12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мошнина Зульфия Равильевна38
Россия, Оренбургская обл., Бугуруслан
3

Технологическая карта урока по геометрии в 8 класс: ТЕОРЕМА ПИФАГОРА. Решение задач.

Тема: ТЕОРЕМА ПИФАГОРА. Решение задач.

1. ФИО: Мошнина Зульфия Равильевна.

2. Должность: учитель математики

3. Предмет: Математика

4. Класс: 8а

5. Номер урока: № 2

6. Тема урока: ТЕОРЕМА ПИФАГОРА. Решение задач

7. Тип урока: Комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

8. Оборудование: Учебник, тетрадь, ТСО, листы для доказательства Теоремы Пифагора, оценочные листы,

Цели урока: предметные формирование понятий: «прямоугольный треугольник», «свойства прямоугольного треугольника», «площадь фигур», «свойства площадей», «Теорема Пифагора»;

Метапредметные: формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Формируемые УУД: Познавательные УУД формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем; осознанное построение речевого высказывания; умение осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; алгоритмизация способа действия.

Регулятивные УУД целеполагание; планирование; контроль и оценка деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД  развитие адекватной самооценки; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; взаимопомощь.

Коммуникативные УУД  формулирование и аргументация собственного мнения; умение договариваться и приходить к общему решению; умение строить монологическое высказывание.


Цель деятельности учителя

Создать условия для совершенствования навыков решения задач на применение теоремы Пифагора. Создать условия для формирования у учащихся знания и понимания теоремы Пифагора, осознания ее практической значимости.



Термины и понятия

Прямоугольный треугольник, катеты, гипотенуза


Планируемые результаты


Предметные умения

Универсальные учебные действия


Владеют геометрическим языком, умеют использовать его для описания предметов окружающего мира

Познавательные: умеют видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики


Организация пространства


Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)


Образовательные

ресурсы

Учебник.

Исторические сведения о применении теоремы Пифагора


Орг. момент.


Проверка домашнего задания


Цель деятельности

Совместная деятельность


Проверить домашнее задание.

Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас с вами необычный урок, присутствуют гости.

Сегодня мы с вами продолжаем работу по теме «Теорема Пифагора». Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Так же мы с вами начали писать книгу, авторами которой вы являетесь. Презентация некоторых страниц будет на сегодняшнем уроке.

Посмотрите на столах у вас оценочные листы. в течении урока прошу оценить себя.

Проверка домашнего задания. № 483, №484

Слайды

t1591081393aa.gift1591081393ab.png



t1591081393ac.pngt1591081393ad.png





Актуализация опорных знаний . Мотивация к деятельности


Цель деятельности

Постановка учебной задачи


Повторить теоретический материал.

t1591081393ae.png

- Какая геометрическая фигура изображена на экране? (прямоугольный треугольник)

- Как определили что это прямоугольный треугольник? (обозначение прямого угла)

- Кто может дать полное определение прямоугольного треугольника? (Если один из углов треугольника прямой, то треугольник называется прямоугольным)

Продолжите предложение:

- Сторона, лежащая против угла 90о называется ... (гипотенуза)

- Стороны образующие прямой угол называются….(катет)

Вспомним некоторые свойства прямоугольного треугольника:


- Сумма острых углов …..(равна 90 градусов)


- Катет, лежащий против угла в 300 равен …(половине гипотенузы)

Посмотрим, что вы помните о свойствах площадей

- Площадь квадрата равна .(квадрату его стороны)

- Площадь прямоугольного треугольника равна….(половине произведения его катетов)

Скажите формулировку теоремы Пифагора (В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов)

Укажите номера верных утверждений (самостоятельно). на листочках

1. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

2. В прямоугольном треугольнике любой из катетов больше гипотенузы.

3. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30º, равен удвоенной гипотенузе.

4. Треугольник со сторонами 4,5,6 является прямоугольным.

5. Катеты прямоугольного треугольника с углом в 60º равны.

(Правильный ответ только 1)



Вызвать двух учеников к доске

















Записать теорему Пифагора для треугольников.

1)

t1591081393ae.png

2)

t1591081393af.png

3) АВСD – ромб.

t1591081393ag.png

4) АВСD – прямоугольник.

t1591081393ah.png

5)

t1591081393ai.png

6) – высота.

t1591081393aj.png















Проверка доказательства теоремы Пифагора. Ивакова Анастасия записывает доказательство на боковой доске, остальные в листочках.



t1591081393ak.jpg

Исследовательская работа.

Ангелина Мазур представит вам ещё одно доказательство теоремы Пифагора. Рассмотрим равнобедренный прямоугольный треугольник, в самом деле, достаточно просто посмотреть на мозаику равнобедренных прямоугольных треугольников, чтобы убедиться в справедливости теоремы. Например, для треугольника АВС, квадрат, построенный на гипотенузе АС, содержит 4 исходных треугольника, а квадраты, построенные на катетах - по два.

Вывод: Площадь квадрата построенного на гипотенузе равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.

Так изначально формулировалась теорема Пифагора.

- Сейчас теорема звучит так: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.



t1591081393al.png



Первичное закрепление.


Цель деятельности

Совместная деятельность


Закрепить изученную теорему при решении простейших задач.

Презентация отрывков книги

Пожарные увидели на крыше горящего дома маленького котенка. Котенок жалобно пищал и звал на помощь. Но вот беда: пожарная машина не может приблизится к дому ближе, чем на 6м, высота дома – 8м. Свою лестницу пожарники могут растянуть не более, чем на 11м. Достаточно ли этого, чтобы помочь бедному котенку?

t1591081393am.pngt1591081393an.png

.

Теорема Пифагора в корабельном строительстве.

Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты.

Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?




t1591081393ao.png






t1591081393ap.gif



Теорема Пифагора в биологии.

Вt1591081393aq.png 4 м друг от друга растут два дерева. Высота одного 5 м, а другого – 2 м. Найдите расстояние (в метрах) между их верхушками.































Закрепление изученного материала


Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Закрепить изученные теоремы при решении простейших задач

486 (а, б, в)

493

495

Задача из ОГЭ




t1591081393ar.png

t1591081393as.png

Задача из ОГЭ

Задание 24 № 351799

Найдите боковую сторону AB трапеции ABCD, если углы ABC и BCD равны соответственно 30° и 135°, а CD = 29.

Решение.

t1591081393at.png

Введём обозначения, как показано на рисунке. Проведём высоты t1591081393au.png и t1591081393av.png В трапеции сумма смежных углов при боковой стороне равна 180°, поэтому t1591081393aw.png Из прямоугольного треугольника t1591081393ax.png найдём сторону t1591081393ay.png

t1591081393az.png

 

Углы t1591081393ba.png и t1591081393bb.png равны как накрест лежащие углы при параллельных прямых. Высоты t1591081393au.png и t1591081393bc.png равны. Из прямоугольного треугольника t1591081393bd.png найдём t1591081393be.png

 

t1591081393bf.png

 

Ответ: t1591081393bg.png

















IV этап. Итоги у

Рефлексия


Деятельность учителя

Деятельность учащихся



























(И) Домашнее задание: п. 56; вопросы 9, 10; решить задачи № 498 (г, д, е), № 499 (б), 488









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.