Технологическая карта урока по физике . "Плавание тел". 7 класс
Технологическая карта урока физики
«Плавание тел». 7 класс
Автор: Яковлева Светлана Владимировна, учитель физики
МБОУ «Лащ- Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики»
с. Лащ- Таяба - 2024
Пояснительная записка
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС и с применением деятельностного метода обучения. На уроке используются такие педагогические технологии, как личностно-ориентированный подход, поисково-исследовательское обучение, проблемный диалог, здоровьесберегающие и информационно- коммуникационные технологии. Умелое использование данных технологий позволяет сделать урок информационно насыщенным, ярким, интересным. Повышается эффективность урока, достигается индивидуализация процесса обучения. Предназначен для учителей физики в основной школе.
Учебник: Физика. 7 кл.: учебник/И.М. Перышкин, А.И. Иванов, М.: Просвещение, 2023..
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: исследовательский, личностно-ориентирванный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока); парная и групповая (проведение исследовательских опытов); индивидуальная (выполнение теста), рефлексия.
Приемы реализации методов:
интонационное и эмоциональное выделение учителем логически важных моментов изложения;
ответы на поставленные вопросы;
демонстрация презентации, видеофрагментов с помощью мультимедийного оборудования;
исследовательская работа учащихся;
составление опорных конспектов.
Цель урока: изучение условий плавания тел.
Задачи:
Образовательные: выяснить условия плавания тел в зависимости от силы тяжести и архимедовой силы, действующих на тела в жидкости, а также в зависимости от плотности жидкости и тела. Усвоить их на уровне понимания и применения с использованием логики научного познания.
Развивающие: развивать у обучающихся творческую активность и познавательный интерес; умение выполнять эксперимент в группе и научно объяснять его результаты; умение планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные: воспитывать чувства коллективизма, ответственности, дисциплинированности; привить трудолюбие, аккуратность.
Технические и дидактические средства: 1. компьютер, проектор, экран; 2. Презентация к уроку; 3. Карточки с заданиями.
Оборудование: лабораторные сосуды с водой, маслом; набор тел разной плотности; деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров; стаканы с водой, клубень картофеля, поваренная соль; пластилин; динамометр; весы учебные; мензурка.
Длительность: 45 мин.
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-умение объяснять условия плавания тел на основе изученного понятия архимедовой силы и силы тяжести, действующих на тело, погруженное в жидкость, а также от зависимости плотности тела и жидкости; -умение составлять план эксперимента, заполнять таблицу и делать вывод; -умение работать с текстом учебника. | Познавательные: -умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; - умение вести наблюдение и прогнозировать ситуацию. Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; -умение соотносить учебные действия с известными правилами; -умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. | -проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; -проявление творческого отношения к процессу обучения; -готовность к равноправному сотрудничеству; -потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; -убежденность в возможности познания природы; - проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений. |
Технологическая карта урока
Этапы урока, время | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Организационный. 3 мин. | Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Обеспечивает готовность класса к уроку. Создает положительный психологический настрой. -Здравствуйте, дорогие семиклассники. Я очень рада войти в ваш приветливый класс. Давайте мы с вами настроимся на позитивную работу. Мы будем работать на основе командной деятельности. У нас получилось 4 команды. -Ребята, какие качества нужны для работы в команде? Как вы должны работать? -Покажите, что вы команда. (Слайды 1-4 презентации ). -Для начала мы с вами договоримся, когда для вас будет важная информация, я дам знак. Этот знак вы должны повторить все вместе, синхронно. А потом для вас будет важная информация. (Хлопает 1 раз, 2 раза… ). -А сейчас, внимание на экран (Информация). | Включаются в учебную деятельность, готовятся к восприятию нового материала. Перечисляют: Быть активными, помогать друг другу, слушать и слышать другого, соблюдать технику безопасности | Демонстрируют готовность и способность устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания Рассаживаются группами Пожимают руку друг другу, показывая сплоченность (эмоциональный настрой на урок). Повторяют за учителем. | Осуществляют самоконтроль. |
2.Этап мотивации к учебной деятельности. 3 мин | Создание проблемной ситуации. Сформулировать тему урока и определить цель урока. | Предлагает учащимся посмотреть слайды и ответить на вопрос: -Что общего между этими телами? Что их объединяет? Демонстрация опыта: «Волшебное яйцо» Учитель показывает три стакана с водой. В первом стакане обычная пресная вода, во втором – солёная, в третьем – очень солёная - Вопрос: почему тела (яйца) так расположились? -Почему одни тела плавают на поверхности жидкости, а другие – тонут, почему возможно плавание судов, подводных лодок? - О чем мы будем сегодня говорить на уроке? | Фиксируют проблему. -Все эти тела плавают. Ответ: чем больше соли растворено в воде, тем больше выталкивающая сила, действующая на погруженное в неё тело (зависит от плотности воды!) Самостоятельно формулируют тему урока «Плавание тел». Ставят познавательную цель урока: выяснить условия, при которых тела тонут, всплывают и плавают внутри жидкости. | Выражают свои мысли. Сотрудничают с учителем и со сверстниками. | Самостоятельно формулируют тему урока и ставят цель урока. Записывают на рабочих листах или в тетрадь. |
