Технологическая карта урока по географии на тему "Земельные, водные и биологические ресурсы мира"

0
0
Материал опубликован 11 October

Технологическая карта урока

Класс: 10

Тема урока: Земельные, водные и биологические ресурсы мира.

Номер урока по теме: урок №3 в теме «Природа и человек в современном мире».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: обеспечить усвоение материала о земельных, водных и биологических ресурсах мира.

Образовательные ресурсы: учебник «Экономическая и социальная география мира». Автор: МаксаковскийП.П. – М.: Просвещение, 2014, атлас с комплектом контурных карт «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. – М.: 2015, настенные карты «Растительность мира», «Политическая карта мира», контурная карта, глобус, презентация «Земельные, водные и биологические ресурсы мира», инструктивные карточки, опорные конспекты, оценочные листы, листы бумаги формата А4, маркеры, магниты, дополнительный материал.





Формирование универсальных учебных действий



Предметные

метапредметные

личностные

ученик научится

ученик получит возможность научиться

познавательные

регулятивные

коммуникативные

- выбирать источники информации для решения учебных





задач;

- находить и извлекать необходимую информацию;

- объяснять особенности земельных, водных и биологических ресурсов отдельных территорий;

-проводить классификацию земельных, водных, биологических ресурсов;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие обеспеченность территорий мира земельными, водными и биологическими ресурсами;

- рассчитывать количественные показатели среднемировой обеспеченности земельными, водными и биологическими ресурсами на душу населения;

- принимать решения, основанные на сопоставлении, сравнении и оценке географической информации по обеспеченности регионов и стран мира земельными, водными и биологическими ресурсами;

- оценивать обеспеченность природными ресурсами.;

- оценивать характер влияния деятельности человека на земельные, водные и биологические ресурсы;

- представлять информацию в виде таблицы, кейса фрейма.


- объяснять различия в обеспеченности земельными, водными и





биологическими ресурсами стран мира;

- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации проблемы, связанные с земельными, водными и биологическими ресурсами мира и пути их решения;

- создавать простейшую географическую карту.

- выделять и формулировать познавательные цели;

- осуществлять поиск





информации и её структурировать;

- контролировать результаты деятельности.

- выделять и осознавать то, что уже усвоено, а что еще предстоит





усвоить;

- вносить необходимые дополнения;

- сличать результаты действия с заданным эталоном;

- проводить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

- воспринимать речь учителя и реагировать на неё;

- планировать и





согласованно выполнять совместную деятельность;

- уметь договариваться;

- слушать и принимать во внимание мнение других;

- дискутировать;

- управлять поведением партнера;

- публично выступать.


- проявлять интерес к учебному материалу;

- сохранять мотивацию к учебной





деятельности;

-выражать положительное отношение к процессу познания.


Ход урока


Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационное начало.

Создать условия для положительного отношения к процессу познания.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Я рада приветствовать всех на уроке географии.

Настраиваются на работу на уроке.

Воспринимают речь учителя, реагируют на неё. Выражают положительное отношение к процессу познания.

2.Целеполагание.

Развивать умение формулировать тему, цель и задачи урока.

- Ребята, обратите внимание на слова на слайде. «Планета Железяка. Полезных ископаемых нет. Воды нет. Растительности нет. Населена роботами».

- О какой проблеме в них идет речь?

(Природных ресурсов осталось мало, ресурсы могут закончиться, планета может стать пустыней.)

- Объясните, как эти слова могут быть связаны с темой урока? (Тема «Природные ресурсы»).

(Учитель прикрепляет табличку «Природные ресурсы» на доску).

- Верно. Данные слова как нельзя лучше подходит к теме сегодняшнего урока, т.к. проблема чрезмерных аппетитов человечества, связанная с интенсивной добычей и освоением ресурсов уже давно даёт о себе знать, например, в виде глобального потепления климата и опустынивания территорий. Эта проблема является ключевой в вопросе использования природных ресурсов человечеством. И мы ещё не раз будем к ней возвращаться.

