Технологическая карта урока по физике . "Плавание тел". 7 класс

0
0
Материал опубликован 29 September






Технологическая карта урока физики

«Плавание тел». 7 класс



Автор: Яковлева Светлана Владимировна, учитель физики

МБОУ «Лащ- Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»

Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики»













с. Лащ- Таяба - 2024






Пояснительная записка

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС и с применением деятельностного метода обучения. На уроке используются такие педагогические технологии, как личностно-ориентированный подход, поисково-исследовательское обучение, проблемный диалог, здоровьесберегающие и информационно- коммуникационные технологии. Умелое использование данных технологий позволяет сделать урок информационно насыщенным, ярким, интересным. Повышается эффективность урока, достигается индивидуализация процесса обучения. Предназначен для учителей физики в основной школе.

Учебник: Физика. 7 кл.: учебник/И.М. Перышкин, А.И. Иванов, М.: Просвещение, 2023..

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: исследовательский, личностно-ориентирванный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока); парная и групповая (проведение исследовательских опытов); индивидуальная (выполнение теста), рефлексия.

Приемы реализации методов:

интонационное и эмоциональное выделение учителем логически важных моментов изложения;

ответы на поставленные вопросы;

демонстрация презентации, видеофрагментов с помощью мультимедийного оборудования;

исследовательская работа учащихся;

составление опорных конспектов.

Цель урока: изучение условий плавания тел.

Задачи:

Образовательные: выяснить условия плавания тел в зависимости от силы тяжести и архимедовой силы, действующих на тела в жидкости, а также в зависимости от плотности жидкости и тела. Усвоить их на уровне понимания и применения с использованием логики научного познания.

Развивающие: развивать у обучающихся творческую активность и познавательный интерес; умение выполнять эксперимент в группе и научно объяснять его результаты; умение планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать.

Воспитательные: воспитывать чувства коллективизма, ответственности, дисциплинированности; привить трудолюбие, аккуратность.

Технические и дидактические средства: 1. компьютер, проектор, экран; 2. Презентация к уроку; 3. Карточки с заданиями.

Оборудование: лабораторные сосуды с водой, маслом; набор тел разной плотности; деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров; стаканы с водой, клубень картофеля, поваренная соль; пластилин; динамометр; весы учебные; мензурка.

Длительность: 45 мин.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-умение объяснять условия плавания тел на основе изученного понятия архимедовой силы и силы тяжести, действующих на тело, погруженное в жидкость, а также от зависимости плотности тела и жидкости;

-умение составлять план эксперимента, заполнять таблицу и делать вывод;

-умение работать с текстом учебника.

Познавательные:

-умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение и прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-умение соотносить учебные действия с известными правилами; -умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение; умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

-проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-готовность к равноправному сотрудничеству;

-потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

-убежденность в возможности познания природы;

- проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Технологическая карта урока


Этапы урока, время


Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный. 3 мин.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Обеспечивает готовность класса к уроку. Создает положительный психологический настрой.

-Здравствуйте, дорогие семиклассники. Я очень рада войти в ваш приветливый класс. Давайте мы с вами настроимся на позитивную работу. Мы будем работать на основе командной деятельности. У нас получилось 4 команды.

-Ребята, какие качества нужны для работы в команде? Как вы должны работать? -Покажите, что вы команда. (Слайды 1-4 презентации ).

-Для начала мы с вами договоримся, когда для вас будет важная информация, я дам знак. Этот знак вы должны повторить все вместе, синхронно. А потом для вас будет важная информация.

(Хлопает 1 раз, 2 раза… ).

-А сейчас, внимание на экран (Информация).

Включаются в учебную деятельность, готовятся к восприятию нового материала.






Перечисляют: Быть активными, помогать друг другу, слушать и слышать другого, соблюдать технику безопасности



Демонстрируют готовность и способность устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания



Рассаживаются группами


Пожимают руку друг другу, показывая сплоченность (эмоциональный настрой на урок).

Повторяют за учителем.

Осуществляют самоконтроль.

2.Этап мотивации к учебной деятельности.

3 мин

Создание проблемной ситуации.



Сформулировать тему урока и определить цель урока.

Предлагает учащимся посмотреть слайды и ответить на вопрос:

-Что общего между этими телами? Что их объединяет?

Демонстрация опыта: «Волшебное яйцо»

Учитель показывает три стакана с водой. В первом стакане обычная пресная вода, во втором – солёная, в третьем – очень солёная

- Вопрос: почему тела (яйца) так расположились?

-Почему одни тела плавают на поверхности жидкости, а другие – тонут, почему возможно плавание судов, подводных лодок?

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?


Фиксируют проблему.

-Все эти тела плавают.


Ответ: чем больше соли растворено в воде, тем больше выталкивающая сила, действующая на погруженное в неё тело

(зависит от плотности воды!)

Самостоятельно формулируют тему урока «Плавание тел».

Ставят познавательную цель урока:

выяснить условия, при которых тела тонут, всплывают и плавают внутри жидкости.

