Технологическая карта урока русского языка для детей с ОВЗ «Различение твёрдых и мягких согласных»
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока:Различение твёрдых и мягких согласных.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создание условий для формирования представлений о твёрдых и мягких согласных
Задачи урока:
1.учить различать мягкие и твёрдые согласные; закреплять навыки грамотного письма слов с мягкими согласными;
2. корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе;
3. воспитывать мотивацию к познанию нового
Класс: 3
Технологии, используемые на уроке: проблемно-поисковая, рефлексивная, коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ, уровневая дифференциация.
Методы, используемые на уроке: наглядный (презентация, предметные картинки, раздаточный материал), словесные (беседа, рассказ, объяснение), практический (упражнения в классификациисогласных звуков и букв, написании слов с мягкими согласными).
Оборудование: презентация «Мягкие, твёрдые согласные», видео-физминутка : «Делай, как мышка»,физминутка для глаз «Озорная мышка»
экологический букварь, сенсорное коромысло, шар, предметные картинки, карточки целеполагания, оценочные карточки
Конспект урока
Организационный момент Цель: создание условий для организации класса на работу и создание благоприятного психологического климата. Задачи: 1.повторить правила поведения на уроке; 2. корригировать внимание на основе упражнения в концентрации на объекте; 3.воспитывать мотивацию к учению. | ||||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Развиваемые (формируемые) компетенции | ||
Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются. Воспринимают информацию на слух и зрительно. Делают выбор. Показывают карточки из цветного блокнота. Отвечают на вопросы учителя, после ответа- садятся. Дети отвечают на поставленные вопросы. Воспринимают информацию на слух и зрительно. Учащиеся на своих карточках за правильные ответы передвигаютфишки вверх | Приветствует учащихся вербально. -В этот утренний час, как я рада видеть вас. Поприветствуйте друг друга улыбкой. Фронтально задаёт вопросы. -Как называется наш урок? -Какой это урок по счёту? Даёт инструкцию. -Сядет тот, ктовыполнит задание. Покажите цвет карточки, на которой ученики ведут себя правильно на уроке.
_________ ____________ -Как нужно вести себя на уроке? Почему? Как ты себя будешь вести на уроке? Что тебе в этом поможет? Предлагает отмечать свой успех на оценочных карточках, передвигая вверх фишки. -За правильные ответы, в течение урока, вы будете передвигать на карточкефишки вверх по леске. | Умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения, произвольно включаться в деятельность; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;сотрудничать с взрослым и сверстниками | ||
2. Актуализация познавательной активности Цель: повторение знаний о гласных после мягких согласных Задачи:1.актуализировать ранее усвоенные знания о написании е,ё,и,ю,я после мягких с гласных; 2. корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе; 3. воспитывать мотивацию к познанию нового. | ||||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Развиваемые (формируемые) компетенции | ||
Воспринимают информацию на слух и зрительно. Выбегают к Экобукварю, расставляют буквы в нужный вагон. | Д/и «Вагоны»
Даёт инструкцию. -Посади гласные в мягкий и твёрдый вагон. -Почему так рассадили буквы? -Остался ещё 1 мягкий вагон. А какая буква будет в нём?! Узнаем чуть позже. Для этого выполните задание на карточке. | Предметные, коммуникативные, личностные. Уметь ориентировать в задании, вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик-ученик); активно участвовать в деятельности; Умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения, произвольно включаться в деятельность; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию | ||
3. Постановка цели и задач урока Цель: формирование личностно- значимого целеполагания Задачи:1. учить планировать свою деятельность, используя полученные знания; 2. корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе; 3. воспитывать мотивацию к познанию нового. Учитель предлагает возможный план знакомства с темой урока; стимулирует учащихся к осмыслению того, что знают и что хотели бы узнать, ставят свои цели с опорой на условно-графические изображения (личный набор карточек). | ||||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Развиваемые (формируемые) компетенции | ||
Воспринимают информацию на слух и зрительно. Дают ответы: лишняя буква ь-не обозначает звука, остальные буквы гласные; все буквы обозначают мягкость согласных Озвучивают предположительно тему урока. Воспринимают информацию, глядя на карточки целеполагания. Воспринимают информацию на слух и зрительно. | Показывает карточку. Задаёт вопрос. -Какая буква лишняя? -Что общего у всех букв? Даёт инструкцию. -Продолжите… «Сегодня на уроке мы будем различать…» Называет тему и цели урока с опорой на условно-графические изображения. Различение твёрдых и мягких согласных. С опорой на условно-графические изображения озвучивает педагогическую цель при изучении темы-Я научу вас различать мягкие и твёрдые согласные и обозначать их на письме. Задаёт вопрос. -Чему вы хотите научиться на уроке? Предлагает записать в тетрадях число, месяц, название работы. | Умения адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения,принимать цели и произвольно включаться в деятельность; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;сотрудничать с взрослым и сверстниками | ||
Выполняют практические упр-я для глаз | Физминутка: Задача: улучшить соматическое состояние детей, снять усталость. 1. Видео-физминутка : «Делай, как мышка» 2. Физминутка для глаз: «Озорная мышка» | | ||
4. Изучение нового материала. Цель: формировать представления о различии мягких и твёрдых согласных Задачи: 1.учить различать мягкие и твёрдые согласные; 2. корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, классификации; 3. Воспитывать осознанное отношение к получению знаний | ||||
Деятельность воспитанников
| Деятельность педагога | Развиваемые (формируемые) компетенции | ||
Воспринимают информацию зрительно и на слух. Отвечают на вопрос. Воспринимают информацию на слух и зрительно. Отвечают на вопросы. Воспринимают информацию на слух и зрительно Отвечают на вопросы. дают полные ответы. | Даёт инструкцию. -Составьте слова по карточке на Экологическом букваре. -Назовите слова с мягким согласным в начале слова. -Назовите слова с твёрдым согласным в начале слова. -Запишите слова с мягкими согласными в начале слова.