- Ребята, а кто может сформулировать цель нашего урока?

- Что вам уже известно по этой теме?

- Что бы вы хотели узнать?

(Учитель показывает на слайде цель и задачи урока).

Формулируют тему урока. Планируют свою деятельность.

Воспринимают речь учителя, реагируют на неё.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что предстоит усвоить. Выделяют и формируют познавательные цели.

3.Актуализация знаний.

Способствовать актуализации знаний.

- Вспомните определение понятия «Природные ресурсы»?

- На какие виды по происхождению делятся природные ресурсы? Приведите примеры.

- Какие выделяются группы природных ресурсов по видам хозяйственного использования? Приведите примеры.

- На какие группы делятся природные ресурсы по исчерпаемости? Приведите примеры.

- Что обозначает термин «ресурсообеспеченность»?

- Тестовая работа.

Дают определение понятию «природные ресурсы».

Отвечают на вопросы учителя.


Воспринимают речь учителя и реагируют на нее.


4.Изучение нового материала.

Обеспечить усвоение материала по теме «Природные ресурсы мира (земельные, водные, биологические)».

- Перед вами глобус – уменьшенная модель Земли. Нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Вода. Почему?

( Суша составляет всего лишь 29% поверхности Земли .)

- 149 млн. кв. км. Это та площадь, на которой человечество живет и ведет свое хозяйство. Земля – один из главных ресурсов природы, источников жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, земля – мать его».

- Как называется данный вид ресурсов? (Земельные).

(Учитель прикрепляет табличку «земельные ресурсы» на доску).


- Еще раз посмотрите на глобус. Как я уже сказала нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Вода.

  - Сколько % на поверхности Земли занимают воды Мирового океана. (71%).

- Как называются данные ресурсы? (Водные).

(Учитель прикрепляет табличку «водные ресурсы» на доску).

-  Широко известно, что первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее будет ее концом.

- О каких ресурсах идет речь?

(Биологические. Лесные).

(Учитель прикрепляет табличку «биологические ресурсы» на доску).

- Основная часть биологических ресурсов – лесные. Они характеризуются размерами лесной площади и запасами древесины. Леса планеты – это 4 больших лесных массива, образующие два пояса северный и южный.


Для работы на уроке я предложила вам разделиться на три группы. В каждой группе вы должны выбрать своего модератора, то есть человека, который направляет работу группы, следит за временем, привлекает своих товарищей к активной деятельности.

- Каждая группа будет рассматривать один из названных видов ресурсов.


1 группа – земельные ресурсы,

2 группа – водные ресурсы.

3 группа – биологические (лесные) ресурсы.

(Учитель ставит таблички на столы).

Итак, у нас сформированы три группы, выбраны их руководители, и нам необходимо перейти к основному этапу нашей работы – выполнению заданий.

- Каждая группа получает инструктивную карточку и дополнительный материал.

(Учитель выдает инструктивные карточки).

- Итак, приступаем к работе, создаем кейсы, наполняем их информационным материалом и наглядностью и формируем фрейм. Листы бумаги, маркеры, магниты перед вами. Время работы в группах 10 минут.

Отвечают на вопросы учителя.

































Разделяются на группы. Выбирают модератора.























Классифицируют природные ресурсы.

Анализируют статистические таблицы и картосхемы. Определяют среднемировой показатель обеспеченности природными ресурсами.

Наносят на контурную карту страны наиболее и наименее обеспеченные природными ресурсами.

Формулируют проблемы, связанные с природными ресурсами.

Оформляют кейсы и фрейм.



Воспринимают речь учителя и реагируют на нее.

Проявляют интерес к учебному материалу.

























































Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность.

Выбирают источники информации для решения учебных задач.

Находят и извлекают необходимую информацию и её структурируют.

Объясняют особенности земельных, водных и биологических ресурсов отдельных территорий.

Проводят классификацию земельных, водных, биологических ресурсов.