Выражают свои мысли.

Сотрудничают с учителем и со сверстниками.











Самостоятельно формулируют тему урока и ставят цель урока.

Записывают на рабочих листах или в тетрадь.

3. Этап актуализации опорных знаний обучающихся.

5 мин

Проверить уровень знаний обучающихся по темам: «Сила тяжести», Архимедова сила», «Результирующая двух сил, направленных по одной прямой».


1.Организует фронтальный опрос Приложение №1. Карточки «Опросный лист» с таблицей для заполнения.

2. Предлагает учащимся для каждого случая:

FА > Fт;

FА = Fт;

FА < Fт

записать в тетрадях предполагаемое положение тела в жидкости.

3. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение, опираясь на знания.

Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию.

Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике.

Анализируют, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания.

Участвуют в обсуждении проблемы.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в тетради, наблюдают, отвечают на вопросы.


4. Этап «Открытия» новых знаний, усвоения новых знаний и способов действий.

10 мин.

Выяснить условия плавания тел.

Мультимедийные технологии.

Хлопает в ладоши (сигнал о важности информации).

Организует показ видеоурока «Плавание тел. Условия плавания тел»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2967/start/



Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию.

Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания.

Повторяют за учителем (готовность к принятию важной информации).

Участвуют в обсуждении проблемы.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию,

продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, наблюдают, отвечают на вопросы.


5. Физкультпауза.

2 мин.

Здоровьесберегающие технологии.

Упражнение «Пловец».

«Пловец». Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний:

готовность к прыжку в воду,

заплыв (разным стилем), погружение,

всплытие. 

Выполняют задание на расслабление и восстановление сил


Выполняют задание на расслабление и восстановление сил

6. Этап закрепления полученных знаний и способов действий.

10 мин

Экспериментально исследовать условия плавания тел.

«Групповая работа».

Организует лабораторное исследование.

Класс разбивается на 4 группы по 4 человека: две соседние парты. Направляет работу учащихся, помогает им, консультирует. Наблюдает за их работой, оказывает необходимую помощь Определяет, в какой последовательности группы будут отчитываться

Приложение №2. Карточки с заданием для каждой группы.

Приводит обучающихся к выводу, что выдвинутые предположения подтвердились. (Выводы записаны в приложении 2).

Каждая группа проводит эксперимент, решает свою практическую задачу.

Развивают творческое мышление

Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу.



Работают в группе.

Общаются с учителем и с учащимися. Отстаивают свою точку зрения в диалоге.

Умеют представить информацию в письменной и устной форме.

Фиксируют результаты опытов. Анализируют, делают выводы в результате проведенных экспериментов.








Записывают выводы.

7. Проверка усвоения обучающимися условий плавания тел при решении задач.

8 мин.


Продолжить формирование умений решения задач. Развитие творческих способностей у учащихся. Выявление пробелов и их коррекция.

Предлагает решить задачи различной степени сложности.

Приложение №3. Карточки с условиями задач. Организует дифференцированную работу учащихся в парах, инструктирует, контролирует выполнение заданий, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты проверочной работы.

Применяют полученные знания при решении задач различной степени сложности.

Выбирают наиболее эффективные способы решения.

Работают в парах.

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности. Учатся слушать и слышать друг друга.

Определяют последовательность действий.

Осознают качество и уровень усвоения новых знаний.

8. Подведение итогов.

2 мин.

Проанализировать успешность усвоения нового материала и деятельности обучающихся на уроке

Организует обсуждение достижений. Предлагает учащимся определить уровень своих достижений. Рефлексия по уроку (задает вопросы учащимся):

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Что было самым трудным?

Делает выводы по уроку и оценивает работу учащихся.

Участвуют в обсуждении достижений. Анализируют степень усвоения нового материала. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Строят понятные для собеседника высказывания. Выслушивают одноклассников, озвучивают свое мнение.

Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. Планируют будущую деятельность.

9. Рефлексия эмоционального состояния

1 мин.


Оценить степень погружения (усвоения материала) обучающихся в тему. Игра «Ловец жемчуга»

Как вы себя чувствовали на уроке? Выберите соответствующий вашему настоянию смайлик и прикрепите на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

Как я себя чувствовал на уроке? Выбирают смайлик, прикрепляют на лист ватмана с изображением моря на соответствующую глубину.

Выбирают соответствующий смайлик

Оценивают свое состояние и уровень личных достижений на уроке

10. Постановка домашнего задания.

1 мин.

Дать информацию и инструктаж по выполнению домашнего задания.

Формулирует задание, комментирует его, инструктирует обучающихся по его выполнению.

Приложение 4. (Домашнее задание на слайде и на рабочем листе).


Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используют знаково-символические средства, проводят сравнения, устанавливают, обобщают.

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, используют речь для регуляции своего действия.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.





Список использованной литературы:


Александрова З.В. и др. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 классы.

Методическое пособие с электронным приложением/ М.:Издательство « Глобус», 2009.

