Технологическая карта урока «Введение в предмет "Основы православной культуры". Крещение Руси» (4 класс)
по курсу ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»
по теме «Введение в предмет «Основы православной культуры». Крещение Руси.»
Составила: Пермякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ ООШ с.Лопьяла Уржумского района Кировской области
Класс: 4
Урок 1.
Тема: «Введение в предмет «Основы православной культуры». Крещение Руси.»
Цель урока:
сформировать общее понятие об учебном предмете «Основы православной культуры», его содержании, познакомить с понятиями «культура», «православная культура», «Крещение Руси» их значением в жизни человека, народа, общества.
Задачи урока:
учебные: познакомить с содержанием учебного предмета и учебника, особенностями учебной работы по курсу, оценивания знаний, участия в учебном процессе семьи, родителей;
разъяснить условные обозначения в учебнике;
раскрыть содержание понятий «культура», «православная культура», «Крещение Руси»;
рассказать о Крещении Руси, значении этого события в истории России;
воспитательные: способствовать формированию понимания значимости культуры, православной культуры в жизни человека, российского общества, выработке ценностного отношения к культуре, православной христианской культуре, традиции;
развитие универсальных учебных действий:
развитие умений структурировать знания, обобщать, анализировать, устанавливать логические связи.
Планируемые результаты:
предметные результаты:
1) готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;
4) формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роли в культуре, истории и современности России;
7) осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции;
метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
4) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность наличия различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
личностные результаты:
1) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе;
3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ православной культуры;
4) мотивация и формирование установки на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Тип урока: вводный, урок изучения нового материала.
Основные понятия: культура, православная культура, Крещение Руси.
Методическое обеспечение: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. — М.: OOO «Русское слово — учебник», 2018, учебная тетрадь учащегося по «Основам православной культуры», рабочая тетрадь к учебнику.
Презентация к уроку и аудиозапись песни «Православная Россия»( Сл.Д.Лапаева, музыка и исполнение Е.Лапаевой).
Виды деятельности: учебный рассказ, демонстрация, учебный диалог, работа с учебником, работа с тетрадями,
Оборудование: классная доска, проектор, экран.
План урока
1. Культура, православная культура.
2. Содержание учебного предмета.
3. Правила обучения по предмету.
4. Заключение: повторение и закрепление.
5. Контроль знаний. Домашнее задание.
Ход урока:
Этап урока | Цель этапа: | Вид деятельности, (дидактические приёмы ) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Учебная Мотивация. | Организовать и настроить учащихся на учебный диалог. | Приветствие (диалог) | Организует внимание детей, настраивает на работу на уроке. Читает стихотворение: В жизни по-разному можно жить.В горе можно. И в радости. Вовремя есть. Вовремя пить. Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям. Сергей Островой -Как бы вы хотели жить? -Это для вас важно? Почему? -Ребята, сегодня у нас с вами первый урок по новому учебному предмету — «Основы православной культуры». Это необычный учебный предмет и очень-очень важный для всех нас! Он нам поможет разобраться, «Как жить?» | Настраиваются на урок. Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение. |
2.Актуализация знаний и мотивация, целеполагание деятельности | Мотивировать детей на принятие положительного образа - патриота своей страны. | Рассказ и показ учителя природных богатств России (Диалог, демонстрация фото на слайдах) | Рассказ на фоне слайдов, отражающих уникальную красоту и природные богатства России, объекты Всемирного природного и культурного наследия России. -Ребята, мы живём в замечательной, прекрасной стране. -Она самая красивая! -Как вы думаете, что является самым главным достоянием нашего государства? -Россия – страна великих писателей, художников, композиторов, учёных, первооткрывателей и исследователей. Россия – страна героев –защитников Отечества. Люди, их жизнь – это самое главное достояние нашего государства. Подводит учащихся к выводу о необходимости соблюдения единых человеческих норм общежития, правил жизни –сравнение и анализ примеров отношения к миру. | |