Определяют и сравнивают качественные и количественные показатели, характеризующие обеспеченность территорий мира земельными, водными и биологическими ресурсами.

Рассчитывают количественные показатели среднемировой обеспеченности земельными, водными и биологическими ресурсами на душу населения.

Принимают решения, основанные на сопоставлении, сравнении и оценке географической информации по обеспеченности регионов и стран мира земельными, водными и биологическими ресурсами.

Оценивают обеспеченность природными ресурсами.

Оценивают характер влияния деятельности человека на земельные, водные и биологические ресурсы.

Представляют информацию в виде таблицы, кейса фрейма.

Создают простейшую географическую карту.

Контролируют результаты деятельности.

Умеют договариваться.

Слушают и принимают во внимание мнение других.

Дискутируют.

Вносят необходимые дополнения.

Управляют поведением партнера.

5. Представление результатов работы групп.

Представить результаты работы групп.

- Ребята, пришло время подвести итоги работы в группах. По ходу выступления все заполняют таблицы в опорном конспекте, они у вас на столах.

(Отчеты групп о работе).






- Ребята, с каждым видом ресурсов, связаны проблемы, подумайте над ними и предложите возможные пути решения.

(2 минуты на решение предложенных проблем).



- Ребята, озвучьте пути решения проблем.






- Фрейм воспроизведён. Мы видим классификацию образов с помощью минимального количества признаков.



- Ребята, возьмите оценочные листы, оцените работу каждого участника группы.

- Кто получил оценку «5» поднимите руки, «4», «3»? Молодцы!

Формируют фрейм. Выступают с результатами своей работы.

Заполняют таблицу в опорном конспекте.

Создают кейс. Оформляют фрейм. Выступают с результатами своей работы.


Объясняют различия в обеспеченности земельными, водными и биологическими ресурсами стран мира.

Выдвигают и обосновывают на основе анализа комплекса источников информации проблемы, связанные с земельными, водными и биологическими ресурсами мира и пути их решения.

Контролируют результаты деятельности.

Вносят необходимые дополнения.

Публично выступают.

Проводят контроль и оценку.

5. Первичное закрепление знаний.


- Ребята, предлагаю вам разгадать кроссворд по теме нашего урока.

- Проверяем и оцениваем свою работу по шкале.

- Те, кто разгадал кроссворд безошибочно, видят свою оценку.

- Кто ошибся, тот выставляет оценку по предложенной шкале.

- Заполняем оценочный лист до конца (самооценка и итоговая оценка).

- Кто получил итоговую оценку «5» поднимите руки, «4», «3»? Молодцы!


Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Демонстрируют свои знания.

Правильно отвечают на вопросы.

Сличают результаты действия с заданным эталоном.

Проводят самоконтроль и самооценку.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.


- Наш урок подошел к концу. Все ли из того, что было запланировано вам удалось узнать?

- А теперь я попрошу вас высказать свое отношение к уроку , выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:


1.сегодня я узнал…

2.было интересно…

3. было трудно…

4.я понял, что…

5. теперь я могу…

6. я почувствовал, что…

7. я приобрел…

8. я научился…

9. меня удивило…

10. мне захотелось…

- Ребята, вернемся к словам, прочитанным в начале нашего урока. Можно ли избежать этих проблем?

- Сегодня мы   изучили тему, актуальную для каждого человека, живущего на земле.  Давайте все вместе заботиться о природе, сохранять свою жизнь и здоровье.

«Природа – источник здоровья.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя».

Е. Евтушенко.


Воспринимают речь учителя и реагируют на неё. Выражают положительное отношение к процессу познания.

7.Домашнее задание.


1) текст учебника на стр. 31-38 читать, опорный конспект.

2) группы готовят сообщения по теме: «Загрязнение и охрана окружающей среды» (связав со своим типом ресурсов).


- Спасибо за работу! До новых встреч!

Оценочные листы сдайте, пожалуйста.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации