Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по учебнику С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
(СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ)
Тип урока:: урок усвоения новых знаний; комбинированный | ||
Педагогические задачи:: образовательные:: углубить знания о видах подчинительной связи в словосочетании; развивающие:содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности,; содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;; воспитательные:: содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: | Метапредметные | Личностные: |
· усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; · проведение синтаксического анализа словосочетания | познавательные ‒ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; регулятивные ‒ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; коммуникативные ‒ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | пополнение словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения |
Образовательные ресурсы: интерактивная доска, учебник «Русский язык. 8 класс. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов (и др.) М. 2025», кластер, оценочный лист. | ||
Организационная структура уроков
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)) | Формируемые способы | ||||||||||||
I.Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности | Читает строчки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.» Предлагает обучающимся посмотреть в окно и описать увиденное, рассказать о состоянии природы. Просит двух учеников записать на доске : имя существительное , глагол. Предлагает двух других обучающихся добавить к написанному существительному прилагательное, а к глаголу существительное, следующие обучающиеся - к существительному - существительные, к глаголу - наречия. - Получились ли у нас словосочетания? -Являются ли словосочетаниями «листья падают», «кружатся и падают»? - Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Какова смысловая связь слов в словосочетании?? Задайте вопрос от главного слова к зависимому.. Как выражается в словосочетании грамматическая связь слов?? Какие есть виды связи слов в словосочетании?? Чего мы не знаем?? Сформулируйте тему и учебные задачи урока. | Два обучающихся записывают на доске имя существительное и глагол. Другие обучающиеся добавляют к написанным на доске словам прилагательное, существительное, наречия. Через анализ языкового материала формулируют тему, цели и задачи урока, составляют словосочетания, определяют лексическое значение слов ((П)). Взаимодействуют с учителем во время беседы,, осуществляемой во фронтальном режиме ((К)). Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности, заполняют оценочный лист (
). | Владение умениями планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи ((П)). Владение умением использовать простые речевые средства для передачи своего мнения (К) Адекватное восприятие оценки учителя ((Р)) | ||||||||||||
II . Актуализация знаний | Предлагает обучающимся прочитать параграф 10 (с.50) учебника. Организует беседу по материалам учебника. Прием «Инсерт». - знаю - новое -интересное -не понимаю По итогам обсуждения предлагает составить кластер по теме урока:: работа в группе. | Применяют на практике и последующем повторении новый материал ((Л)). Строят кластер ((П)). Взаимодействуют с учителем во время опроса; участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений ((К)) | Владение умениями слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания ((Л)). Владение умениями на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы ((П)). Владение компетенциями в общении ((К)) | ||||||||||||
III. Первичное усвоение новых знаний | Организует повторение нового материала по кластеру. Приём «Ты – мне, я – тебе».. Предлагает выполнить упр. 96; проводит взаимопроверку. | Рассуждают, взаимодействуют с учителем; сотрудничают с одноклассниками, проводят взаимопроверку и заполняют оценочный лист ((Р)). Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, делают вывод ((П) | Владение умениями высказывать своё предположение; слушать и понимать других ((Р)). Владение умением осуществлять познавательную и личностную рефлексию ((П)) | ||||||||||||
V.IV. Первичная проверка понимания | 54;Предлагает записать ключевые слова темы урока, провести взаимопроверку, заполнить оценочный лист | Осуществляют самоконтроль выполнения задания,; взаимоконтроль и внесение коррективов в учебно -познавательную деятельность ((Р).). Усваивают новые способы умственной деятельности через разные виды получения информации ((П) | Владение умением планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане ((Р)). Выбор наиболее эффективных способов решения задач ((П)) | ||||||||||||
VIV.. Первичное закрепление | Фронтальный опрос. Определить вид подчинительной связи в словосочетании и объяснить, почему именно этот вид связи выбран: сочинять стихи, читать выразительно, перекрёстная рифма, великий поэт, очень легко, выучить наизусть, пойти в библиотеку, найти в учебнике, читать по-французски. | Осмысливают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению,; применяют на практике и повторяют новый материал ((Л)) | Владение умением выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; проявление мотивации | ||||||||||||
. VI. Контроль усвоения,, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Предлагает выписать словосочетания из фрагмента романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (Уж небо осенью дышало...)),и заполнить ими таблицу «Виды связи в словосочетании» | На интерактивной доске - текст А.С. Пушкина. Обучающиеся выписывают словосочетания и заполняют таблицу ((Р).
) | VII. Владение умениями критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию ((Р)) | ||||||||||||
VIII. VII. Рефлексия | Организует оценочные высказывания обучающихся. Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать… - Мне больше всего удалось.. - За что я могу себя похвалить... Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Подводит итоги урока | Осуществляют самооценку; выражают свои эмоции по поводу урока (К | Владение умением полно и точно выражать свои мысли ((К)) | ||||||||||||
IX.VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания | Комментирует домашнее задание:: . 58; подготовить рассказ по теме: «Виды подчинительной связи слов в словосочетании ((согласование,, управление,, примыкание)»; -составить небольшую проверочную работу для одноклассников: текст, 10 словосочетаний, тест по теме урока (на выбор). | Творчески перерабатывают изученную информацию на основе анализа и синтеза ((П)) | Проявление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности ((П)) |
Использованная литература:
- Русский язык. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевич. Автор-составитель В.В. Кашаева. Волгоград. 2018г.
- Учебник «Русский язык. 8 класс. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов (и др.) М. 2025».