12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вавилина Юлия Александровна34

Тема урока: Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых.

Учебник: Геометрия. 10-11 классы; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни/

Л.С. Атанасян, В. Ф. Бузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.; Просвещение. 2013. – 255 с.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

в направлении личностного развития:

формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

в метапредметном направлении:

формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

в предметном направлении:

формировать у учащихся понимание параллельных прямых и плоскости;

формировать геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание; вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний

Планируемые результаты:


Личностные: умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; умение проявлять уважение к окружающим, умения самостоятельно оценивать свою работу.

Предметные: умение определять параллельные прямые в пространстве, решение задач.

Метапредметные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение анализировать и выделять общее, умение работать по предъявленному алгоритму, умение вносить коррективы в действия.

Изучаемые понятия (термины): параллельные прямые, .


Оборудование и наглядный материал: учебник, проектор, компьютер, электронная презентация.








Структура урока


п/п

Этап урока

Время мин.

Задачи этапа

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

1

Организационный момент


2 мин

Эмоционально настроить учащихся на работу на уроке.

Понимать:

основную учебную

задачу предстоящей

работы.

Личностные:

- формирование навыков самоорганизации, подчинения заданным правилам;

- развитие внимания и памяти.

Самоопределение

2

Актуализация знаний


6 мин

Установление правильности и осознанности усвоения изученного материала


Знать:

расположение двух прямым в пространстве,

определение

пересекающиеся прямые, параллельные прямые, скрещивающиеся прямые.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью составления алгоритма решения задачи

Смыслообразование

(установление связи

между «знанием» и

«незнанием»

3

Мотивация к изучению новой темы. Изучение нового материала.












15 мин


Формулирование темы урока.

Открытие учащимися новых знаний.


Знать и понимать:

1. Цели и задачи предстоящего урока.

2. Понятие параллельных прямых в пространстве

3.Свойства параллельных прямых.

Регулятивные: -целеполагание.

Коммуникативные:

-постановка вопросов.

-взаимодействие с учителем и сверстниками;

Познавательные:

-самостоятельное выделение

-формулирование познавательной цели;

-логические

- формулирование проблемы

поиск и выделение необходимой информации;

Смыслообразование

(установление

учащимися связи между

целью учебной

деятельности и ее

мотивом).


4

Первичное закрепление изученного


10 мин

Формировать умение применять лемму и теорему при решении задач.


Уметь:

1. Применять свойства параллельных прямых.

2. Доказывать теорему.

Коммуникативные: -постановка вопросов, инициативное сотрудничество.


Познавательные:

-формулирование познавательной цели;

- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

-доказательство.


Регулятивные:

-планирование,

-прогнозирование.


5

Итог урока


5 мин

Получить

представление

качестве

усвоения

учащимися

материала.

Воспитывать

уверенность в

себе, развивать

умение

самооценки.


Регулятивные:

Составление

плана, осуществление

самоконтроля и самооценки,

осознание качества и уровня

усвоения.


Выводы по проделанной работе

6

Домашнее задание


2 мин

Обеспечить

понимание цели

урока, способов

выполнения

домашнего

задания.


Регулятивные:

- умение организовывать учебную деятельность самостоятельно; работать индивидуально,

Познавательные:

-умение использовать учебную литературу.


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

1

Организационный

момент


Приветствие. Слайд 1.

Проверка готовности учащихся к учебной деятельности.

Проверка отсутствующих на уроке.

Психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность.


1) Настраиваются на учебную деятельность

2) Записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока

Фронтальная, индивидуальная

2

Актуализация знаний


Фронтальный опрос (устно).

Работа по готовому рисунку. Слайд 2.


Слайд 3

Задание 2 (устно):

1. Какие прямые на плоскости называются параллельными?




2. Как называются углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей?






Параллельными называются прямые в одной плоскости, не имеющие точек пересечения, даже если их продолжать бесконечно долго.


При пересечении двух параллельных прямых секущей соответственные углы — это углы, у которых стороны, лежащие на параллельных прямых, сонаправлены, и стороны, лежащие на секущей, сонаправлены.

Фронтальная

3.

Мотивация к изучению новой темы. Изучение нового материала.












Историческая справка. Слайд 4.

В советском энциклопедическом словаре слово «параллельность» переводится с греческого языка, как «идущий рядом». В средние века параллельность обозначалась знаком «=».

В 1557 году Р. Рекордом для обозначения равенства был введен знак «=», которым мы пользуемся сейчас, а параллельность стали обозначать «║».

В книге «Начала» определение параллельных прямых звучало так «прямые, лежащие в одной плоскости и будучи бесконечно продолжены в обе стороны, ни с той, ни с другой стороны не пересекаются». Это определение почти не отличается от современного.

В области параллельных прямых работало очень много учёных: Н.И. Лобаческий (18-19 век); Аббас ал-Джаухари (работал в Багдаде в 9 веке); Фадл ал-Найризи (Богдад 10 век); Герард (Италия 12 век); Иоганн Генрих Ламберт (Берлин) и многие другие.


Определение. Две прямые в пространстве называются параллельными, если они не пересекаются и лежат в одной плоскости. (Слайд 5)


Используя рисунок, назовите параллельные прямые. (Слайд 6)


Лемма. Если одна из двух параллельных прямых пересекает данную плоскость, то и другая прямая пересекает эту плоскость. (Слайд 7)


(Слайд 8) Задача 1. Вершина Q параллелограмма MNPQ лежит в плоскости α, а точки M, N, и P не лежат в этой плоскости. Докажите, что прямые NM и NP пересекают плоскость α.






Теорема. Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны. 

(Слайд 9)

(рассмотреть доказательство теоремы в учебнике стр. 11)





































Доказательство. Прямая PQ пересекает 

плоскость α в точке Q, так как Q ϵ α, поэтому, согласно лемме о пересечении плоскости параллельными прямыми, прямая NM, параллельная PQ, также пересекает плоскость α. Прямая MQ пересекает плоскость α в точке Q, поэтому параллельная ей прямая NP также пересекает плоскость α, что и требовалось доказать.



Фронтальная

4

Первичное закрепление изученного


№ 17. Слайд 10


Фронтальная, индивидуальная

5

Подведение итогов урока


Что нового вы узнали на уроке?

Оценивает работу на уроке отдельных учащихся


Фронтальная

6

Домашнее задание


Слайд 11. Выучить п. 4, 5, решить № 16

Записывают домашнее задание в дневники

Фронтальная


























Приложение 1


слайд 1 слайд 2

t1633192294aa.png t1633192294ab.png



слайд 3 t1633192294ac.png




слайд 4 слайд 5

t1633192294ad.png t1633192294ae.png



слайд 6 слайд 7


t1633192294af.png t1633192294ag.png







слайд 8 слайд 9


t1633192294ah.png t1633192294ai.png


слайд 10 слайд 11

t1633192294aj.png t1633192294ak.png






Решение домашнего задания:


t1633192294al.gif

α



16. Дано: a, b, c –прямые,

t1633192294am.gift1633192294an.gifa t1633192294ao.gif α, bt1633192294ap.gif.

a t1633192294aq.gif c = A, a t1633192294aq.gif c = B

Доказать: c t1633192294ao.gif α

t1633192294ar.gifДоказательство: a t1633192294ao.gif α, a t1633192294aq.gif c = A t1633192294as.gif A t1633192294ao.gif α

bt1633192294ap.gif, a t1633192294aq.gif c = B B t1633192294ao.gif α. А по лемме AB t1633192294ao.gif α c t1633192294ao.gif α.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 02.10.21 в 22:32 1Ответить Пожаловаться
Слайд с использованными источниками?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.