Технологическая карта урока по географии на тему "Земельные, водные и биологические ресурсы мира"
Технологическая карта урока
Класс: 10
Тема урока: Земельные, водные и биологические ресурсы мира.
Номер урока по теме: урок №3 в теме «Природа и человек в современном мире».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: обеспечить усвоение материала о земельных, водных и биологических ресурсах мира.
Образовательные ресурсы: учебник «Экономическая и социальная география мира». Автор: МаксаковскийП.П. – М.: Просвещение, 2014, атлас с комплектом контурных карт «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. – М.: 2015, настенные карты «Растительность мира», «Политическая карта мира», контурная карта, глобус, презентация «Земельные, водные и биологические ресурсы мира», инструктивные карточки, опорные конспекты, оценочные листы, листы бумаги формата А4, маркеры, магниты, дополнительный материал.
Формирование универсальных учебных действий
Предметные | метапредметные | личностные | |||
ученик научится | ученик получит возможность научиться | познавательные | регулятивные | коммуникативные | |
- выбирать источники информации для решения учебных задач; - находить и извлекать необходимую информацию; - объяснять особенности земельных, водных и биологических ресурсов отдельных территорий; -проводить классификацию земельных, водных, биологических ресурсов; - определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие обеспеченность территорий мира земельными, водными и биологическими ресурсами; - рассчитывать количественные показатели среднемировой обеспеченности земельными, водными и биологическими ресурсами на душу населения; - принимать решения, основанные на сопоставлении, сравнении и оценке географической информации по обеспеченности регионов и стран мира земельными, водными и биологическими ресурсами; - оценивать обеспеченность природными ресурсами.; - оценивать характер влияния деятельности человека на земельные, водные и биологические ресурсы; - представлять информацию в виде таблицы, кейса фрейма. | - объяснять различия в обеспеченности земельными, водными и биологическими ресурсами стран мира; - выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации проблемы, связанные с земельными, водными и биологическими ресурсами мира и пути их решения; - создавать простейшую географическую карту. | - выделять и формулировать познавательные цели; - осуществлять поиск информации и её структурировать; - контролировать результаты деятельности. | - выделять и осознавать то, что уже усвоено, а что еще предстоит усвоить; - вносить необходимые дополнения; - сличать результаты действия с заданным эталоном; - проводить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. | - воспринимать речь учителя и реагировать на неё; - планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; - уметь договариваться; - слушать и принимать во внимание мнение других; - дискутировать; - управлять поведением партнера; - публично выступать. | - проявлять интерес к учебному материалу; - сохранять мотивацию к учебной деятельности; -выражать положительное отношение к процессу познания. |
Ход урока
Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Организационное начало. | Создать условия для положительного отношения к процессу познания. | - Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Я рада приветствовать всех на уроке географии. | Настраиваются на работу на уроке. | Воспринимают речь учителя, реагируют на неё. Выражают положительное отношение к процессу познания. |
2.Целеполагание. | Развивать умение формулировать тему, цель и задачи урока. | - Ребята, обратите внимание на слова на слайде. «Планета Железяка. Полезных ископаемых нет. Воды нет. Растительности нет. Населена роботами». - О какой проблеме в них идет речь? (Природных ресурсов осталось мало, ресурсы могут закончиться, планета может стать пустыней.) - Объясните, как эти слова могут быть связаны с темой урока? (Тема «Природные ресурсы»). (Учитель прикрепляет табличку «Природные ресурсы» на доску). - Верно. Данные слова как нельзя лучше подходит к теме сегодняшнего урока, т.к. проблема чрезмерных аппетитов человечества, связанная с интенсивной добычей и освоением ресурсов уже давно даёт о себе знать, например, в виде глобального потепления климата и опустынивания территорий. Эта проблема является ключевой в вопросе использования природных ресурсов человечеством. И мы ещё не раз будем к ней возвращаться. - Ребята, а кто может сформулировать цель нашего урока? - Что вам уже известно по этой теме? - Что бы вы хотели узнать? (Учитель показывает на слайде цель и задачи урока). | Формулируют тему урока. Планируют свою деятельность. | Воспринимают речь учителя, реагируют на неё. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что предстоит усвоить. Выделяют и формируют познавательные цели. |
3.Актуализация знаний. | Способствовать актуализации знаний. | - Вспомните определение понятия «Природные ресурсы»? - На какие виды по происхождению делятся природные ресурсы? Приведите примеры. - Какие выделяются группы природных ресурсов по видам хозяйственного использования? Приведите примеры. - На какие группы делятся природные ресурсы по исчерпаемости? Приведите примеры. - Что обозначает термин «ресурсообеспеченность»? - Тестовая работа. | Дают определение понятию «природные ресурсы». Отвечают на вопросы учителя. | Воспринимают речь учителя и реагируют на нее. |
