Технологическая карта урока по геометрии в 8 классе на тему «Теорема Пифагора. Решение задач»
1. ФИО: Мошнина Зульфия Равильевна.
2. Должность: учитель математики
3. Предмет: Математика
4. Класс: 8а
5. Номер урока: № 2
6. Тема урока: ТЕОРЕМА ПИФАГОРА. Решение задач
7. Тип урока: Комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
8. Оборудование: Учебник, тетрадь, ТСО, листы для доказательства Теоремы Пифагора, оценочные листы,
Цели урока: предметные формирование понятий: «прямоугольный треугольник», «свойства прямоугольного треугольника», «площадь фигур», «свойства площадей», «Теорема Пифагора»;
Метапредметные: формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Формируемые УУД: Познавательные УУД формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем; осознанное построение речевого высказывания; умение осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; алгоритмизация способа действия.
Регулятивные УУД целеполагание; планирование; контроль и оценка деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД развитие адекватной самооценки; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; взаимопомощь.
Коммуникативные УУД формулирование и аргументация собственного мнения; умение договариваться и приходить к общему решению; умение строить монологическое высказывание.
Цель деятельности учителя | Создать условия для совершенствования навыков решения задач на применение теоремы Пифагора. Создать условия для формирования у учащихся знания и понимания теоремы Пифагора, осознания ее практической значимости. | |||||||||||
Термины и понятия | Прямоугольный треугольник, катеты, гипотенуза | |||||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |||||||||||
Владеют геометрическим языком, умеют использовать его для описания предметов окружающего мира | Познавательные: умеют видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни. Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики | |||||||||||
Организация пространства | ||||||||||||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |||||||||||
Образовательные ресурсы | • Учебник. • Исторические сведения о применении теоремы Пифагора | |||||||||||
Орг. момент. | ||||||||||||
Проверка домашнего задания | ||||||||||||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |||||||||||
Проверить домашнее задание. | Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, присутствуют гости. Сегодня мы с вами продолжаем работу по теме «Теорема Пифагора». Откройте тетради, запишите число, классная работа. Так же мы с вами начали писать книгу, авторами которой вы являетесь. Презентация некоторых страниц будет на сегодняшнем уроке. Посмотрите на столах у вас оценочные листы. в течении урока прошу оценить себя. Проверка домашнего задания. № 483, №484 Слайды
| |||||||||||
Актуализация опорных знаний . Мотивация к деятельности | ||||||||||||
Цель деятельности | Постановка учебной задачи | |||||||||||
Повторить теоретический материал. |
- Какая геометрическая фигура изображена на экране? (прямоугольный треугольник) - Как определили что это прямоугольный треугольник? (обозначение прямого угла) - Кто может дать полное определение прямоугольного треугольника? (Если один из углов треугольника прямой, то треугольник называется прямоугольным) Продолжите предложение: - Сторона, лежащая против угла 90о называется ... (гипотенуза) - Стороны образующие прямой угол называются….(катет) Вспомним некоторые свойства прямоугольного треугольника: - Сумма острых углов …..(равна 90 градусов) - Катет, лежащий против угла в 300 равен …(половине гипотенузы) Посмотрим, что вы помните о свойствах площадей - Площадь квадрата равна .(квадрату его стороны) - Площадь прямоугольного треугольника равна….(половине произведения его катетов) Скажите формулировку теоремы Пифагора (В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов) Укажите номера верных утверждений (самостоятельно). на листочках 1. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. 2. В прямоугольном треугольнике любой из катетов больше гипотенузы. 3. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30º, равен удвоенной гипотенузе. 4. Треугольник со сторонами 4,5,6 является прямоугольным. 5. Катеты прямоугольного треугольника с углом в 60º равны. (Правильный ответ только 1) Вызвать двух учеников к доске Записать теорему Пифагора для треугольников.
Проверка доказательства теоремы Пифагора. Ивакова Анастасия записывает доказательство на боковой доске, остальные в листочках.
Исследовательская работа. Ангелина Мазур представит вам ещё одно доказательство теоремы Пифагора. Рассмотрим равнобедренный прямоугольный треугольник, в самом деле, достаточно просто посмотреть на мозаику равнобедренных прямоугольных треугольников, чтобы убедиться в справедливости теоремы. Например, для треугольника АВС, квадрат, построенный на гипотенузе АС, содержит 4 исходных треугольника, а квадраты, построенные на катетах - по два. Вывод: Площадь квадрата построенного на гипотенузе равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах. Так изначально формулировалась теорема Пифагора. - Сейчас теорема звучит так: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
| | ||||||||||
Первичное закрепление. | | |||||||||||
Цель деятельности | Совместная деятельность | | ||||||||||
Закрепить изученную теорему при решении простейших задач. | Презентация отрывков книги Пожарные увидели на крыше горящего дома маленького котенка. Котенок жалобно пищал и звал на помощь. Но вот беда: пожарная машина не может приблизится к дому ближе, чем на 6м, высота дома – 8м. Свою лестницу пожарники могут растянуть не более, чем на 11м. Достаточно ли этого, чтобы помочь бедному котенку?
. Теорема Пифагора в корабельном строительстве. Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты? Теорема Пифагора в биологии. В 4 м друг от друга растут два дерева. Высота одного 5 м, а другого – 2 м. Найдите расстояние (в метрах) между их верхушками. | | ||||||||||
Закрепление изученного материала | | |||||||||||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | | |||||||||
Закрепить изученные теоремы при решении простейших задач | № 486 (а, б, в) № 493 № 495 Задача из ОГЭ |
Задача из ОГЭ Задание 24 № 351799 Найдите боковую сторону AB трапеции ABCD, если углы ABC и BCD равны соответственно 30° и 135°, а CD = 29. Решение.
Введём обозначения, как показано на рисунке. Проведём высоты и В трапеции сумма смежных углов при боковой стороне равна 180°, поэтому Из прямоугольного треугольника найдём сторону
Углы и равны как накрест лежащие углы при параллельных прямых. Высоты и равны. Из прямоугольного треугольника найдём
Ответ: | | |||||||||
IV этап. Итоги у | Рефлексия | | ||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | | ||||||||||
| (И) Домашнее задание: п. 56; вопросы 9, 10; решить задачи № 498 (г, д, е), № 499 (б), 488 | | ||||||||||
| | | | |