Технологическая карта урока по русскому языку «Как переносить слова с одной строки на другую?» (2 класс)

5
0
Материал опубликован 1 November 2021
Всероссийский дистанционный конкурс педагогических идей на лучший конспект занятия по развитию функциональной грамотности у школьников

Технологическая карта урока по русскому языку «Как переносить слова с одной строки на другую?» 2 класс

Предмет: Русский язык, 2 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: «Как переносить слова с одной строки на другую?»

Цели: углубить знания детей о правилах переноса; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение правил переноса слов; умение переносить слова с учётом особенностей слогов и изученных правил.

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы и действия, оценивать собственную деятельность на уроке.

Познавательные: умение ориентироваться в новой системе знаний; извлекать новую информацию; осознанно и произвольно строить речевые высказывания; самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение договариваться, работая в группе, выполнять правила работы в группе; слушать и понимать речь других.

Личностные: понимать значение «для чего нужны знания»; проявлять интерес к предмету.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Русский язык 2 класс», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; подборка иллюстраций к уроку – ягоды, сахар; напечатанные правила переноса слов; слова – примеры к каждому правилу; конверты у каждого ученика с картинками баночки с вареньем, с обратной стороны - блокнот с двумя узким листами; сигнальные карточки; белые досочки для письма маркерами; маркеры для белой доски.

Интернет источники: иллюстрации: Маша - https://igroutka.ru/masha-i-medved/; Карлсон - https://socratify.net/quotes/karlson-kotoryi-zhiviot-na-kryshe/249326; Муха-Цокотуха - https://zyorna.ru/catalog/item/muha-cokotuha-101566; ягоды - https://www.pngegg.com/ru/png-bbclt; сахар - https://kubnews.ru/interesy/2019/12/05/desyat-prichin-navsegda-otkazatsya-ot-sakhara/; банка ежевичного варенья - https://artage.io/ru/image-1773340; банка малинового варенья - https://www.pinterest.ru/pin/783344928908035661/

Технологическая карта урока

Этапы

урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

(Цель: самоопределение к учебной деятельности)

- Проверьте готовность к уроку.

На экране:

Маша с вареньем Карлсон с вареньем Муха-цокотуха с вареньем

t1635766401aa.jpgt1635766401ab.jpgt1635766401ac.jpg

- Сегодня на урок к нам пришли гости. Кто?     

- Запомните место каждого.

- Закройте глаза (меняю местами героев)

- Что изменилось?


- Что общего?

- А вы любите варенье?

- Герои нас приглашают на чаепитие, и нам надо приготовить варенье. Хотите? Что для этого нужно?

- А еще нам надо будет записать некоторые слова в очень узкие блокноты.





















Дети называют (Маша, Карлсон, Муха-цокотуха)


- Поменялись местами Маша и Муха

- Все с вареньем.



- Ягоды и сахар.


Личностные УУД: самоопределение, самооценка готовности к уроку Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место. Познавательные УУД: отвечать на простые вопросы учителя Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других


2. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока

(Цель: постановка целей учебной деятельности)


- Какая проблема может возникнуть?

- Что делать?

- Кто догадался какая тема урока?

(открываю тему урока «ПЕРЕНОС СЛОВ»)

- Знаем ли мы правило как переносить слова?

(Открываю на доске 1 правило:

СЛОВА ПЕРЕНОСИМ ПО СЛОГАМ)

- Но существует ещё несколько правил переноса слов.

- Хотите узнать?

- Сформулируйте цель урока. Что мы сегодня должны узнать?


- Чтобы собрать ягоды для варенья, Саша будет работать у доски. Слова рассыпались. Нужно собрать.

На интерактивной доске слоги:

конь-, ки, зай-, ка, сумм-, ма, Яна

- А Настя будет работать по карточке у доски.

(Запиши слова, вставляя пропущенные буквы:

з…мл…ника, м…лина, яг…ды, ябл…ко, сах…р.

Раздели слова на слоги.)

- Все остальные записывают число, классная работа.

- Проверяем Сашу. Прочитай, какие получились слова.

- Просигнальте, удалось ли составить слова.

- Как себя оцениваешь?

- Проверяем Настю.  Просигнальте правильность написания слов.

- Теперь, проверяем, как разделила на слоги.

- Как себя оцениваешь?


- Почему сегодня выполняем деление на слоги?