3. Этап актуализации опорных знаний обучающихся. 5 мин | Проверить уровень знаний обучающихся по темам: «Сила тяжести», Архимедова сила», «Результирующая двух сил, направленных по одной прямой». | 1.Организует фронтальный опрос Приложение №1. Карточки «Опросный лист» с таблицей для заполнения. 2. Предлагает учащимся для каждого случая: FА > Fт; FА = Fт; FА < Fт записать в тетрадях предполагаемое положение тела в жидкости. 3. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение, опираясь на знания. | Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию. Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике. Анализируют, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания. | Участвуют в обсуждении проблемы. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в тетради, наблюдают, отвечают на вопросы. |
4. Этап «Открытия» новых знаний, усвоения новых знаний и способов действий. 10 мин. | Выяснить условия плавания тел. Мультимедийные технологии. | Хлопает в ладоши (сигнал о важности информации). Организует показ видеоурока «Плавание тел. Условия плавания тел» https://resh.edu.ru/subject/lesson/2967/start/ | Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию. Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания. | Повторяют за учителем (готовность к принятию важной информации). Участвуют в обсуждении проблемы. Учатся формулировать собственное мнение и позицию, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, наблюдают, отвечают на вопросы. |
5. Физкультпауза. 2 мин. | Здоровьесберегающие технологии. Упражнение «Пловец». | «Пловец». Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний: готовность к прыжку в воду, заплыв (разным стилем), погружение, всплытие. | Выполняют задание на расслабление и восстановление сил | | Выполняют задание на расслабление и восстановление сил |
6. Этап закрепления полученных знаний и способов действий. 10 мин | Экспериментально исследовать условия плавания тел. «Групповая работа». | Организует лабораторное исследование. Класс разбивается на 4 группы по 4 человека: две соседние парты. Направляет работу учащихся, помогает им, консультирует. Наблюдает за их работой, оказывает необходимую помощь Определяет, в какой последовательности группы будут отчитываться Приложение №2. Карточки с заданием для каждой группы. Приводит обучающихся к выводу, что выдвинутые предположения подтвердились. (Выводы записаны в приложении 2). | Каждая группа проводит эксперимент, решает свою практическую задачу. Развивают творческое мышление Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу. | Работают в группе. Общаются с учителем и с учащимися. Отстаивают свою точку зрения в диалоге. Умеют представить информацию в письменной и устной форме. | Фиксируют результаты опытов. Анализируют, делают выводы в результате проведенных экспериментов. Записывают выводы. |
7. Проверка усвоения обучающимися условий плавания тел при решении задач. 8 мин. | Продолжить формирование умений решения задач. Развитие творческих способностей у учащихся. Выявление пробелов и их коррекция. | Предлагает решить задачи различной степени сложности. Приложение №3. Карточки с условиями задач. Организует дифференцированную работу учащихся в парах, инструктирует, контролирует выполнение заданий, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты проверочной работы. | Применяют полученные знания при решении задач различной степени сложности. Выбирают наиболее эффективные способы решения. | Работают в парах. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности. Учатся слушать и слышать друг друга. | Определяют последовательность действий. Осознают качество и уровень усвоения новых знаний. |
8. Подведение итогов. 2 мин. | Проанализировать успешность усвоения нового материала и деятельности обучающихся на уроке | Организует обсуждение достижений. Предлагает учащимся определить уровень своих достижений. Рефлексия по уроку (задает вопросы учащимся): Что нового узнали? Что понравилось на уроке? Что было самым трудным? Делает выводы по уроку и оценивает работу учащихся. | Участвуют в обсуждении достижений. Анализируют степень усвоения нового материала. Отвечают на вопросы. Делают выводы. | Строят понятные для собеседника высказывания. Выслушивают одноклассников, озвучивают свое мнение. | Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. Планируют будущую деятельность. |
9. Рефлексия эмоционального состояния 1 мин. | Оценить степень погружения (усвоения материала) обучающихся в тему. Игра «Ловец жемчуга» | Как вы себя чувствовали на уроке? Выберите соответствующий вашему настоянию смайлик и прикрепите на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок. | Как я себя чувствовал на уроке? Выбирают смайлик, прикрепляют на лист ватмана с изображением моря на соответствующую глубину. | Выбирают соответствующий смайлик | Оценивают свое состояние и уровень личных достижений на уроке |
10. Постановка домашнего задания. 1 мин. | Дать информацию и инструктаж по выполнению домашнего задания. | Формулирует задание, комментирует его, инструктирует обучающихся по его выполнению. Приложение 4. (Домашнее задание на слайде и на рабочем листе). | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используют знаково-символические средства, проводят сравнения, устанавливают, обобщают. | Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, используют речь для регуляции своего действия. | Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Список использованной литературы:
Александрова З.В. и др. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 классы.