4.Изучение нового материала. | Обеспечить усвоение материала по теме «Природные ресурсы мира (земельные, водные, биологические)». | - Перед вами глобус – уменьшенная модель Земли. Нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Вода. Почему? ( Суша составляет всего лишь 29% поверхности Земли .) - 149 млн. кв. км. Это та площадь, на которой человечество живет и ведет свое хозяйство. Земля – один из главных ресурсов природы, источников жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, земля – мать его». - Как называется данный вид ресурсов? (Земельные). (Учитель прикрепляет табличку «земельные ресурсы» на доску). - Еще раз посмотрите на глобус. Как я уже сказала нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Вода. - Сколько % на поверхности Земли занимают воды Мирового океана. (71%). - Как называются данные ресурсы? (Водные). (Учитель прикрепляет табличку «водные ресурсы» на доску). - Широко известно, что первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее будет ее концом. - О каких ресурсах идет речь? (Биологические. Лесные). (Учитель прикрепляет табличку «биологические ресурсы» на доску). - Основная часть биологических ресурсов – лесные. Они характеризуются размерами лесной площади и запасами древесины. Леса планеты – это 4 больших лесных массива, образующие два пояса северный и южный. Для работы на уроке я предложила вам разделиться на три группы. В каждой группе вы должны выбрать своего модератора, то есть человека, который направляет работу группы, следит за временем, привлекает своих товарищей к активной деятельности. - Каждая группа будет рассматривать один из названных видов ресурсов. 1 группа – земельные ресурсы, 2 группа – водные ресурсы. 3 группа – биологические (лесные) ресурсы. (Учитель ставит таблички на столы). Итак, у нас сформированы три группы, выбраны их руководители, и нам необходимо перейти к основному этапу нашей работы – выполнению заданий. - Каждая группа получает инструктивную карточку и дополнительный материал. (Учитель выдает инструктивные карточки). - Итак, приступаем к работе, создаем кейсы, наполняем их информационным материалом и наглядностью и формируем фрейм. Листы бумаги, маркеры, магниты перед вами. Время работы в группах 10 минут. | Отвечают на вопросы учителя. Разделяются на группы. Выбирают модератора. Классифицируют природные ресурсы. Анализируют статистические таблицы и картосхемы. Определяют среднемировой показатель обеспеченности природными ресурсами. Наносят на контурную карту страны наиболее и наименее обеспеченные природными ресурсами. Формулируют проблемы, связанные с природными ресурсами. Оформляют кейсы и фрейм. | Воспринимают речь учителя и реагируют на нее. Проявляют интерес к учебному материалу. Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность. Выбирают источники информации для решения учебных задач. Находят и извлекают необходимую информацию и её структурируют. Объясняют особенности земельных, водных и биологических ресурсов отдельных территорий. Проводят классификацию земельных, водных, биологических ресурсов. Определяют и сравнивают качественные и количественные показатели, характеризующие обеспеченность территорий мира земельными, водными и биологическими ресурсами. Рассчитывают количественные показатели среднемировой обеспеченности земельными, водными и биологическими ресурсами на душу населения. Принимают решения, основанные на сопоставлении, сравнении и оценке географической информации по обеспеченности регионов и стран мира земельными, водными и биологическими ресурсами. Оценивают обеспеченность природными ресурсами. Оценивают характер влияния деятельности человека на земельные, водные и биологические ресурсы. Представляют информацию в виде таблицы, кейса фрейма. Создают простейшую географическую карту. Контролируют результаты деятельности. Умеют договариваться. Слушают и принимают во внимание мнение других. Дискутируют. Вносят необходимые дополнения. Управляют поведением партнера. |
5. Представление результатов работы групп. | Представить результаты работы групп. | - Ребята, пришло время подвести итоги работы в группах. По ходу выступления все заполняют таблицы в опорном конспекте, они у вас на столах. (Отчеты групп о работе). - Ребята, с каждым видом ресурсов, связаны проблемы, подумайте над ними и предложите возможные пути решения. (2 минуты на решение предложенных проблем). - Ребята, озвучьте пути решения проблем. - Фрейм воспроизведён. Мы видим классификацию образов с помощью минимального количества признаков. - Ребята, возьмите оценочные листы, оцените работу каждого участника группы. - Кто получил оценку «5» поднимите руки, «4», «3»? Молодцы! | Формируют фрейм. Выступают с результатами своей работы. Заполняют таблицу в опорном конспекте. Создают кейс. Оформляют фрейм. Выступают с результатами своей работы. | Объясняют различия в обеспеченности земельными, водными и биологическими ресурсами стран мира. Выдвигают и обосновывают на основе анализа комплекса источников информации проблемы, связанные с земельными, водными и биологическими ресурсами мира и пути их решения. Контролируют результаты деятельности. Вносят необходимые дополнения. Публично выступают. Проводят контроль и оценку. |
5. Первичное закрепление знаний. | | - Ребята, предлагаю вам разгадать кроссворд по теме нашего урока. - Проверяем и оцениваем свою работу по шкале. - Те, кто разгадал кроссворд безошибочно, видят свою оценку. - Кто ошибся, тот выставляет оценку по предложенной шкале. - Заполняем оценочный лист до конца (самооценка и итоговая оценка). - Кто получил итоговую оценку «5» поднимите руки, «4», «3»? Молодцы! | | Воспринимают речь учителя и реагируют на неё. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Демонстрируют свои знания. Правильно отвечают на вопросы. Сличают результаты действия с заданным эталоном. Проводят самоконтроль и самооценку. |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. | | - Наш урок подошел к концу. Все ли из того, что было запланировано вам удалось узнать? - А теперь я попрошу вас высказать свое отношение к уроку , выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: 1.сегодня я узнал… 2.было интересно… 3. было трудно… 4.я понял, что… 5. теперь я могу… 6. я почувствовал, что… 7. я приобрел… 8. я научился… 9. меня удивило… 10. мне захотелось… - Ребята, вернемся к словам, прочитанным в начале нашего урока. Можно ли избежать этих проблем? - Сегодня мы изучили тему, актуальную для каждого человека, живущего на земле. Давайте все вместе заботиться о природе, сохранять свою жизнь и здоровье. «Природа – источник здоровья. Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя». Е. Евтушенко. | | Воспринимают речь учителя и реагируют на неё. Выражают положительное отношение к процессу познания. |
7.Домашнее задание. | | 1) текст учебника на стр. 31-38 читать, опорный конспект. 2) группы готовят сообщения по теме: «Загрязнение и охрана окружающей среды» (связав со своим типом ресурсов). - Спасибо за работу! До новых встреч! Оценочные листы сдайте, пожалуйста. | | |