Технологическая карта урока «Царит гармония оркестра»
Планируемые результаты | |
Предметные умения 1. Уметь различать музыкальные жанры 2. Осознанно исполнять музыкальные произ- ведения. 3. Размышлять о музыке как о способе выраже- ния духовных пере- живаний человека. 4. Знать понятия новых терминов:орхестра, гармония,оркестровая яма, партитура | Познавательные УУД: Использовать общие приемы решения задачи, осуществлять поиск необходимой информации. Проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительные интонации Различать звучание отдельных инструментов |
Коммуникативные УУД 1.Формулировать собственное мнение и позицию, стремиться к пониманию позиции другого человека 2. Проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. 3. Применять полученные знания в исполнительской деятельности | |
Регулятивные УУД Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу. Выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам Развитие навыков самооценки и самоанализа |
5. Различать ансамбли по составу исполнителей 6. Различать инструмен- ты симфонического оркестра. | Личностные УУД 1.Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения и слушания музыкальных произведений 2.Владеть навыками самооценки музыкально- творческой деятельности 3. проявлять познавательный интерес к музыкальным занятиям 4. Доброжелательное отношение к мнению другого человека |
Организация пространства | |
1.Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийная презентация |
2. Образовательные ресурсы интернет | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
3. Необходимое аппаратное обеспечение | Компьютер с проектором. |
4. Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, доска, маркер |
Организационная структура урока | ||||
№ | Этапы урока | Формируемые умения (УУД) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Организационный момент ( самоопределение к учебной деятельности) | Метапредметные УУД Познавательные: Формулировка целей и задач. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Исполнение всем классом Регулятивные: восприятие информации учителя | Входят в класс под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» в исполнении симфонического оркестра. Мотивация учебной деятельности: Тихо – тихо рядом сядем- Входит музыка в наш дом В удивительном наряде – Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены – Вся земля видна вокруг: Плещут волны речки пенной, Чутко дремлет лес и луг, Вдаль бегут степные тропки. Тают в дымке голубой… Это музыка торопит И ведет нас за собой… | Приветствие |
II | Постановка цели и задач. Мотивация. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения | Метапредметные УУД Познавательные: учатся выдвигать цели и делать выводы. Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг дугу. Регулятивные: следят за ответами одноклассников | Задаёт вопросы: -Ребята, вы вошли в класс под музыку, она звучала в исполнении одного инструмента или нескольких? -Если исполнителей будет гораздо больше, как называется такой состав музыкантов или исполнителей? А что в первую очередь должно быть в оркестре? Как он должен звучать? «Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тема урока звучит так: «Царит гармония оркестра» -Какое новое слово, вы, увидели в названии темы урока? (ГАРМОНИЯ) -Кто из вас знает, что означает это слово?
| Вступают в диалог совместно с учителем, отвечают на вопросы, фиксируют проблему. |
III | Этап актуализации и пробного учебного действия | Метапредметные УУД Познавательные: постановка и решение проблемы. Коммуникативные: Работа в группах, умение слушать других учащихся. Регулятивные: умение обнаружить проблему | Рассказ учителя: -Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Звучание симфонического оркестра, самое разнообразное по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. Но для начала, давайте вспомним…. - На какие группы можно разделить музыкальные инструменты в симфоническом оркестре? (струнные, духовые: деревянные и медные; ударные). Перечислите инструменты этих групп? Игра «Третий лишний» на слайдах. Показ слайдов с изображением музыкальных инструментов Проблема: разложить по группам. Учитель: Вам даны названия 3-ех музыкальных инструментов, только 2-а из них имеют общие характеристики. Определите какое из трёх названий лишнее. Объясните своё решение. Подведение итогов. -Итак, мы чётко усвоили с вами, что инструменты симфонического оркестра делятся на сколько групп?