Методическое пособие с электронным приложением/ М.:Издательство « Глобус», 2009.
Марон А.Е., Марон Е.А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В.Перышкина. Физика .7 класс.: Учебно-
методическое пособие.
Перышкин И.М., Иванов А.И.. Физика. 7 кл.: учебник/ М.: Просвещение, 2023..
Электронные ресурсы. Российская электронная школа. РЭШ.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2967/start/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2966/main/
Приложение №1.
Фронтальный опрос. Карточка «Опросный лист»
Цель: проверить уровень знаний обучающихся по темам: «Сила тяжести». «Архимедова сила». «Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой».
Прием – беседа.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Вопросы: | Ответы: |
1. Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? | Сила тяжести и архимедова сила. |
2. Куда направлена сила тяжести? | Вертикально вниз. |
3. Куда направлена архимедова сила? | Вертикально вверх. |
4. По какой формуле находится сила тяжести? | Fтяж = mg |
5. По какой формуле находится архимедова сила? | гдеVт – объем той части тела, которая погружена в жидкость. |
6. Дайте определение равнодействующей всех сил, действующих на тело. | Это сила, равная геометрической сумме всех сил, действующих на тело. |
7. Куда направлена и чему равна величина равнодействующей двух сил, действующих на тело вдоль одной прямой в противоположных направлениях? Рассмотреть случаи: F1 > F2. F1 = F2. 8. Записать в тетрадях предполагаемое положение тела в жидкости, если: FА > Fтяж, то тело ___________ FА = Fтяж, то тело ____________ FА < Fтяж, то тело _____________ | I случай: F1>F2. II случай: F1=F2.
|
Приложение №2.
Исследовательская работа в группах «Определение условий плавания тел».
Карточки с заданиями для каждой группы.
Цель: экспериментально исследовать условия плавания тел.
Обучающиеся делятся на группы по уровням знаний. Каждая группа получает оборудование и карточку с заданием. Обучающиеся должны выполнить опыт по инструкции, заполнить таблицу, сделать вывод, подготовить отчет о проделанном опыте и подготовить сообщение для устного ответа.
Задание первой группе.
Пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы:
Плотность вещества ρ , кг/м3 | Плотность жидкости, кг/м3 | Тонет или нет |
Сталь | | |
фарфор | | |
стекло | | |
парафин | | |
Дерево (сосна) | | |
Оборудование. Сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, кусочки стекла, фарфора, парафиновая свечка, деревянный брусок.
Вывод. Если плотность сплошного твердого тела больше плотности жидкости, то тело в такой жидкости тонет. Тело меньшей плотностью всплывает в этой жидкости.
Задание второй группе.
Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров; выяснить отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.
Оборудование. Два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров.
Вывод. Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.
Задание третьей группе.
Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.
Для выполнения задания используются сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.
Вывод: Картофелина утонет в пресной воде , но будет плавать в соленой, т.к. архимедова сила больше в соленой воде.
Задание четвертой группе.
Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.
Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.
Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.
Последовательность проведения опыта:
1. Возьмем с помощью пипетки несколько капель масла.
2. Опустим пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой.
3. Выпустим масло и пронаблюдаем, образование масляного пятна на поверхности воды.
4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.
Вывод: Жидкость с меньшей плотностью расположится выше жидкости с большей плотностью.
Задание всем группам.
Добиться, чтобы кусок пластилина (или фольги) плавал в воде. Пояснить результаты опыта.
Для выполнения задания нужны сосуд с водой и кусок пластилина (фольги).
Вывод: Сделали из пластилина лодочку. Она имеет больший объем и поэтому плавает. Можно сделать из пластилина коробочку, она тоже плавает. У нее тоже больше объем, чем у куска пластилина.
Приложение №3.
Проверочная работа (дифференцированная работа учащихся в парах).
Цель: проверить степень усвоения учащимися знаний и умений определения положения тела в жидкости, сравнивая значения силы тяжести и архимедовой силы. Выявить пробелы.
Задание 1. Уровень А.
Чему равна и куда направлена равнодействующая сил, действующих на тело?
Задание 2. Уровень В.
Определить плотность 2-х брусков (2шт. – сталь, алюминий). Массу брусков определить с помощью весов; объем определить с помощью линейки по формуле V= abc ; по формуле определить плотность вещества)
Проверить на опыте: будут ли бруски плавать в воде? (опустить бруски в воду –сделать вывод о плавании тел).
Приложение №4.
Домашнее задание.
Прочитать §48
Выучить условия плавания тел.
Ответить на вопросы: Почему жир в супе плавает на поверхности?
Проверить на опыте: будут ли фрукты и овощи (яблоко, груша, помидор, огурец и т.д.) плавать в воде? (опустить фрукты и овощи в воду –сделать вывод о плавании тел)
У каких овощей плотность больше плотности воды, а у каких меньше? Ответ обоснуйте.
Рыбы могут плавать на одной глубине, погружаться и всплывать. Как им это удается?
Можно ли тушить керосин и бензин водой?
14