- А в жизни делить для переноса пригодится? Где?

- Ягоды собраны.

(На доске вывешиваю иллюстрацию ягод)

t1635766401ad.gif

- Слова не поместятся.

- Будем переносить.

- «Перенос слов»


- Переносим слова слогам







- Сегодня мы должны узнать новые правила переноса слов.








ученики работают на доске









Дети проверяют

Самооценка ребенка



Дети проверяют

Самооценка ребенка


- Потому что переносим слова по слогам.

(дети отвечают)


Предметные действия: определение темы, целей, плана урока; повторить словарные слова

Личностные УУД: понимать значение «для чего нужны знания»

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать решение учебной задачи; оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников на уроке

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и слышать друг друга.




3. Актуализация опорных знаний. Создание ситуации успеха

(Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий)

- Добываем сахар.

- Когда мы переносим слова с одной строки на другую, на сколько частей делим слово?

-И сейчас вы будете работать вдвоем, т.е. в паре на досочках.

- Прочитайте слово, которое Настя записала на доске. Устно разделите для переноса, помня главное правило. Какое?

- Первую часть слова записывает ученик 1 варианта, вторую часть – ученик 2 варианта.

Вот образец:

земля-       ника

- Дальше работаем в парах.

t1635766401ae.png t1635766401af.png

- Проверяем. (Дети поворачивают досочки учителю).

- Молодцы! Но не все разделили правильно, потому что мы еще не все знаем правила. Сегодня узнаем!

- Молодцы! Сахар добыли!


t1635766401ag.gif


- На две







- Слова переносят по слогам










Дети в парах обсуждают, записывают

Предметные действия: обобщение знаний об известном правиле переноса слов

Личностные УУД: уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Регулятивные УУД: взаимопроверка

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, умение осуществлять инициативное сотрудничество с соседом по парте




4. «Открытие» детьми новых знаний

(Цель: построение учащимися нового способа действий)

- Когда выполним следующее задание, у нас появится рецепт.

- Работаем в группах – по 4 человека (учащиеся первой парты поворачиваются к учащимся второй парты)

- У каждой группы лист со словами и незаконченное правило переноса слов именно вашей группы.

-Ваша задача: прочитать слова, наблюдать, исследовать их. Найти закономерность, как переносятся эти слова. И продолжить правило.

1 группа: Оля, змея, мою, аист.

Правило: Нельзя оставлять на строчке и переносить……… букву.

2 группа: май-ка, кой-ка, змей-ка, чай-ка

Правило: Буква …… не переносится на другую строчку.

3 группа: паль-то, маль-чик, стуль-чик, боль-шой.

Правило: Буква …… не переносится на другую строчку.

4 группа: груп-па, ван-на, клас-сный, хок-кей

Правило: В словах с ……………. согласными одну букву оставляют на строке, другую переносят.


- Итак, проверяем. Выходит один представитель команды. Задача остальных послушать одноклассников, понять правило и выбрать слово с экрана интерактивной доски (те слова, которые собирал Саша), которое подходит для данного правила переноса слов.

t1635766401ah.jpg

(Когда ребенок из группы озвучит правило, другие дети выберут слово с экрана, учитель вывешивает это правило на доску и выбранное слово, как пример)

t1635766401ai.jpg

- Кто один ещё раз озвучит все правила переноса слов.

























Дети работают в группах


Чья группа закончила, поднимают руки, образуя «домик»



представитель группы отвечает у доски

















Один ученик озвучивает все правила

Предметные действия: усвоение правил переноса слов

Личностные УУД: проявлять интерес к новому

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; намечать пути решения проблемы; анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные УУД: развивать умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы

Коммуникативные УУД: умение договариваться, работая в группе, выполнять правила работы в группе; уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.


Физминутка


- Немного отдохнем. Я показываю слово, вы читаете его. Если его можно перенести – приседаете, если нет – хлопаете.

- Стол, окно, чайник, лес, ванна, большой, осень.

Дети выполняют

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни


5. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач)

- Рецепт есть, варим варенье. Откройте учебник на с. 71 упр. 108

- Найдите только те слова, которые можно переносить.

- А теперь запишите их, деля для переноса горизонтальной чертой.


- Проверяем. Сверяемся с экраном.

- Просигнальте, у кого получилось выписать все нужные слова.





