Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы»

6
0
Материал опубликован 11 October 2020 в группе

Мехоношина Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы первой категории

муниципального общеобразовательного учреждения

«Коми национальная гимназия»

Фразеологизмы

Технологическая карта  урока русского языка в 6  классе

Цель урока: продолжать создавать условия для выработки у учащихся навыков правильного употребления фразеологизмов в речи

Обучающая: научить распознавать фразеологизмы, продолжать учить правильному употреблению фразеологизмов в речи, пополнять практический опыт учащихся в употреблении фразеологизмов, обратить внимание на роль фразеологизмов в речи.

Развивающая: развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.


Задачи урока:

актуализировать знания учащихся о фразеологизмах

дать представление о признаках фразеологизмов

развивать письменную и устную речь учащихся, навыки взаимодействия с другими людьми, умение чётко формулировать свои мысли, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов

воспитывать культуру общения, интерес и любовь к родному языку

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Межпредметные связи: литература, история.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала

Методы: словесный, поисковый, творческий.

Оборудование: проектор, раздаточный материал



Этап урока

Содержание

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


1

Организационный этап

Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. И тогда вас ждёт успех!

Приветствие, проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

Личностные результаты

Самоопределение

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

На доске мы видим высказывание. Давайте его прочитаем.


Как вы понимаете смысл этого выражения? Я предлагаю это высказывание взять эпиграфом к уроку


Итак, давайте прослушаем небольшую аудиозапись, где ученики хвалят учителя. (1:06-1:45). Почему учитель удивляется и прерывает учеников, ведь им искренне восхищались?

А в чем учитель предлагает разобраться?


Ребята, соотнесите эпиграф урока, прослушанный отрывок, ваши ответы и предположите, над чем мы сегодня будем работать, какова будет тема урока.


Итак, ученики из аудиозаписи не знают норм в употреблении фразеологизмов. А какие нормы можете назвать вы? Действительно, мы пока с этими нормами незнакомы, это проблема. Соответственно, какова будет цель нашего сегодняшнего занятия?


А вот как на этот вопрос ответил учитель и чем закончилась беседа, мы узнаем в конце урока.



Обращает внимание учащихся на фразу на доске, побуждает к рассуждениям через создание проблемной ситуации

Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему, цель

Метапредметные результаты

Постановка вопросов

Целеполагание

Предметные результаты

Формулирование проблемы

Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе




3

Закрепление знаний, решение учебных задач


























































Физминутка










Ребята, перед вами на столах лежат фразы. Вы узнали их? Кто и когда их произносит? Какие здесь употреблены фразеологизмы, что они означают?

Коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол

Маша сидела как на иголках.

Попадешься этому разбойнику в лапы – он с тебя две шкуры сдерет.

Марья Кирилловна была ни жива ни мертва


Мне бы хотелось остановиться на предложении «Маша сидела как на иголках». Как вы считаете, а почему не говорят «как на булавках», ведь это тоже острый предмет, который может причинить боль? Фразеологизм – это единое целое, даже если он состоит из нескольких слов. Нужно понимать Ф целиком, знать и употреблять его только в том варианте, в котором он существует.


Ребята, давайте сделаем вывод. О какой норме мы сейчас сказали? Запишите, пожалуйста, эту норму в тетрадь

Норма№1 – Замена части фразеологизма другим словом



Ребята, перед вами лежит определенная информация. Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? Предложите задание


Мы будем читать с вопросами текст о меди. Прочитайте про себя первый абзац, задайте вопросы классу.

Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.

Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.


Итак, текст прочитан. Всё ли понравилось, всё ли устраивает?

Вы предложили следующее задание – найти правильный вариант фразеологизма. Поработайте в паре. При работе я желаю вам ощущать чувство локтя. Итак, вперед!


Чтение текста одним из учащихся.

