Технологическая карта урока родного русского языка во 2 классе на тему «Редактирование текста»

2
0
Материал опубликован 2 June 2022

Технологическая карта урока родного русского языка во 2 классе

Тема: «Редактирование текста»

Пронина Елена Валерьевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 140

Советского района г. Казани

 

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Орг. Момент. (Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку)
 

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему вижу каждый из вас:

«Улыбка, уверенность. Что ж: “Так держать!”

Давайте приступим, пора начинать!»

 

- Ребята, я предлагаю всем посмотреть друг на друга, улыбнуться.

- Что вы чувствуете?

- Это поддержка ваших товарищей. Она будет помогать вам весь урок мыслить, рассуждать, анализировать. Ведь мы с вами – одна большая дружная команда.

 

 

 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

 

 

 

Речевая разминка

Учись отчётливо произносить звуки.

Ма – ма – ма – дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

Ми – ми – ми – поем ноту «ми».

 

Читай без ошибок. Произноси быстро.

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

 

Восстанови текст.

Н-ш- Т-н- гр-мк- пл-ч-т.

-р-н-л- в р-чк- м-ч-к.

Работа над дикцией, скорочтением, работа с текстом

 

3.(Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока)
Беседа:

- Ребята, на каждом уроке мы с Вами отправляемся путешествовать по стране Знаний.

Вот и сегодня нам предстоит увлекательное, интересное и важное путешествие в мир русского языка. Нам покорятся неизведанные вершины русского языка.

Но чтобы пройти этот трудный путь, давайте проверим наш багаж знаний. Задание на карточках:

Речь - это единица речи

служащая для выражения

для выражения отдельного

понятия.

 

Текст - это то, что мы говорим и

слышим.

 

Предложение - это группа предложений,

объединенных основной

мыслью.

 

Слово - это слово или несколько

слов, выражающих

законченную мысль. Слова

в предложении связаны

между собою по смыслу.

 

 

1.Возьмите карточку и ручку.

2.Стрелочкой вы должны будете соединить понятие и определение.

3.На работу вам дается 3 минуты. Вопросы к заданию есть? (музыка)

Итак, проверим, что у нас получилось (интерактивная доска).

ПРОВЕРКА. (речь, текст, предложение, слово). Все, что мы с вами повторили, нам очень пригодиться во время нашего путешествия.

- Люди наделены бесценным даром общения - Речью. Речь помогает общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; поддержать друга в трудную минуту, посоветоваться с кем-либо.

- Но этим даром надо уметь пользоваться, не нарушая законы языка и человеческого общества в целом.

 

 

Индивидуальная работа по карточкам

Дети работают с карточками, соединяют понятия и определение.

 

 

 

3. Постановка проблемы:

1. У вас на столе карточка ____________________ цвета.

2. Возьмите ручку. На карточках зашифрованы слова, чтобы их расшифровать, нужно зачеркнуть буквы, которые не обозначают звука.

3. На выполнение задания – 3 мин. (пока звучит тихая музыка). Затем проверка. Выполнив эти задания в парах, Вы сможете сформулировать тему нашего путешествия.

4. Ваши вопросы? Тогда начинаем работу.

Проверка:

- Какие слова получились? (Редактирование, учимся, текст – вывешиваю на доску)

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Учимся редактировать текст – на доске.)

- Нам встретилось незнакомое слово – редактировать. Давайте определим его значение. Что нам поможет? (толковый словарь). Ребята, пожалуйста, прочитайте значение слова «редактировать». Проверка на доске (слайд):

Редактировать и редижировать книгу, журнал, быть редактором их, распоряжаться, заведовать изданьем. - В. Даль.

 РЕДАКТИРОВАТЬ: проверять и исправлять текст, при подготовке к печати
Р. рукопись.- С. Ожегов

 

Вывод (тема) - Сегодня во время нашего путешествия мы учимся редактировать текст, т.е. исправлять.

 

4. Постановка проблемы:

- Подумайте и скажите, какие задачи нам предстоит сегодня решить? (на доске)

- развивать, что? (устную и письменную речь.)

- (пополнять) обогащать, что? … (словарный запас или словарик)

- учиться, что … (правильно строить текст)

 

На доске появляется план или задачи урока.

Дети отвечают на вопросы учителя.

 

Дети работают в парах

 

«Мозговая атака» – расшифруй слово.

 

 

 

Определение темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети определяют задачи урока.

(Указывает объект наблюдения)

-Давайте откроем свои тетради, запишем тему сегодняшнего путешествия.

