Технологическая карта урока родного русского языка во 2 классе на тему «Редактирование текста»
Технологическая карта урока родного русского языка во 2 классе
Тема: «Редактирование текста»
Пронина Елена Валерьевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 140
Советского района г. Казани
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Орг. Момент. (Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку) Сегодня урок необычный у нас. Готов к нему вижу каждый из вас: «Улыбка, уверенность. Что ж: “Так держать!” Давайте приступим, пора начинать!»
- Ребята, я предлагаю всем посмотреть друг на друга, улыбнуться. - Что вы чувствуете? - Это поддержка ваших товарищей. Она будет помогать вам весь урок мыслить, рассуждать, анализировать. Ведь мы с вами – одна большая дружная команда.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
|
|||
Речевая разминка Учись отчётливо произносить звуки. Ма – ма – ма – дома я сама. Му – му – му – молоко кому? Мо – мо – мо – едим эскимо. Мы – мы – мы – прочитали мы. Ми – ми – ми – поем ноту «ми».
Читай без ошибок. Произноси быстро. Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду, много пчёл.
Восстанови текст. Н-ш- Т-н- гр-мк- пл-ч-т. -р-н-л- в р-чк- м-ч-к. |
Работа над дикцией, скорочтением, работа с текстом |
|||
3.(Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока) - Ребята, на каждом уроке мы с Вами отправляемся путешествовать по стране Знаний. Вот и сегодня нам предстоит увлекательное, интересное и важное путешествие в мир русского языка. Нам покорятся неизведанные вершины русского языка. Но чтобы пройти этот трудный путь, давайте проверим наш багаж знаний. Задание на карточках: Речь - это единица речи служащая для выражения для выражения отдельного понятия.
Текст - это то, что мы говорим и слышим.
Предложение - это группа предложений, объединенных основной мыслью.
Слово - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Слова в предложении связаны между собою по смыслу.
1.Возьмите карточку и ручку. 2.Стрелочкой вы должны будете соединить понятие и определение. 3.На работу вам дается 3 минуты. Вопросы к заданию есть? (музыка) Итак, проверим, что у нас получилось (интерактивная доска). ПРОВЕРКА. (речь, текст, предложение, слово). Все, что мы с вами повторили, нам очень пригодиться во время нашего путешествия. - Люди наделены бесценным даром общения - Речью. Речь помогает общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; поддержать друга в трудную минуту, посоветоваться с кем-либо. - Но этим даром надо уметь пользоваться, не нарушая законы языка и человеческого общества в целом. |
Индивидуальная работа по карточкам Дети работают с карточками, соединяют понятия и определение.
|
|||
3. Постановка проблемы: 1. У вас на столе карточка ____________________ цвета. 2. Возьмите ручку. На карточках зашифрованы слова, чтобы их расшифровать, нужно зачеркнуть буквы, которые не обозначают звука. 3. На выполнение задания – 3 мин. (пока звучит тихая музыка). Затем проверка. Выполнив эти задания в парах, Вы сможете сформулировать тему нашего путешествия. 4. Ваши вопросы? Тогда начинаем работу. Проверка: - Какие слова получились? (Редактирование, учимся, текст – вывешиваю на доску) - Кто догадался, какова тема нашего урока? (Учимся редактировать текст – на доске.) - Нам встретилось незнакомое слово – редактировать. Давайте определим его значение. Что нам поможет? (толковый словарь). Ребята, пожалуйста, прочитайте значение слова «редактировать». Проверка на доске (слайд): Редактировать и редижировать книгу, журнал, быть редактором их, распоряжаться, заведовать изданьем. - В. Даль. РЕДАКТИРОВАТЬ: проверять и исправлять текст, при подготовке к печати
Вывод (тема) - Сегодня во время нашего путешествия мы учимся редактировать текст, т.е. исправлять.
4. Постановка проблемы: - Подумайте и скажите, какие задачи нам предстоит сегодня решить? (на доске) - развивать, что? … (устную и письменную речь.) - (пополнять) обогащать, что? … (словарный запас или словарик) - учиться, что … (правильно строить текст)
На доске появляется план или задачи урока. |
Дети отвечают на вопросы учителя.
Дети работают в парах
«Мозговая атака» – расшифруй слово.
Определение темы.
Дети определяют задачи урока. |
|||
(Указывает объект наблюдения) -Давайте откроем свои тетради, запишем тему сегодняшнего путешествия. -А сейчас посмотрите внимательно по сторонам. У нас в классе рассыпались слова девиза нашего путешествия. Давайте их соберем. - Но есть важное правило: с места сходить нельзя, можно только встать и поворачиваться. - Какие слова отыскали (ясно, кто, мыслит, тот, излагает, ясно). Что можно составить из этих слов? - Какие ваши предположения, что это за пословица? (Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.) (слайд). - Прочитаем хором. - Как вы понимаете эти слова? Итак: мы с вами повторили, что такое речь и ее составные части и мы познакомились со значением слова «редактировать». Прежде чем продолжить наше путешествие, проведём физминутку. - Ну, а сейчас я предлагаю вам побывать в роли редактора и попробовать исправить текст. - У вас на парте текст, который мы должны отправить в один известный журнал. Познакомимся с ним. - Можно ли в таком виде его передать в журнал? (нет) Прочитайте текст про себя. Текст. 1.Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. ___________ долго бродил по лесу. ________ искал берлогу. 2.Трудно человеку найти зимой в лесу жилище ___________. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы ___________ крепко спит. 3. Наступит весна. Зазвенят ручьи. ___________ покинет свое жилище.
- О ком говорится в тексте (о медведе). Докажите. Что означает черта? (пропущенное слово). Какое слово будем вставлять? Возьмите простой карандаш, вставьте слово «медведь» в текст (одновременно на доске вставляем слова) - Вам нравится этот вариант текста? (нет) Его нужно отредактировать. - А что же надо сделать, чтобы текст приятно было слушать? (использовать синонимы). Вспомним: что такое синонимы? - Давайте подберем синонимы к слову медведь. Какие синонимы вы нашли? (слова появляются на доске)
- А сейчас начинается ваша творческая работа. - На карточке слово «медведь» замените подходящими по смыслу синонимами. Придумайте заголовок. -Запишите получившийся текст. - На работу вам отводится 7 минут (музыка) и не забудьте: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». - Давайте прочитаем текст. Посмотрим, что у нас получилось. Ведь мы с Вами - одна команда. А это значит, что деятельность каждого из нас - есть общий результат. Давайте послушаем, что у вас получилось. Итог урока: (обращение к плану) Мы сегодня хорошо потрудились. А справились ли мы с поставленными задачами? Возвращаемся к поставленным задачам. - Оцените свою работу во время нашего путешествия (спросить нескольких детей). - Вот теперь мы можем назвать себя настоящими редакторами (обращение к теме), мы научились редактировать текст. Давайте подведем итог нашего урока. Заполните анкету.
|
Ответы детей.
Работают в тетради Формулируют девиз урока
Самостоятельная работа
физминутка
Работа у доски и на карточках Проверка на экране.
Работа в группах.
Дети оценивают выступления одноклассников
|
Список используемой литературы:
Бельчиков, Ю. А. Учебное пособие по практической стилистике и литературному редактированию / Ю. А. Бельчиков, В. П. Вомперский. – М. : Изд-во Московского ун-та, 1957. – 196 с.
Максимов, В. И. Стилистика и литературное редактирование : учебник / В. И. Максимов, Ю. А. Бельчиков, А. В. Голубева и др. – М. : Гардарики, 2008. – 653 с.
Малычева, Н. В. Стилистика и литературное редактирование : учебное пособие / Н. В. Малычева и др. – М. : Наука-Спектр : Дашков и Ко, 2011. – 287 с.