Все ли согласны с таким выбором? Что произошло во Ф? Что вы с ними делали? Запишем в тетрадь норму №2

Норма№2 – Изменение формы частей Ф





Ребята, сегодня на уроке уже не раз прозвучало, что фразеологизм – это целое, неделимое понятие, что значение в нем имеет не каждое слово в отдельности, а вся фраза целиком. Обратите внимание на таблицы, лежащие перед вами. Рассмотрите их. Что не так? Почему это произошло? А почему пуст 4 столбик? Что нужно сделать? Какого рода трудности мы можем испытать при данной работе? Каким источником знаний можем воспользоваться?


Обменяйтесь с соседом, обсудите варианты.

Давайте послушаем, что у вас получилось.

Какой вывод мы можем сделать?

Норма№3 – понимание Ф буквально, в прямом значении

Запишите, пожалуйста, эту норму в тетрадь

Задает вопросы, помогает в формулировке вывода из задания




























Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.



Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют вывод

Наблюдают за использованием фразеологизмов в художественной литературе.























Работают в парах. Находят правильную форму фразеологизма и включают ее в текст, пытаются объяснить их значения,

Находят ошибки

























Работа индивидуально, затем в парах. Находят фразеологизмы, пытаются объяснить их значения.

Записывают фразеологические обороты.

Взаимопроверка.

Оценивают свой результат.



Метапредметные результаты

Постановка вопросов

Сотрудничество в поиске и выборе

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения















Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе


Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.


4

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Ребята, мы постепенно подходим к концу урока. И теперь, используя только свои внутренние ресурсы, выполните следующее задание


Вместо точек вставьте нужное слово, составьте и запишите предложение с одним фразеологизмом.

Как ... вода (а- с курицы, б - с утки, в - с гуся);

как ... на голову (а - снег, б - дождь, в - град);

намылить ... (а - руки, б - шею, в - голову);

убить ... зайцев (а - трех, б - четырех, в - двух);

... негде упасть (а - груше, б - яблоку, в - помидору).


С какими нормами в употреблении Ф связано это задание? (Замена части фразеологизма другим словом (синонимом)



Проверка

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.


Знакомятся с заданием, задают вопросы по выполнению заданий, выполняют задания.


Метапредметные результаты

Выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Предметные результаты

Действие по аналогии

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач

Личностные результаты

Самоопределение

5

Подведение итогов

Итак, давайте вернемся к началу занятия. На какую тему мы сегодня размышляли?



Какую цель достигали?

А какими способами мы достигали поставленной цели? С помощью каких видов деятельности? (вспоминать, что уже знаем, выполнять задания, проверять, отвечать,…)

Испытывали ли мы в течение урока трудности? Какие? На каком этапе урока?



Ребята, мы хотели вернуться к диалогу между учителем и учениками. Напомните, что за ситуация получилась? Так почему же учитель остановил своих учеников? Давайте дослушаем историю. Почему разговор взывает улыбку? (выход на норму №4 – использование Ф в несвойственном им значении) Запишите, пожалуйста, эту норму в тетрадь


Помогает учащимся сделать выводы и оценить свою деятельность.

Анализируют работу, проведенную на уроке. Фиксируют выводы. Дают советы по теме.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Предметные результаты

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

6

Домашняя работа

Задания выполнить в тетрадях


Вместо точек вставьте нужное слово, определите значение фразеологизмов. Составьте предложение с одним фразеологизмом, укажите его синтаксическую функцию (подчеркните, чем он является в предложении).

Выеденного ... не стоит (огурца, яйца, яблока); как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной); как ... на сене (овца, собака, корова); сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего); как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый)


Комментирует задание

Фиксируют задание, своими словами проговаривают его и в случае затруднения задают вопросы, обращают внимание на то, что оно идентично тому заданию , что выполнялось на уроке

Метапредметные результаты

умение работать с информацией


7

Рефлексия

Ребята, хочу вам предложить волшебный мелок и волшебную тряпочку. С их помощью вы можете что-то добавить или убрать с урока. Что бы вы выбрали?



Я довольна нашей с вами работой. Вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха ни пера! Спасибо за урок!

Оценивает деятельности обучающихся, побуждает учащихся к оценке их собственной деятельности на уроке

Отвечают, аргументируя свою точку зрения

Метапредметные результаты

Построение выводов, осознание своих возможностей, умение оценивать собственную деятельность.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации