Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы»
Мехоношина Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы первой категории
муниципального общеобразовательного учреждения
«Коми национальная гимназия»
Фразеологизмы
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Цель урока: продолжать создавать условия для выработки у учащихся навыков правильного употребления фразеологизмов в речи
Обучающая: научить распознавать фразеологизмы, продолжать учить правильному употреблению фразеологизмов в речи, пополнять практический опыт учащихся в употреблении фразеологизмов, обратить внимание на роль фразеологизмов в речи.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Задачи урока:
актуализировать знания учащихся о фразеологизмах
дать представление о признаках фразеологизмов
развивать письменную и устную речь учащихся, навыки взаимодействия с другими людьми, умение чётко формулировать свои мысли, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов
воспитывать культуру общения, интерес и любовь к родному языку
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная.
Межпредметные связи: литература, история.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала
Методы: словесный, поисковый, творческий.
Оборудование: проектор, раздаточный материал
№ | Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный этап | Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. И тогда вас ждёт успех! | Приветствие, проверка готовности к уроку | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу | Личностные результаты Самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | На доске мы видим высказывание. Давайте его прочитаем. Как вы понимаете смысл этого выражения? Я предлагаю это высказывание взять эпиграфом к уроку Итак, давайте прослушаем небольшую аудиозапись, где ученики хвалят учителя. (1:06-1:45). Почему учитель удивляется и прерывает учеников, ведь им искренне восхищались? А в чем учитель предлагает разобраться? Ребята, соотнесите эпиграф урока, прослушанный отрывок, ваши ответы и предположите, над чем мы сегодня будем работать, какова будет тема урока. Итак, ученики из аудиозаписи не знают норм в употреблении фразеологизмов. А какие нормы можете назвать вы? Действительно, мы пока с этими нормами незнакомы, это проблема. Соответственно, какова будет цель нашего сегодняшнего занятия? А вот как на этот вопрос ответил учитель и чем закончилась беседа, мы узнаем в конце урока. | Обращает внимание учащихся на фразу на доске, побуждает к рассуждениям через создание проблемной ситуации | Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему, цель | Метапредметные результаты Постановка вопросов Целеполагание Предметные результаты Формулирование проблемы Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе |
3 | Закрепление знаний, решение учебных задач Физминутка | Ребята, перед вами на столах лежат фразы. Вы узнали их? Кто и когда их произносит? Какие здесь употреблены фразеологизмы, что они означают? Коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол Маша сидела как на иголках. Попадешься этому разбойнику в лапы – он с тебя две шкуры сдерет. Марья Кирилловна была ни жива ни мертва Мне бы хотелось остановиться на предложении «Маша сидела как на иголках». Как вы считаете, а почему не говорят «как на булавках», ведь это тоже острый предмет, который может причинить боль? Фразеологизм – это единое целое, даже если он состоит из нескольких слов. Нужно понимать Ф целиком, знать и употреблять его только в том варианте, в котором он существует. Ребята, давайте сделаем вывод. О какой норме мы сейчас сказали? Запишите, пожалуйста, эту норму в тетрадь Норма№1 – Замена части фразеологизма другим словом Ребята, перед вами лежит определенная информация. Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? Предложите задание Мы будем читать с вопросами текст о меди. Прочитайте про себя первый абзац, задайте вопросы классу. Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них. Итак, текст прочитан. Всё ли понравилось, всё ли устраивает? Вы предложили следующее задание – найти правильный вариант фразеологизма. Поработайте в паре. При работе я желаю вам ощущать чувство локтя. Итак, вперед! Чтение текста одним из учащихся. Все ли согласны с таким выбором? Что произошло во Ф? Что вы с ними делали? Запишем в тетрадь норму №2 Норма№2 – Изменение формы частей Ф Ребята, сегодня на уроке уже не раз прозвучало, что фразеологизм – это целое, неделимое понятие, что значение в нем имеет не каждое слово в отдельности, а вся фраза целиком. Обратите внимание на таблицы, лежащие перед вами. Рассмотрите их. Что не так? Почему это произошло? А почему пуст 4 столбик? Что нужно сделать? Какого рода трудности мы можем испытать при данной работе? Каким источником знаний можем воспользоваться? Обменяйтесь с соседом, обсудите варианты. Давайте послушаем, что у вас получилось. Какой вывод мы можем сделать? Норма№3 – понимание Ф буквально, в прямом значении Запишите, пожалуйста, эту норму в тетрадь | Задает вопросы, помогает в формулировке вывода из задания Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют вывод Наблюдают за использованием фразеологизмов в художественной литературе. Работают в парах. Находят правильную форму фразеологизма и включают ее в текст, пытаются объяснить их значения, Находят ошибки Работа индивидуально, затем в парах. Находят фразеологизмы, пытаются объяснить их значения. Записывают фразеологические обороты. Взаимопроверка. Оценивают свой результат. | Метапредметные результаты Постановка вопросов Сотрудничество в поиске и выборе Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
4 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Ребята, мы постепенно подходим к концу урока. И теперь, используя только свои внутренние ресурсы, выполните следующее задание Вместо точек вставьте нужное слово, составьте и запишите предложение с одним фразеологизмом. Как ... вода (а- с курицы, б - с утки, в - с гуся); как ... на голову (а - снег, б - дождь, в - град); намылить ... (а - руки, б - шею, в - голову); убить ... зайцев (а - трех, б - четырех, в - двух); ... негде упасть (а - груше, б - яблоку, в - помидору). С какими нормами в употреблении Ф связано это задание? (Замена части фразеологизма другим словом (синонимом) Проверка | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Знакомятся с заданием, задают вопросы по выполнению заданий, выполняют задания. | Метапредметные результаты Выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты Самоопределение |
5 | Подведение итогов | Итак, давайте вернемся к началу занятия. На какую тему мы сегодня размышляли? Какую цель достигали? А какими способами мы достигали поставленной цели? С помощью каких видов деятельности? (вспоминать, что уже знаем, выполнять задания, проверять, отвечать,…) Испытывали ли мы в течение урока трудности? Какие? На каком этапе урока? Ребята, мы хотели вернуться к диалогу между учителем и учениками. Напомните, что за ситуация получилась? Так почему же учитель остановил своих учеников? Давайте дослушаем историю. Почему разговор взывает улыбку? (выход на норму №4 – использование Ф в несвойственном им значении) Запишите, пожалуйста, эту норму в тетрадь | Помогает учащимся сделать выводы и оценить свою деятельность. | Анализируют работу, проведенную на уроке. Фиксируют выводы. Дают советы по теме. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли Предметные результаты Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные результаты Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности |
6 | Домашняя работа | Задания выполнить в тетрадях Вместо точек вставьте нужное слово, определите значение фразеологизмов. Составьте предложение с одним фразеологизмом, укажите его синтаксическую функцию (подчеркните, чем он является в предложении). Выеденного ... не стоит (огурца, яйца, яблока); как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной); как ... на сене (овца, собака, корова); сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего); как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый) | Комментирует задание | Фиксируют задание, своими словами проговаривают его и в случае затруднения задают вопросы, обращают внимание на то, что оно идентично тому заданию , что выполнялось на уроке | Метапредметные результаты умение работать с информацией |
7 | Рефлексия | Ребята, хочу вам предложить волшебный мелок и волшебную тряпочку. С их помощью вы можете что-то добавить или убрать с урока. Что бы вы выбрали? Я довольна нашей с вами работой. Вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха ни пера! Спасибо за урок! | Оценивает деятельности обучающихся, побуждает учащихся к оценке их собственной деятельности на уроке | Отвечают, аргументируя свою точку зрения | Метапредметные результаты Построение выводов, осознание своих возможностей, умение оценивать собственную деятельность. |