-А сейчас посмотрите внимательно по сторонам. У нас в классе рассыпались слова девиза нашего путешествия. Давайте их соберем.

- Но есть важное правило: с места сходить нельзя, можно только встать и поворачиваться.

- Какие слова отыскали (ясно, кто, мыслит, тот, излагает, ясно). Что можно составить из этих слов?

- Какие ваши предположения, что это за пословица? (Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.) (слайд).

- Прочитаем хором.

- Как вы понимаете эти слова?

Итак: мы с вами повторили, что такое речь и ее составные части и мы познакомились со значением слова «редактировать».

Прежде чем продолжить наше путешествие, проведём физминутку.

- Ну, а сейчас я предлагаю вам побывать в роли редактора и попробовать исправить текст.

- У вас на парте текст, который мы должны отправить в один известный журнал. Познакомимся с ним.

- Можно ли в таком виде его передать в журнал? (нет) Прочитайте текст про себя.

Текст.

1.Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. ___________ долго бродил по лесу. ________ искал берлогу.

2.Трудно человеку найти зимой в лесу жилище ___________. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы ___________ крепко спит.

3. Наступит весна. Зазвенят ручьи. ___________ покинет свое жилище.


 

- О ком говорится в тексте (о медведе). Докажите. Что означает черта? (пропущенное слово). Какое слово будем вставлять? Возьмите простой карандаш, вставьте слово «медведь» в текст (одновременно на доске вставляем слова)

- Вам нравится этот вариант текста? (нет) Его нужно отредактировать.

- А что же надо сделать, чтобы текст приятно было слушать? (использовать синонимы). Вспомним: что такое синонимы?

- Давайте подберем синонимы к слову медведь.

Какие синонимы вы нашли? (слова появляются на доске)

Медведь, он, хозяин леса, животное, косолапый, мишка, большущий зверь.

- А сейчас начинается ваша творческая работа.

- На карточке слово «медведь» замените подходящими по смыслу синонимами. Придумайте заголовок.

-Запишите получившийся текст.

- На работу вам отводится 7 минут (музыка) и не забудьте: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

- Давайте прочитаем текст. Посмотрим, что у нас получилось. Ведь мы с Вами - одна команда. А это значит, что деятельность каждого из нас - есть общий результат.

Давайте послушаем, что у вас получилось.

Итог урока:

(обращение к плану)

Мы сегодня хорошо потрудились. А справились ли мы с поставленными задачами? Возвращаемся к поставленным задачам.

- Оцените свою работу во время нашего путешествия (спросить нескольких детей).

- Вот теперь мы можем назвать себя настоящими редакторами (обращение к теме), мы научились редактировать текст.

Давайте подведем итог нашего урока. Заполните анкету.

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ…

СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ Я…

УРОК ДЛЯ МЕНЯ ПОКАЗАЛСЯ…

ЗА УРОК Я…

МОЕ НАСТРОЕНИЕ…

МАТЕРИАЛ УРОКА МНЕ БЫЛ…

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ МНЕ КАЖЕТСЯ

 

АКТИВНО / ПАССИВНО

ДОВОЛЕН / НЕ ДОВОЛЕН

КОРОТКИМ / ДЛИННЫМ

УСТАЛ / НЕ УСТАЛ

ПОНЯТЕН / НЕ ПОНЯТЕН

СТАЛО ЛУЧШЕ / СТАЛО ХУЖЕ

ПОЛЕЗЕН / БЕСПОЛЕЗЕН

ИНТЕРЕСЕН / СКУЧЕН

ЛЁГКИМ / ТРУДНЫМ

ИНТЕРЕСНЫМ / НЕИНТЕРЕСНЫМ

 


 


 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Работают в тетради

Формулируют девиз урока

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа у доски и на карточках

Проверка на экране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

Дети оценивают выступления одноклассников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Бельчиков, Ю. А. Учебное пособие по практической стилистике и литературному редактированию / Ю. А. Бельчиков, В. П. Вомперский. – М. : Изд-во Московского ун-та, 1957. – 196 с.

Максимов, В. И. Стилистика и литературное редактирование : учебник / В. И. Максимов, Ю. А. Бельчиков, А. В. Голубева и др. – М. : Гардарики, 2008. – 653 с.

Малычева, Н. В. Стилистика и литературное редактирование : учебное пособие / Н. В. Малычева и др. – М. : Наука-Спектр : Дашков и Ко, 2011. – 287 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.