 0 баллов. Исключение – критерий № 7: за каждую технологию – 3 балла.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.