12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гаврюшкина Диана Александровна34
Россия, Марий Эл респ., Горномарийский район


Технологическая карта урока


Учитель

Гаврюшкина Д.А

Предмет

Русский язык

Класс

6

Автор УМК

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская

Тема урока

Новые слова (неологизмы)

Цель урока

Предметные:

Понять причины происхождения новых слов в языке, уметь находить новые слова в тексте,


Метапредметные:

Уметь ставить перед собой цель, уметь слушать учителя и одноклассников, развивать навыки поиска

Личностные:

Формирование познавательного интереса к учебной деятельности

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Дать понятие о неолгизмах

Развивать речь учащихся

Воспитать интерес к культуре речи русского языка

Тип урока

Открытие новых знаний

Основные термины и понятия

Неологизмы, лексика, лексический состав языка.



Характеристика этапов урока


Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный


Подготовить учащихся к работе на уроке

Приветствует учеников, настраивает на урок. Создает положительный психологический настрой. Проверяет готовность к уроку.

Слово учителя:

-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, сделаем комплименты соседу по парте с условием, что прилагательное в вашем комплименте начнется с той же буквы, с которой начинается имя соседа. Например: Василиса, у тебя прическа сегодня восхитительная!

- А теперь посмотрите, все ли у вас есть на парте к уроку? А у вашего соседа? Если готовы, то начнем урок.

Приветствуют учителя, позитивно настраиваются на учебную деятельность, делают друг другу комплименты

Личностные результаты: формирование положительного настроя к уроку


Актуализация знаний


Повторение изученных тем по разделу для дальнейшего открытия новых знаний, выявление проблемных мест в усвоении материала

Записывает дату

Проверяет остаточные знания по лексикологии через повторение пройденного материала. Задает вопросы на повторение предыдущих тем.

Слово учителя:

-Сегодня светит солнце. Все слова начинаются на «с», это значит, что первыми ответят на вопросы те, чьё имя начинается на «с», как и все слова в мною сказанном предложении.

Задаются вопросы и задания:

1)Что изучает лексикология?

2) Что называем лексикой?

3)Какие значения могут иметь слова в предложении. Приведите примеры.

4)Как называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Приведите примеры.


5) Объясните значение терминов диалект, диалектизм.

6)Почему язык заимствует слова из других языков?


- А теперь,ребята, ответьте, пожалуйста, по цепочке, какие слова входят в группу исконно русских слов, а какие в группу заимствованных и почему: молодец, пиджак, баня, ветер, триллер, вуаль, отец, файл, календарь, обряд, ластик, алгебра, библия, котел, манекен, кофе, мать, уста, астрономия, дерево.

-Молодцы, с заданием справились.

Записывают число. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания. Группируют слова.

Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; уметь слушать и понимать речь других, отвечать на поставленные вопросы


Регулятивные:

выдвигать предположения на основе имеющихся

знаний и обосновывать их;





Постановка цели и темы урока

Подготовка учащихся к «открытию» новых знаний, подтолкнуть учащихся к осознанию потребности в новых знаниях, определение темы и задач урока учащимися в сотрудничестве с учителем

Подводит учеников к определению темы урока, к осознанию собственных целей и задач

-Ребята, как вы думаете, появляются ли в нашем русском языке новые слова?

Давайте послушаем несколько куплетов песен Клавы Кока.


Прослушиваемые куплеты песен:

1)Твоя песенка спета, колонки молчат,
Я сделала больно и покинула чат.
Вокруг тебя много нормальных девчат,
Но лишь я сделала больно и покинула чат.


2) Ты мой краш!

Либо я, либо никто - это шантаж

Я приду одна, я знаю твой этаж

Покушаюсь на тебя, ведь твой типаж (о-о) -

Ограниченный тираж.


-Какие слова из песен Клавы Кока, по-вашему мнению, не употребляли в своей речи ваши бабушки и дедушки? (Чат, краш)

-А почему не употребляли? Как вы думаете?(ответы учеников)

- Если этих слов не было 50-70 лет назад, то можно ли сказать, что эти слова являются новыми?

-А как будут называться в русском языке новые слова?

-А как они появляются?

-Нужны ли они вообще?


--Итак, какова наша тема сегодняшнего урока? какие цели и задачи вы ставите перед собой на этот урок?(ответы учеников)

-Ребята, я начну предложение, а вы должны его закончить.