Дети объясняют устно

Дети выполняют


Дети сверяются с эталоном

Предметные действия: усвоение новых способов действий

Личностные УУД: развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Регулятивные УУД: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей анализировать свою работу в соответствии с эталоном; находить ошибки, устанавливать их причины

Познавательные УУД: уметь находить основания и критерии для классификации объектов

6. Включение нового знания в систему знаний

(Цель: выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.)

- Перед вами лежат конверты. Откройте их. Там готовое варенье

(Картинка баночка варенья. На обратной стороне баночки приклеены 2 узких листа - блокнот)

t1635766401aj.gift1635766401ak.gif Запишите в этот блокнот что нужно для чаепития.

- Прочитайте (слова на экране):

Мёд, орехи, кружка, чайник, лимонный, дынька.

- Записывайте слова в блокнот деля их для переноса как на образце.


са-

хар

- Варя выполняет задание за доской.

- Проверяем Варю. Просигнальте, есть ли ошибки.

- Проверьте у себя. Встаньте, у кого нет ошибок.

- Какие допустили ошибки?

- Подобное задание у вас будет дома.




























Дети выполняют



Ребенок работает за доской



Сверяются с эталоном

Предметные действия: умение переносить слова с учётом особенностей слогов и изученных правил

Познавательные УУД: ориентироваться в новой системе знаний

Регулятивные УУД: выполнять последовательность необходимых операций, анализировать свою работу, находить ошибки, устанавливать их причины

Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме

Домашнее задание

- Посмотрите на доску. Перед вами две разные баночки с вареньем. И у вас у каждого своя. У кого малиновое? А у кого ежевичное?

На доске:

t1635766401al.jpg

- У кого малиновое - ваше д.з с.73 упр.112

- У кого ежевичное – с. 76 упр. 11


Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебные задачи

7. Рефлексия деятельности

(Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности)


- Итак, вспомним цель нашего урока.

- Встаньте те, кто доволен собой и считает, что он узнал новые правила и готов их применять в жизни.

- Блокноты- баночки с вареньем вы забираете себе. Можете добавлять странички и делать необходимые записи.


- Узнать новые правила переноса слов.

Познавательные УУД: ориентироваться в системе новых знаний

Личностные УУД: проявляют интерес к предмету

Регулятивные УУД: оценивают собственную деятельность на уроке

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли


Формирование функциональной грамотности

на уроках русского языка в начальной школе

Функциональная грамотность – способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Для успешного развития функциональной грамотности школьников необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.

Например, игра всегда побуждает к действию, вызывает повышенный интерес, активизирует. На уроке русского языка по теме: «Перенос слов», я детям предложила игровой сюжет – приготовить варенье для чаепития с выполнением интересных заданий. Дети с удовольствием подхватили его и тем самым были мотивированы для практической деятельности.

Формирование навыков функциональной грамотности, как требует ФГОС, начинается с целеполагания. Во 2 классе при помощи учителя. Ход познания должен идти от детей. Учителю лишь необходимо побудить ученика к действию, дать задания игрового характера или предложить проблемную ситуацию. Мною была предложена задача - записать слова в конце урока в очень узкий блокнот. Дети выявили проблему, что слова могут не помещаться полностью на строчку. Сформулировали тему и определили цель урока.

На этапе актуализации дети работали в парах – делили словарное слово для переноса на двух досочках (гладкие белые досочки для письма маркером). Начало слова на одной, продолжение на второй. Ребятам надо было вместе устно разделить слово на слоги, разделить для переноса и правильно записать одно слово на две досочки. Данная форма позволяет более эффективно решать задачи формирования у детей навыков общения. Что является неотъемлемой частью функциональной грамотности.

На этапе открытия нового знания деятельность обучающихся носит преобразующий характер: наблюдают, сравнивают, группируют, выясняют закономерности, делают выводы. У меня на уроке дети были разделены на 4 группы по количеству правил переноса слов. Им были выданы слова для исследования и правила с пропущенными словами. Ребята наблюдали, исследовали свою группу слов, находили закономерность, делали вывод и вписывали недостающие слова в правило.

Такие умения, как  анализировать, сравнивать, делать выводы способствуют более эффективному усвоению орфографических понятий и являются важнейшим показателем возникновения функциональной грамотности у младшего школьника.

Также на любом этапе урока учащимся задаю вопрос: «Где вам может пригодиться в жизни изучаемый сейчас на уроке материал?»

Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации