Технологическая карта урока «Параллельность трех прям в пространстве» (Геометрия, 10-11 класс)
Тема урока: Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых.
Учебник: Геометрия. 10-11 классы; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни/
Л.С. Атанасян, В. Ф. Бузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.; Просвещение. 2013. – 255 с.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
в направлении личностного развития:
формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
в метапредметном направлении:
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
в предметном направлении:
формировать у учащихся понимание параллельных прямых и плоскости;
формировать геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание; вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные: умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; умение проявлять уважение к окружающим, умения самостоятельно оценивать свою работу.
Предметные: умение определять параллельные прямые в пространстве, решение задач.
Метапредметные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение анализировать и выделять общее, умение работать по предъявленному алгоритму, умение вносить коррективы в действия.
Изучаемые понятия (термины): параллельные прямые, .
Оборудование и наглядный материал: учебник, проектор, компьютер, электронная презентация.
Структура урока
№ п/п | Этап урока | Время мин. | Задачи этапа | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | Личностные | ||||
1 | Организационный момент | 2 мин | Эмоционально настроить учащихся на работу на уроке. | Понимать: основную учебную задачу предстоящей работы. | Личностные: - формирование навыков самоорганизации, подчинения заданным правилам; - развитие внимания и памяти. | Самоопределение |
2 | Актуализация знаний | 6 мин | Установление правильности и осознанности усвоения изученного материала | Знать: расположение двух прямым в пространстве, определение пересекающиеся прямые, параллельные прямые, скрещивающиеся прямые. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические – анализ объектов с целью составления алгоритма решения задачи | Смыслообразование (установление связи между «знанием» и «незнанием» |
3 | Мотивация к изучению новой темы. Изучение нового материала. | 15 мин | Формулирование темы урока. Открытие учащимися новых знаний. | Знать и понимать: 1. Цели и задачи предстоящего урока. 2. Понятие параллельных прямых в пространстве 3.Свойства параллельных прямых. | Регулятивные: -целеполагание. Коммуникативные: -постановка вопросов. -взаимодействие с учителем и сверстниками; Познавательные: -самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели; -логические - формулирование проблемы поиск и выделение необходимой информации; | Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). |
4 | Первичное закрепление изученного | 10 мин | Формировать умение применять лемму и теорему при решении задач. | Уметь: 1. Применять свойства параллельных прямых. 2. Доказывать теорему. | Коммуникативные: -постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: -формулирование познавательной цели; - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; -доказательство. Регулятивные: -планирование, -прогнозирование. | |
5 | Итог урока | 5 мин | Получить представление качестве усвоения учащимися материала. Воспитывать уверенность в себе, развивать умение самооценки. | | Регулятивные: Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения. | Выводы по проделанной работе |
6 | Домашнее задание | 2 мин | Обеспечить понимание цели урока, способов выполнения домашнего задания. | | Регулятивные: - умение организовывать учебную деятельность самостоятельно; работать индивидуально, Познавательные: -умение использовать учебную литературу. | |
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД |
1 | Организационный момент | Приветствие. Слайд 1. Проверка готовности учащихся к учебной деятельности. Проверка отсутствующих на уроке. Психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность. | 1) Настраиваются на учебную деятельность 2) Записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока | Фронтальная, индивидуальная |
2 | Актуализация знаний | Фронтальный опрос (устно). Работа по готовому рисунку. Слайд 2. Слайд 3 Задание 2 (устно): 1. Какие прямые на плоскости называются параллельными? 2. Как называются углы, образованные при пересечении параллельных прямых секущей? | Параллельными называются прямые в одной плоскости, не имеющие точек пересечения, даже если их продолжать бесконечно долго. При пересечении двух параллельных прямых секущей соответственные углы — это углы, у которых стороны, лежащие на параллельных прямых, сонаправлены, и стороны, лежащие на секущей, сонаправлены. | Фронтальная |
3. | Мотивация к изучению новой темы. Изучение нового материала. | Историческая справка. Слайд 4. В советском энциклопедическом словаре слово «параллельность» переводится с греческого языка, как «идущий рядом». В средние века параллельность обозначалась знаком «=». В 1557 году Р. Рекордом для обозначения равенства был введен знак «=», которым мы пользуемся сейчас, а параллельность стали обозначать «║». В книге «Начала» определение параллельных прямых звучало так «прямые, лежащие в одной плоскости и будучи бесконечно продолжены в обе стороны, ни с той, ни с другой стороны не пересекаются». Это определение почти не отличается от современного. В области параллельных прямых работало очень много учёных: Н.И. Лобаческий (18-19 век); Аббас ал-Джаухари (работал в Багдаде в 9 веке); Фадл ал-Найризи (Богдад 10 век); Герард (Италия 12 век); Иоганн Генрих Ламберт (Берлин) и многие другие. Определение. Две прямые в пространстве называются параллельными, если они не пересекаются и лежат в одной плоскости. (Слайд 5) Используя рисунок, назовите параллельные прямые. (Слайд 6) Лемма. Если одна из двух параллельных прямых пересекает данную плоскость, то и другая прямая пересекает эту плоскость. (Слайд 7) (Слайд 8) Задача 1. Вершина Q параллелограмма MNPQ лежит в плоскости α, а точки M, N, и P не лежат в этой плоскости. Докажите, что прямые NM и NP пересекают плоскость α. Теорема. Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны. (Слайд 9) (рассмотреть доказательство теоремы в учебнике стр. 11) | Доказательство. Прямая PQ пересекает плоскость α в точке Q, так как Q ϵ α, поэтому, согласно лемме о пересечении плоскости параллельными прямыми, прямая NM, параллельная PQ, также пересекает плоскость α. Прямая MQ пересекает плоскость α в точке Q, поэтому параллельная ей прямая NP также пересекает плоскость α, что и требовалось доказать. | Фронтальная |
4 | Первичное закрепление изученного | № 17. Слайд 10 | | Фронтальная, индивидуальная |
5 | Подведение итогов урока | Что нового вы узнали на уроке? Оценивает работу на уроке отдельных учащихся | | Фронтальная |
6 | Домашнее задание | Слайд 11. Выучить п. 4, 5, решить № 16 | Записывают домашнее задание в дневники | Фронтальная |
Приложение 1
слайд 1 слайд 2
слайд 3
слайд 4 слайд 5
слайд 6 слайд 7
слайд 8 слайд 9
слайд 10 слайд 11
Решение домашнего задания:
α
a α, b.
a c = A, a c = B
Доказать: c α
Доказательство: a α, a c = A A α
b, a c = B ⇒B α. А по лемме ⇒ AB α ⇒ c α.
Потамошнева Наталья Алексеевна