«Я на уроке могу…..»

«Мне на уроке сегодня нужно…»

«Должен справиться с…»




Ученики самостоятельно определяют тему урока, ставят перед собой цель и задачи

Регулятивные:

Формировать цель и задачи урока


Изучение нового материала

Раскрыть тему урока, ответит на поставленные вопросы

-С темой урока мы определились. А какие же слова, по-вашему мнению, называем неологизмами.

(варианты ответов учеников).

Правильно вы думаете или нет, в скором времени поймем.

(Двум ученикам заранее дано было задание найти информацию о неологизмах.)

- О неологизмах нам расскажет Миша.


-Хорошо, ребята, что вы поняли о неологизмах?

(ответы учащихся)

-А как же они появляются в нашей речи?

(варианты ответов учащихся)



- О способах появления в нашем языке новых слов расскажет Женя.

Докладчики делятся основными информациями о неологизмах, а остальные учащиеся внимательно слушают чтение одноклассников

Познавательные УУД:

формировать навыки поисковой, исследовательской

деятельности; соотносить информацию, представленную в разных

формах; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей


Коммуникативные:

Умение слушать других, правильно формировать предложения


Регулятивные:

выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала

Закрепление нового материала

закрепить знания о неологизмах

Организует усвоение детьми нового способа действия.

-Мальчики и девочки, сейчас вам нужно будет разделиться на две команды. Для этого вам нужно будет вытащить из волшебного мешочка кружочки. У кого в кружочке будет написан неологизм, тот будет в первой команде. А те, у кого на листочке будет исконно-русское слово, тот будет во второй команде.

-Дорогие ребята, сядьте со своей командой в круг.

Сейчас вам предстоит переделать отрывок из сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка» на современный лад.

Для этого вам нужно будет заменить неологизмами выделенные слова. Победит та команда, чье переделанное стихотворение окажется современнее

Отрывок сказки:

Вот пошел он к синему морю;

Видит, — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто».

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу

-Умницы, с заданием справились! А теперь поработаем с нашим учебником. Откройте учебники на странице 72, выполним 129-ое упражнение устно.

(Учитель просит хорошо читающего ученика прочитать текст из упражнения).

-Ребята, какие неологизмы вы нашли, связанные с освоением космоса?

(слушает ответы учащихся)

Совсем недавно в нашем рационе

питания появилось название блюда «Суши». А что такое суши? Объясните мне, пожалуйста.

(после объяснения слова учащимися)

- А теперь давайте-ка проверим, правильно ли вы смогли объяснить значение слова «суши» по Толковому словарю Ожегова.

-Кроме слова «суши» есть в нашем языке много других слов. Примеры можем найти на странице 74. (упр.132)

-Итак, выполним 132-ое упражнение письменно. В этом упражнении нам нужно будет объяснить лексическое значение неологизмов. Сначала устно попробуем сами объяснить, а потом проверим по толковому словарю.











Учащиеся достают листочки и делятся на две команды.













































Учащиеся устно отвечают на вопрос учителя.



Объясняют значение слова.




Ищут толкование в словаре








Выполняют задание

Коммуникативные:

умение работать в группе


Познавательное: умение извлекать нужную информацию, умение работать со словарем


Личностные: формирование словарного запаса



Рефлексия

Организовать

рефлексию

деятельности учеников взаимодействия с

учителем и одноклассниками.


Организует оценивание учащимися собственной учебной деятельности на уроке.

Ребята, наш урок близиться к концу и пора подвести итоги.

- Какую задачу ставили в начале урока?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что такое неологизмы?

- Приведите примеры неологизмов.

- Что удалось на уроке?

- Какие трудности испытали?

-Какую бы отметку за работу вы бы себе поставили?



Высказывают и обосновывают свою точку зрения; оценивают свою работу.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли

-оценивание качества своей и общей учебной деятельности


Регулятивные :

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Домашнее задание

стимулирование организации учебной деятельности дома

Информирует о домашнем задании.

-Ребята, у вас у всех есть аккаунты в социальных сетях. Социальные сети являются одним из популярных «распространителей» новых снов - неологизмов. Ваша задача: переписать в тетрадь неологизмы на тему «Социальные сети», например: влог, свайп, блог и т.д и на следующем уроке вы должны будете объяснить их значение.


Записывают домашнее задание в дневниках.

Умение создавать и использовать в практической деятельности электронные ресурсы.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.