Мотивация к изучению нового учебного предмета | Показать разрушающее жизнь отношение людей к окружающему миру, подвести к выводу о необходимости соблюдения жизненных правил. | Работа с фотографиями, показывающими отношение людей к природе, к семье, к себе, к другим людям, (демонстрация, диалог, сравнение отрицательного и положительного отношения людей к окружающему миру) | -От кого зависит, что будет с нами, с человечеством, с жизнью на Земле? -Если мы совсем потеряем правила пользования жизнью, страна превратится в пустыню с мусором. -Если мы хотим жить счастливо, то должны соблюдать правила пользования жизнью. -Хотите узнать эти правила? -Ключи к инструкции счастливой человеческой жизни – хранятся в основах православной культуры. -Так называется новый учебный предмет и учебник, которые нам помогут узнать правила жизни, понять их и принять, чтобы жить счастливо! -Давайте познакомимся с новым учебником. | Высказывают своё мнение |
3.Изучение нового материала | Организовать деятельность учащихся по знакомству с учебником. | Знакомство с учебником: рассматривание обложки, чтение введения, (диалог ) | Организует знакомство с учебником. -Рассмотрите обложку учебника. -Что видим на обложке? -Как называется учебник? -Как вы понимаете слово «основы»? -Как понимаете слово «культура»? -Как понимаете слова «православная культура»? -Ребята, авторский коллектив учебника написал вам письмо-пожелание. Давайте его прочитаем и найдём ответы на эти вопросы. Чтение 1-2 абзаца и анализ прочитанного. | Рассматривают учебник, отвечают на вопросы У. 1-2 абзацы читают вслух хорошо читающие ученики |
Познакомить с понятиями «культура», «православная культура», дать представление о значении исторического события - «Крещение Руси» | Работа с учебником С.3 Чтение по абзацам, анализ прочитанного, вывод. (диалог) Показ видеофрагмента "Крещение Руси" https://yandex.ru/video/preview/16751816672173794934 | Вывод: Культура в самом широком понимании — это не только искусство, музеи, а все, что создается людьми для жизни. Создается на основе того, что уже существует, как природа, окружающий нас мир. Люди создают разные предметы, вещи на основе имеющихся природных материалов. Существуют разные обычаи, традиции, нормы поведения в обществе — на основе разных установок. Православная культура – всё, что создано верующими в Бога православными христианами. Чтение 3-его абзаца фрагмента Введения. -Когда совершилось Крещение Руси? -Как вы поняли, что такое Крещение? Просмотр видеофрагмента «Крещение Руси» -Как создаётся и развивается православная культура? -Благодаря чему сохраняется православная культура? -Для чего? Вывод: Крещении Руси -это историческое начало развития православной культуры в нашей стране. -Прочитайте последний абзац самостоятельно, найдите советы, адресованные вам. -Какие добрые слова-пожелания вам сказали авторы учебника? | Читают письмо-пожелание авторов к ученикам анализируют, отвечают на вопросы У, высказывают своё мнение | |
Закрепить понимание изученных понятий «культура», «православная культура», представление о значении исторического события - «Крещение Руси» | Работа в тетради (Показ культуры ведения записей) | -Ребята, всё самое главное, что узнаем на уроке, будем записывать в специальных тетрадочках, делать в них рисунки, приклеивать карточки с мудрыми мыслями, чтобы сохранить и пользоваться в любое время. -Давайте запишем в тетрадях тему нашего первого урока: «Введение в предмет «Основы православной культуры» и два определения: «культура», «православная культура», а также дату Крещения Руси. Запись в тетради Культура — все, что создается людьми. Православная культура — все, что создается верующими в Бога православными христианами. Крещение Руси — 988 год от Рождества Христова. | Оформляют записи в тетради | |
Познакомить с содержанием учебного предмета | Работа с учебником С.159 Знакомство с содержанием учебника (диалог) | -Давайте посмотрим, что именно о православной культуре мы с вами будем изучать. -Посмотрим содержание учебника. Учитель предлагает просмотреть содержание учебника Обращается к детям с вопросами по тематике учебника. Кратко поясняет содержание тем, чему они посвящены. | Зачитывают названия тем. Делятся мнением, о чём будет каждое занятие. | |