Задаёт вопросы. -Какие гласные пишем после мягких согласных? Д/и «Найди половинку»
Даёт инструкцию. -Работаем в парах. -Найдите половинку каждого фрукта. Прочитайте слова. Подберите звуковую схему к каждому слову. Проверьте себя по слайду. -Запишите слова в тетрадь. Подчеркните мягкие и твёрдые согласные в словах. 1группа-1 слово, 2 группа-2слова, 3 группа-3 слова. -Как различаете мягкие и твёрдые согласные? Проведите взаимопроверку. Даёт инструкцию. -Как обозначаем мягкость согласного на письме?! -Прочитайте правило в учебнике с.47. Задаёт вопрос. -Как обозначаем мягкость согласного на письме? Физминутка: Задача: улучшить соматическое состояние детей, снять усталость. 1. Презентация : «Делай, как мышка» 2. Физминутка для глаз: «Повтори глазками за мишкой» | Умения следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; выделять мягкие, твёрдые согласные; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик-ученик);работать с несложной по содержанию и структуре информацией; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов, понимание личной ответственности за свои поступки. | ||
5. Закрепление и повторение изученного материала Цель: закрепление написания слов с мягкими согласными Задачи:1.закреплять навыки обозначать мягкость согласных буквамие,ё,и,ю,я,ь; 2. корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, классификации; 3. Воспитывать осознанное отношение к сохранению своего здоровья при употреблении овощей и фруктов. | ||||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Развиваемые (формируемые) компетенции | ||
Воспринимают задание на слух и зрительно с доски. Называют слова: стулья, стол; мебель Работа в рабочей тетради на печатной основе. Называют вариант: мебель. Самостоятельная работа индивидуально. Задание дифференцированно.Артём выбирает нужное слово из 2-х вариантов и записывает в тетрадь. Выполняют самопроверку на слух. Результат озвучивается. Дают полный ответ: | Даёт задание по учебнику и рабочей тетради на печатной основе. -Откройте учебник с.46 у.1(1) -Прочитайте задание. -Назовите каждый предмет. -Назовите предметы одним словом. Даёт задание для самостоятельной работы в рабочей тетради. -Откройте рабочую тетрадь с.33 № 9. -Угадайте, что везёт Буковкин. -Поставьте ударение в слове мебель. Назовите безударную гласную. -Напишите красиво печатными буквами слово на машине. -Артём выполняет своё задание. Даёт инструкцию. Запомните словарное слово мебель. Запишите слово по образцу. Даёт задание для самостоятельной работы в тетради. -Прочитайте задание 2. -Замените выделенные слова одним словом и запишите предложения. Даёт задание по проверке. -Прочитайте 1-е предложение. -Прочитайте 2-е предложение. -Каким словом заменили выделенные слова? -Как написали мягкий согласный в конце слова? | Умения выделять некоторые существенные, общие и отличительные признаки; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик-ученик);работать с несложной по содержанию и структуре информацией; самостоятельность в выполнении учебных заданий;соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. | ||
6.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Задача: Сообщить и разъяснить домашнее задание | ||||
Слушают задание, записывают в дневник. | Даёт задание на дом. -Запишите домашнее задание в дневник. У.2 с.46 Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Артём списывает слова, обводит ь. | Умениеслушать и понимать инструкцию к учебному заданию | ||
7. Подведение итогов Цель: подведение итога урока Задачи: 1. Учить выделять главное в полученной информации; 2. корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе; 3. Воспитывать мотивацию к учению | ||||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Развиваемые(формируемые) компетенции | ||
Отвечают на вопросы: твёрдые, мягкие согласные; буквы е,ё,и,ю,я,ь обозначают мягкость согласных Считают фишки. Рефлексируют свою деятельность, показывают выбранный цвет. | Задаёт вопросы. -На какие 2 группы делятся согласные? -Какие буквы обозначают мягкость согласных? Задаёт вопрос по собранным фишкам. Сколько фишек вы собрали? Даёт развёрнутую словесную оценку. Даёт задание.
-Оцените, как вы поработали на уроке с помощью карточки и цветных блокнотов. За что вы можете себя на уроке похвалить? На этом урок окончен. А вас ждёт сюрприз. | Предметные, коммуникативные, личностные. осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик-ученик); принимать оценку деятельности, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |