Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Склонение»
Ванчугова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска Кировской области
УМК « Начальная школа 21 века»
Русский язык, 3 класс
Тема урока: «Склонение имён существительных »
Тип урока: закрепление знаний и способов действий
Цель урока: способствовать закреплению знаний о правописании существительных 1,2,3 склонения
Задачи:
Образовательная - отрабатывать алгоритм определения склонения существительных
Развивающая - развивать умение самостоятельно работать по алгоритму определения склонений существительных; способствовать развитию речи учащихся;
Воспитательная–воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению другого; формировать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты ( предметные): применять алгоритм определения склонения существительного; проверять написанное; находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы.
Метапредметные результаты
Познавательные : высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы; выбирать решение из нескольких предложенных; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; действовать по алгоритму, образцу.
Коммуникативные: -участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания.
Регулятивные действия: планировать свою деятельность, сопоставлять выполненную работу с образцом; оценивать и корректировать деятельность;
Личностные действия: осуществлять самоконтроль при выполнении заданий; иметь адекватную позитивную самооценку; стремиться к улучшению результатов учебных действий;
Технологии урока: технология развивающего обучения, здоровьесберегающая, диалогового обучения, информационно- коммуникативная
Формы организации урока : групповая , индивидуальная , парная
Методы: частично- поисковый, репродуктивный
Оборудование: учебник « Русский язык» под редакцией С.В. Иванова ,М. Вентана- Граф 2014, карточки для парной работы, презентация, материал для групповой работы
Место проведения: учебный кабинет
План урока (40 мин)
1. Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент) - 1 мин.
2.Этап актуализации и постановки учебной задачи- 10 мин
3.Повторение знаний и способов действий. ( отработка алгоритма правила) — 17 мин
4. Закрепление знаний и способов действий -7 мин
5. Инструктаж о домашнем задании — 2 мин
6. Итог урока- 2 мин
7. Рефлексия — 1 мин
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1.Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент) 1 мин Цель - настроить обучающихся к предстоящей работе, проверить готовность каждого, подготовить обучающихся к предстоящей деятельности, включение детей в познавательную деятельность |
-Здравствуйте, ребята. Вот и прозвенел звонок Начинается урок. Вы тихонечко садитесь И работать не ленитесь. Прошу правильно сесть (спина прямо, ноги на полу, руки на парте) и проверить готовность своего рабочего места. (Ничего лишнего не должно быть). Девиз урока русского языка « Как сижу, так и пишу!»
|
Приветствуют, проверяют готовность рабочего места
|
Регулятивные действия: самостоятельно организовывать свое рабочее место. Коммуникативные: умение воспринимать информацию. |
2.Этап актуализации и постановки учебной задачи. 10 мин Цель: актуализировать знаний обучающихся |
- Откройте тетради , запишите число и классная работа. Минутка чистописания к л о с е н и н е - Запишите чередование букв на доске к себе в тетрадь. Формулирование темы и целей урока -Тема урока заключена в минутку чистописания. Назовите. -Какие цели поставим на уроке? - Вспомним, что такое склонение; будем определять виды склонения. Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о склонении. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради. - А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем: 1. Склонение бывает у прилагательных - 2. Существует 3 типа склонений + 3. Верно ли, что существительное конь 1 склонения?- 4. Существительное женского рода с нулевым окончанием относиться к 3 склонению + 5.Существительное м.р. с нулевым окончанием относится ко 2 скл + 6. Ко 2 склонению могут относится имена существительные среднего и мужского рода+ 7. Существительное мышь относится к 1 скл - 8. Существительное мышка относится к 1 скл. + 9. Существительное мышонок относится к 1 скл. - - Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на слайде. Если у вас получился такой же рисунок, значит все ответы верны. - У кого из вас, ребята, нет ошибок? - У кого одна ошибка? - У кого две ошибки? |
Оформляют записи в тетради. Число, классная работа. Формулируют тему урока и цели.
|
Коммуникативные: -участвовать в учебном диалоге;
Личностные действия: -проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Регулятивные: Планировать свою деятельность, оценивать и корректировать деятельность |
3. Повторение знаний и способов действий 15 мин Цель: организовать повторение знаний и способов действий
Отработка понятия склонение
Отработка действий контроля.
Отработка умения находить и выделять основу слова. |
- А сейчас я предлагаю вам вспомнить правило определения склонения ( алгоритм) Для этого предлагаю поработать в парах: Вставить на карточке недостающие данные. К 1 склонению относятся имена существительные (мужского) и женского рода с окончаниями (-а -я ) Ко 2 склонению относятся имена существительные (мужского) рода (без окончания) и среднего рода с окончаниями(-о -е) К 3 склонению относятся имена существительные (женского )рода без (окончания)(с мягким знаком на конце) Закрепим наши знания - Упр.1, стр.165. (Упражнение выполняется фронтально, письменно, с комментированием действий и определением склонений существительных ) - Выполняем все вместе по цепочке, начиная с 1 ряда. Физминутка
Упр. 3, стр.166. Проверить, правильно ли определены склонения существительных (Выполняют в группах )
|
Дети работают в парах, отвечают устно, после поднятия руки.
|
Познавательные: обсуждать проблемные вопросы, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Регулятивные: Планировать свою деятельность
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные: умение определять и высказывать простые, общие для всех людей правила.
Коммуникативные уметь формировать коммуникативно-речевые действия, сотрудничество со сверстниками. |
4.Закрепление знаний и способов действий – 7 минут Цель: организовать закрепление знаний по определению склонения имен существительных
|
Я предлагаю вам выполнить интерактивный тест . Каждый выходит к доске и определяет склонение существительных. |
Дети выполняют на интерактивной доске тест |
Познавательные: Выбирать решение из нескольких предложенных Регулятивные: оценивать и корректировать деятельность Личностные: иметь адекватную позитивную самооценку Коммуникативные Строить монологическое высказывание |
5. Инструктаж о домашнем задании- 2 мин Цель: пояснить алгоритм выполнения домашнего задания |
Задание по выбору: упр. 5 с. 116 Записать по 5 примеров слов на каждое склонение Записать своё любимое стихотворение, определить склонение существительных
|
Записывают домашнее задание |
Регулятивные: Умение планировать свою деятельность |
6. Итог урока Время — 2 мин Цель:подведение итогов занятия |
- Продолжите фразу Сегодня на уроке я….. Мне хочется узнать…
|
отвечают на вопросы,
|
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
|
|
|
|
7. Рефлексия Время — 2мин Цель:самоанализ своей деятельности на занятии |
- Вы сегодня все отлично работали, молодцы! - Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников). - Кого, на ваш взгляд, я не отметил за отличную, хорошую работу? - Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. - Покажите, на сколько сегодня вы: • Были активны на уроке. • На сколько вы поняли новую тему. • На сколько вам понравился урок (Сидят за партами – плохо, слабо; Просто стоят – хорошо; Стоят, руки вверх – отлично).
Спасибо всем, урок окончен. До свидания. |
Оценивают свою работу на уроке. |
Регулятивные действия: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей деятельности. |