Марон А.Е., Марон Е.А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В.Перышкина. Физика .7 класс.: Учебно-

методическое пособие.

Перышкин И.М., Иванов А.И.. Физика. 7 кл.: учебник/ М.: Просвещение, 2023..

Электронные ресурсы. Российская электронная школа. РЭШ.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2967/start/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2966/main/













Приложение №1.

Фронтальный опрос. Карточка «Опросный лист»

Цель: проверить уровень знаний обучающихся по темам: «Сила тяжести». «Архимедова сила». «Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой».

Прием – беседа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вопросы:

Ответы:

1. Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?

Сила тяжести и архимедова сила.

2. Куда направлена сила тяжести?

Вертикально вниз.

3. Куда направлена архимедова сила?

Вертикально вверх.

4. По какой формуле находится сила тяжести?

Fтяж = mg

5. По какой формуле находится архимедова сила?

t1727617512aa.gifгдеVт – объем той части тела, которая погружена в жидкость.

6. Дайте определение равнодействующей всех сил, действующих на тело.

Это сила, равная геометрической сумме всех сил, действующих на тело.

7. Куда направлена и чему равна величина равнодействующей двух сил, действующих на тело вдоль одной прямой в противоположных направлениях?

Рассмотреть случаи:


F1 > F2.

F1 = F2.



8. Записать в тетрадях предполагаемое положение тела в жидкости, если:


FА > Fтяж, то тело ___________

FА = Fтяж, то тело ____________

FА < Fтяж, то тело _____________

I случай: F1>F2. II случай: F1=F2.


t1727617512ab.pngt1727617512ac.png

t1727617512ad.png





Приложение №2.

Исследовательская работа в группах «Определение условий плавания тел».

Карточки с заданиями для каждой группы.

Цель: экспериментально исследовать условия плавания тел.

Обучающиеся делятся на группы по уровням знаний. Каждая группа получает оборудование и карточку с заданием. Обучающиеся должны выполнить опыт по инструкции, заполнить таблицу, сделать вывод, подготовить отчет о проделанном опыте и подготовить сообщение для устного ответа.

Задание первой группе.

Пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы:

Плотность вещества ρ , кг/м3

Плотность жидкости, кг/м3

Тонет или нет

Сталь



фарфор



стекло



парафин



Дерево (сосна)




Оборудование. Сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, кусочки стекла, фарфора, парафиновая свечка, деревянный брусок.

Вывод. Если плотность сплошного твердого тела больше плотности жидкости, то тело в такой жидкости тонет. Тело меньшей плотностью всплывает в этой жидкости.



Задание второй группе.

Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров; выяснить отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

Оборудование. Два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров.

Вывод. Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.

Задание третьей группе.

Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.

Для выполнения задания используются сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.

Вывод: Картофелина утонет в пресной воде , но будет плавать в соленой, т.к. архимедова сила больше в соленой воде.


t1727617512ae.png


Задание четвертой группе.

 Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта:

1. Возьмем с помощью пипетки несколько капель масла.

2. Опустим пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой.

3. Выпустим масло и пронаблюдаем, образование масляного пятна на поверхности воды.

4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Вывод: Жидкость с меньшей плотностью расположится выше жидкости с большей плотностью.


Задание всем группам.

Добиться, чтобы кусок пластилина (или фольги) плавал в воде. Пояснить результаты опыта.

Для выполнения задания нужны сосуд с водой и кусок пластилина (фольги).

Вывод: Сделали из пластилина лодочку. Она имеет больший объем и поэтому плавает. Можно сделать из пластилина коробочку, она тоже плавает. У нее тоже больше объем, чем у куска пластилина.

Приложение №3.

Проверочная работа (дифференцированная работа учащихся в парах).

Цель: проверить степень усвоения учащимися знаний и умений определения положения тела в жидкости, сравнивая значения силы тяжести и архимедовой силы. Выявить пробелы.

Задание 1. Уровень А.

t1727617512af.gif

Чему равна и куда направлена равнодействующая сил, действующих на тело?


Задание 2. Уровень В.

Определить плотность 2-х брусков (2шт. – сталь, алюминий). Массу брусков определить с помощью весов; объем определить с помощью линейки по формуле V= abc ; по формуле t1727617512ag.png определить плотность вещества)

Проверить на опыте: будут ли бруски плавать в воде? (опустить бруски в воду –сделать вывод о плавании тел).


Приложение №4.

Домашнее задание.


Прочитать §48

Выучить условия плавания тел.

Ответить на вопросы: Почему жир в супе плавает на поверхности?

Проверить на опыте: будут ли фрукты и овощи (яблоко, груша, помидор, огурец и т.д.) плавать в воде? (опустить фрукты и овощи в воду –сделать вывод о плавании тел)

У каких овощей плотность больше плотности воды, а у каких меньше? Ответ обоснуйте.

Рыбы могут плавать на одной глубине, погружаться и всплывать. Как им это удается?

Можно ли тушить керосин и бензин водой?



14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.