Технологическая карта урока по географии «Соседи Солнца» (5 класс)
Разработка урока
Ф.И.О.: Симдянкина Елена Владимировна
Место работы: МОУ «Лицей №26» г. Саранск.
Должность: учитель
Предмет: география
Класс: 5
Тема и номер урока в разделе:
Тема урока: Соседи Солнца.
урок №3 в разделе «Земля во Вселенной»
Используемые учебник и учебные пособия:
1.Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2016 г.
2. Атлас География.5 класс. ФГОС ДРОФА. ООО «Издательство ДИК», М.: Дрофа, 2016 г.
Цель урока: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.
Тип урока: урок поиска новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Задачи через планируемые результаты: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.
1.Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
2.ПредметныеУУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.
3.МетапредметныеУУД:
Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: навыков сотрудничества в группе, находить общее решение, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.
Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.
Техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку
Технологическая карта урока по теме: «СОСЕДИ СОЛНЦА»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами снова Вы к открытиям готовы? |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок |
Коммуникативные УУД: Создание благоприятного для обучения климата |
2.Мотивационный этап |
Чтобы приступить к поиску новых знаний предлагаю отгадать загадки. 1.Эта желтая звезда Согревает нас всегда, Все планеты освещает, От других звезд защищает Солнце 2.Бегают вокруг огонечка Шесть сыночков и две дочки, Промелькнут года и дни, Но не встретятся они. Планеты 3.Эта красная планета По соседству с нами Он зимой и даже летом Мёрзнет надо льдами Странно, что ни говори Лёд не сверху, а внутри Марс 4.На планете чудеса: Океаны и леса, Кислород есть в атмосфере, Дышат люди им и звери. Земля Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Спросить учеников (версии) (О соседях солнца) Итак, в тетрадях записываем тему урока. |
Ученики отгадывают загадки Высказывания учащихся |
Регулятивные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу Личностные УУД: Ориентируются в своей системе знаний |
3.Изучение нового материала |
А есть ли профессии людей, которые связаны с нашей темой? (астрономы, космонавты) - Ребята, кто-то из вас хотел бы быть астрономом? -А чем эта профессия интересна? -А кто хочет стать космонавтом? -Чем интересна эта профессия? Обратимся к схеме Солнечной системы в учебнике на стр.52. 1.А что располагается в центре схемы? (Солнце) 2.А как называется планета, на которой мы живём? (Земля) 3.А на какой по счёту от Солнца орбите располагается Земля (3) 4.Какая планета располагается на 2 орбите? (Венера) 5.А можно Землю назвать соседкой Солнца? (Да) 6.Ребята, а у вас есть соседи, которые живут справа от вашей квартиры, слева. Соседи по парте. (Да) 7.Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца (Меркурий, Венера, Земля, Марс) 8.Сколько планет располагается на орбитах? (8) -Используя рисунок в учебнике, попробуйте дать определение, что такое Солнечная система?
Солнечная система – солнце и движущиеся вокруг него небесные тела (запись в тетрадь)
Итак, приступаем к работе в группах – начинаем знакомство с планетами Солнечной системы
Работа в группах. «Характеристика планет в сравнении с Землей». В файлах находятся задания. При выполнении заданий используем учебник, атласы. На выполнение отводится 7 мин. Каждая группа получала опережающее задание сделать модель солнечной системы. При ответах используем эту модель. Пока учащиеся работают в группах играет музыка. Задания для группы №1 1. Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53) Меркурий – это самая…….. Эта планета названа в честь…. Она намного меньше………… Поверхность Меркурия……… Меркурий лишен…………. Спутников … 2. Заполните в таблице строку про Меркурий. Задания для группы №2 1. Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53) Венера названа…….. Большую поверхность…. Спутников…………… Венера имеет……….., поэтому температура………………. 2. Заполните в таблице строку про Венеру. Задания для группы №3 1. Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53) Земля – самая …….. Она имеет…………… Более 70 %................... Главное отличие Земли от ……… 2. Заполните в таблице строку про планету Земля. Задания для группы №4 1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54) Марс - ………. планета, названа в честь…………….. Марс в 2 раза меньше…………… Поверхность Марса..……………… У Марса тонкая…………………. Марс имеет ………………………. 2. Заполните в таблице строку про Марс. Работа в группах. - Проверяем. От каждой группы представители дают характеристику планетам. Выводы. |
Высказывания учащихся Ответы учащихся Учащиеся работаю в группах Выступают по 2 представителя от каждой группы, демонстрируя свою модель Солнечной системы |
Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, анализ, выбор. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи. Регулятивные УУД: планирование своих действий.
Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информации. Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: осознание необходимости новых знаний для ученика.
Коммуникативные УУД: Формирование навыков сотрудничества, умение учитывать разные мнения и находить общее решение Познавательные УУД: формирование умений работать с текстом учебника, извлечение нужной информации
|
4.Физкультминутка |
1.Потянулись солнечными лучиками к планетам (потянули руки по сторонам) 2.Дотянулись до ближайшей планеты к Солнцу Меркурий (потянули руки вправо) 3.А теперь дотянулись до самой дальней планеты в Солнечной системе Марс (потянули руки влево) 4.Отправим тепло этой планете 5.Представьте себя планетами, покрутились вокруг оси (покрутили талиями) |
Учащиеся делают упражнения («Весёлая зарядка») |
Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
5. Закрепление |
Тест. 1.Сколько планет входит в Солнечную Систему? А)4 В)6 С)8 2.Сколько спутников имеет Марс? А)1 В)2 С)3 3.Планета, самая близкая к Солнцу? А) Меркурий В) Венера С) Земля 4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь? А) Меркурий В) Земля С) Марс 5.На какой планете средняя температура -70 С? А) Меркурий В) Земля С) Марс |
Учащиеся письменно отвечают на вопросы теста и проверяют выполнение теста у соседа. |
Познавательные УУД: Формирование умений находить правильный ответ Личностные УУД: Ориентация в своей системе знаний, контроль и оценка результатов деятельности Коммуникативные УУД: Взаимоконтроль
|
6.Рефлексия |
Наш урок подошёл к концу, ребята, что вам было: 1.Интересно на уроке 2.Узнал новое 3.Мне было трудно 4.Оцениваю свою работу |
Учащиеся отвечают |
Личностные УУД: Контроль и оценка учебного процесса, умение осуществлять самоанализ своей деятельности |
7.Домашнее задание. |
1. §10, 2. Проверьте знания, напишите мини- сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала. |
Записывают домашнее задание в дневник |