Познакомить с системой навигации в учебнике, с правилами обучения по предмету | Чтение об условных обозначениях в тексте учебника, Знакомство со словарём Знакомство с рабочими тетрадями по курсу (на печатной основе) (Рассказ-объяснение) | Организует работу по знакомству с условными обозначениями в тексте учебника. Показывает ученикам примеры всех рубрик на страницах первых тем учебника. Обращает внимание на словарь в учебнике и поясняет, когда им пользоваться. Знакомит с рабочими тетрадями по курсу, объясняет, как будут использоваться эти материалы. Знакомит школьников с системой оценивания результатов образования по предмету. | Читают об условных обозначениях в тексте учебника. Слушают дополнительное объяснение. Отвечают на вопросы. | |
4.Повторение и первичное закрепление | Закрепить самое общее понимание культуры как «второй природы» | Выполнение задания из рабочей тетради с.5 (тема 1, задание 4) | Организует выполнение работы в тетради по закреплению общего понимания культуры как «второй природы» | Выполняют задания из рабочей тетради с.5 (тема 1, задание 4.) |
Закрепить понимание культуры в единстве ее материальной и духовной составляющих. | Упражнение в закреплении понимания культуры в единстве ее материальной и духовной составляющих (Демонстрация предметов, вещей) | Организует закрепление понимания культуры в единстве ее материальной и духовной составляющих. Демонстрирует различные предметы, вещи, относящиеся к феноменам культуры. - К культуре мы относим не только видимые вещи, предметы, которые сделаны людьми из природных материалов, которые можно увидеть или потрогать. -Что, например, мы имеем в виду, когда говорим: этот человек культурный, эти люди культурные? -К культуре относятся еще и знания, обычаи, нормы поведения в обществе или, как говорят философы, — ценности, то есть то, что мы в обществе ценим, храним, передаем из поколения в поколение. Культура показывает нам, как надо разумно и правильно жить, общаться с другими людьми, во что верить, что любить, беречь. Она дает нам понимание добра и зла, правды и неправды, учит следовать правде и добру, избегать зла. Мы будем с вами изучать прежде всего это содержание православной культуры: во что верят православные христиане, что ценится в православной культуре, какие нормы отношений, нравственные нормы соблюдаются и почему — это все тоже содержание культуры, православной культуры. Такие ценности еще называют духовными ценностями, потому что человек познает их своим духом, умом, а не только внешними чувствами. Мы будем узнавать, изучать и приобщаться к духовным ценностям православной культуры, потому что они лежат в основе всей нашей культуры, жизни человека, семьи, народа, государства. Это и есть те волшебные ключики, которые делают человека ЧЕЛОВЕКОМ! | Учащиеся подразделяют демонстрируемые предметы, вещи на относящиеся к культуре или природе. Записывают их названия в тетрадях, распределяя под заголовками: «культура», «природа». Высказывают своё мнение | |
5. Контроль знаний | Устный повторительный опрос и проверка ведения школьниками учебной тетради по «Основам православной культуры» | -Ребята, как вы поняли, что такое культура? -Что такое «православная культура»? -С какого исторического события в нашей стране стала развиваться православная культура? -Почему нам с вами очень важно знать основы православной культуры и жить в соответствии с ними? -Изучение какого учебного предмета нам поможет, как жить? | Отвечают на вопросы, Высказывают своё мнение | |
6.Домашнее задание | Устный инструктаж по домашнему заданию | Домашнее задание: прочитать введение в учебнике, письменно ответить в РТ С. 4 на вопросы 1 и 2 к теме 1. | Записывают домашнее задание | |
7.Итог урока | Мотивировать чувство гордости за свою страну, сопричастность к её истории, судьбе. Настрой на дальнейшее изучение ОПК | Прослушивание песни https://www.youtube.com/watch?v=OO7rt0cQUvc «Православная Россия» Сл.Д.Лапаева, Музыка и исполнение Е.Лапаевой. Анализ содержания, выделение главной мысли, идеи (Словесно-наглядный эмоциональный образ) | 1.Необъятные просторы, земляничные луга, Припев: 2.На свету искрится речка, тихо шепчется камыш, 3. Русь Святая, Русь Святая, Богоносная страна, 4. Златоглавая Россия, мира ты всего душа, | Слушают песню и (по желанию) делают рисунок в тетради, высказывают своё мнение |
1) Мультфильм "Повесть временных лет" "Крещение Руси"
https://www.youtube.com/watch?v=CV1tiICeNB8
2) Клип "Православная Россия" https://m.youtube.com/watch?v=OO7rt0cQUvc