Технологическая карта урока по теме "Формы существования химического элемента. Простые и сложные вещества."
Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. | |||
Предмет: Химия | |||
Класс: 8 | |||
Тип урока: комбинированный урок | |||
Тема: «Формы существования химического элемента. Простые и сложные вещества» 1/6 | |||
Цели урока: 1) обучения – познакомить с тремя формами существования химических элементов в природе, с веществами молекулярного и немолекулярного строения, с общими физическими свойствами металлов и неметаллов, научиться различать простые и сложные вещества; 2) развития – сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать вещества, проводить аналогии, выделять главное; 3) воспитания - формирование мировоззрения: объективность и реальность окружающего мира, показать, что, существуя в непрерывно и всё более изменяющемся материальном мире, человек использует тысячи различных веществ и их композиций, без которых немыслима повседневная жизнь. | |||
Термины и понятия: химическое соединение, простое вещество, сложное вещество, металл, неметалл | |||
Ресурсы: Учебник «Химия»; Н.Е. Кузнецова, шаростержневые модели атомов, коллекции металлов и неметаллов (сера, железо, алюминий, графит, медь, цинк, йод), пробирки, вода, держатель для пробирок, ложечка для сжигания веществ, кварцевый песок | |||
Межпредметные связи: физика, литература | |||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | УУД | ||
Знать: определения понятий: «химическое соединение», «металл», «неметалл», «простое вещество», «сложное вещество». Уметь: классифицировать вещества по составу (простые и сложные); различать химический элемент и простое вещество, вещества молекулярного и немолекулярного строения; описывать формы существования химических элементов; выполнять непосредственные наблюдения и анализ свойств веществ, с соблюдением правил ТБ. | Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией; проводить наблюдение. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; управлять познавательной деятельностью на уроке, планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения, принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности. | ||
Организация пространства | |||
Этап урока, цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
1. Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к началу урока. | Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | |
2. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала. | Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Подводит обучающихся к изучению нового материала, актуализирует опорные знания: - Что изучает наука химия? - Что такое вещества? - Из чего состоят вещества? - Какие опыты вам известны (из курсов физики и химии), подтверждающие следующие положения: а) вещества состоят из молекул; б) молекулы образованы атомами? - - Чем отличаются понятия «атом» и «молекула»? - Почему бессмысленны выражения: «атом воды», «атом сахара», «молекулы воздуха», «молекулы гранита»? - Что называется химическим элементом? - Что обозначает химический знак или символ? - Напишите химические знаки следующих элементов: алюминия, кальция, кремния и фосфора. Поясните, что они обозначают. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. | |
3. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. - Атомы могут существовать в разных формах: поодиночке. Соединяться с такими же атомами, соединяться с другими видами атомов. Организует работу со шаростержневыми моделями различных простых и сложных веществ. Задание 1: Распределите на 3 группы предложенные вам шаростержневые модели. Обоснуйте свои варианты классификации. Задание 2: Исходя из вашей классификации, сформулируйте тему урока и цель. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. | Рассматривают шаростержневые модели различных простых и сложных веществ. Выдвигают свои версии Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают мнения одноклассников. | |
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действий с информацией Физкультминутка | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Задание 3: Рассмотрите таблицу 2 на стр.32 вашего учебника и соотнесите её со своей классификацией, составленной при работе с шаростержневыми моделями. - Составьте схему «Формы существования химического элемента». - Прочитайте в учебнике вывод 1 на с.34 и запишите в тетрадь. - Найдите в учебнике на с.31 и выпишите в тетрадь определения простого и сложного вещества. Проговорите в парах выписанные понятия. Двум ученикам озвучить вслух эти определения. Работа в парах. Простые вещества – вещества, которые образованы атомами одного химического элемента. Сложные вещества – вещества, которые образованы атомами разных химических элементов. - Приведите примеры простых веществ (Кислород, сера, натрий, водород) - Приведите примеры сложных веществ (Вода, поваренная соль, сероводород, метан, углекислый газ, угарный газ) - Из каких элементов состоят сложные вещества, представленные в таблице 2: вода, сероводород, поваренная соль? - Что общего, и какие различия существуют между простыми и сложными веществами? Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации понятий (упр.1. с.34) - Химические элементы делятся на две группы: металлы и неметаллы. Давайте рассмотрим рис.19, на с.32. - Приведите примеры металлов. (Железо, медь, алюминий, ртуть, серебро) - Атомы металлов, соединяясь друг с другом, образуют простые вещества. Металлы как простые вещества имеют ряд общих свойств. Давайте посмотрим, какие это свойства. - С какими свойствами металлов вы знакомы из повседневной жизни? - Как свойства металлов отражаются в пословицах и поговорках? - Какие свойства металлов лежат в основе образования литературных выражений: «железные нервы», «золотое сердце», металлический голос», «свинцовый кулак»? - Атомы металлов в парообразном состоянии не связаны в молекулы. Их можно считать одноатомными металлами. Тогда атом меди – это в тоже время молекула меди, атом железа – в то же время молекула железа и т.д. - Приведите примеры неметаллов. (Сера, фосфор, углерод, кислород, водород) - Атомы неметаллов, соединяясь друг с другом, образуют простые вещества. Неметаллы как простые вещества не имеют такого яркого внешнего сходства, как металлы. Их общая особенность – отсутствие металлических свойств: они не имеют металлического блеска, плохо проводят электрический ток и теплоту. - Каждое вещество характеризуется определёнными свойствами. Как вы думаете, будут ли этими свойствами обладать отдельные атомы, т.е. химический элемент? (Нет) Обеспечивает усвоение разграничения понятий «химический элемент» и «простое вещество» - Химические элементы образуют вещества, с которыми происходят различные превращения, изучаемые химией. Большинство элементов носят те же названия, что и соответствующие им простые вещества. Поэтому «кислород» и «железо» могут означать и химический элемент и простое вещество. - Нужно различать понятия: «химический элемент» и «простое вещество». Изучите таблицу 3 на с.33 учебника. Запомните правило: если в предложении речь идёт о каких-либо свойствах, то говорится о простом веществе. - Вещества могут иметь как молекулярное, так и немолекулярное строение. В газообразном и парообразном виде все вещества состоят из молекул. Типичным представителем таких веществ является вода. Но этого нельзя сказать о твёрдых кристаллических веществах. Например, составная часть в кристаллах кварца, гранита, речного песка – атомы кремния, которые химически связаны с атомами кислорода. Молекул в кристалле кварца нет. Многие другие вещества, имеющие вид крупных и мелких кристаллов, тоже немолекулярного строения. - Предсказать, какое строение – молекулярное или немолекулярное – имеет данное вещество, можно по его физическим свойствам. Вещества с молекулярным строением при обычных условиях – это газы (кислород, водород, азот и др.), жидкости (вода, спирт) или легкоплавкие твёрдые вещества (сера – tплав = 113 0С). Демонстрирует возгонку йода. Проводит релаксационные упражнения для обучающихся. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Изучают таблицу 2 на с.32 учебника Составляют схему Находят нужную информацию в тексте учебника, выписывают в тетрадь Работают в парах Приводят примеры Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои мнения. Осуществляют взаимоконтроль, обмениваются мнениями по правильности определения простых и сложных веществ Изучают рисунок 19, на с.32 учебника. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя По очереди перечисляют свойства характерные для металлов, используя рис.19, с.32 учебника Высказывают свои мнения Приводят примеры Выдвигают предположения Находят нужную информацию в тексте учебника, выписывают в тетрадь Выполняют упражнения. | |
5. Первичное закрепление изученного материала Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения: - В состав молекулы углекислого газа входят атом углерода и атомы кислорода. К каким по составу веществам следует отнести углекислый газ? - Докажите ошибочность суждений: «Простые вещества состоят из одного атома, например, сера», «Сложные вещества состоят из двух атомов, например, сульфид серы». - В каких предложениях говорится о кислороде как о химическом элементе и где речь идёт о кислороде как простом веществе. 1. Кислородом мы дышим. 2. Кислород содержится в составе воды. 3. Кислород – газ. 4. При разложении воды получается кислород. 5. Оксид меди состоит из кислорода и меди. 6. В воздухе содержится 21% кислорода. 7. Кислород входит в состав углекислого газа атмосферы. 8. Кислород малорастворим в воде по объёму. 9. В водопроводной воде содержится растворённый кислород. 10. Кислород входит в состав большинства минералов. - Составьте два предложения, в которых слово «железо» было бы употреблено в смысле простого вещества и где означало бы химический элемент. Контролирует выполнение лабораторных работ №5 и №6 (См. Ресурсный материал к уроку) Осуществляет индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил ТБ на уроках химии. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. | По очереди комментируют свой выбор Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух | |
6. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции | Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. -Что нового узнали вы на уроке? - Чему научились? - С помощью чего удалось усвоить новый материал? - Что до сих пор остаётся непонятным? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. Учитель благодарит за урок. | Осуществляют самоанализ деятельности Слушают учителя | |
7.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з | Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §6, упр.3,5 с.35 Творческое задание: подберите и выпишите в тетрадь пословицы и поговорки о металлах | Слушают учителя, задают уточняющие вопросы, фиксируют информацию в дневник. |