(на четыре). Существует несколько видов оркестров: симфонический, духовой, джазовый и народный. Вид оркестра зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в его состав. Каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности, и каждый хорош по-своему! Образовательная игра «Оркестр» Работа в группах - Каждая группа участников будет представлять оркестр, какой именно мы определим позже. Задача «оркестрантов» - выбрать дирижера, распределить остальных участников на инструментальные группы, выразительно исполнить музыкальное произведение на воображаемых инструментах. (все учащиеся делятся на три группы: симфонический, джазовый и народный оркестры) 1) Но для начала, чтобы вы могли активно взаимодействовать в группе, мы проведем предварительную игру-разминку «Третий лишний». - Вам даны названия трех музыкальных инструментов: только два из них имеют общие характеристики. Какое из трех названий лишнее? Подчеркните. Объясните свой выбор. Определите, какой оркестр будет представлять ваша группа? (каждой группе предлагаются набор карточек с инструментами определенного оркестра: Симфонического: скрипка, саксафон, флейта; Джазового: саксафон, дудочка, тромбон; Народного: балалайка, арфа, домра) 2) С названием оркестра определились! А теперь – следующее задание: «Оркестр , на сцену» - Каждая группа должна выбрать своего дирижера, распределить между учащимися инструменты, на которых они будут имитировать игру. Под представленное музыкальное произведение новоиспеченный «оркестр» должен будет исполнить это произведение на воображаемых инструментах под управлением дирижера. Оценивается выразительность жестов дирижера (как он поручает исполнять данную партию какому-либо инструменту), правильное вступление (одновременное звучание с инструментом оркестра) музыкантов, взаимодействие музыкантов и дирижера. - Каждой группе предлагаются следующие музыкальные фрагменты: 1)Симфонический оркестр - П.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»; 2) Джазовый оркестр – Джаз-оркестр под управлением Пола Уайтмена из к/ф «Король джаза» 1930; 3) Народный оркестр – «Камаринская» или Плясовые наигрыши -Молодцы! Вы справились со своей задачей! | Фиксируют проблему, рассуждают, работают в группах, высказывают свое мнение какой инструмент в данной группе оркестра лишний, импровизируют. |
IV | Открытие новых знаний Цель: знать понятия «орхестра», «партитура», имена известных дирижеров Мира | Метапредметные УУД Познавательные: формулирование проблемы и поиск решения. Регулятивные: Целеполагание, оценка, самооценка Коммуникативные: умение слушать собеседника, обосновать собственное мнение. Задавать вопросы | Задает вопросы: -Скажите, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Что мы хотели узнать? Как вы думаете, от какого слова произошло слово «оркестр»? Рассказ учителя: слово "оркестр" возникло в Греции очень давно, от слова Орхестра. Орхестрой называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор. Лишь 200 лет назад оркестр стал таким, каким мы его теперь знаем с большим количеством инструментов и их разнообразием. Схема расположения на сцене. «Дирижер». А теперь отгадайте загадку: Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку, или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это … (ДИРИЖЁР) | Высказывают свое мнение о том, чтобы быть дирижером нужно иметь музыкальное образование, хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, широкий кругозор в самых разных областях. |
- Как вы думаете, какую роль играет дирижер в управлении оркестром? - Нотная запись, которую «читает» дирижер называется партитурой. - Каждая группа получает одинаковый текст «История появления дирижерской палочки». Ваша задача – изучить информацию и составить вопросы. Образовательная игра «Дальше». - Из составленных вопросов мы проведем игру «Дальше» и по количеству правильных ответов каждая группа получит соответственное количество баллов. (Каждая группа по очереди называет свой вопрос следующей команде. Если они дают правильный ответ – то они, в свою очередь, задают вопрос третьей группе. Если они затрудняются ответить, то говорит команду: «ДАЛЬШЕ» - ход переходит к другой группе. За каждый правильный ответ – команда получает 1 балл). Примерные вопросы: 1. Как называется профессия человека, руководящего оркестром? 2. С какого языка слово «дирижер» переводится как «направлять», «управлять», « руководить»? 3. Назовите вид оркестра, в состав которого входят духовые и ударные инструменты? 4. Как называется самый большой по количеству участников оркестр? 5. Как называется оркестр, который исполняет эстрадную и джазовую музыку? 6. Как называется оркестр, в котором играют музыканты, владеющие народными инструментами? 7. На какие группы делятся инструменты в современном симфоническом оркестре? 8. К какой группе музыкальных инструментов относится кларнет? 9. К какой группе музыкальных инструментов относится альт? 10. К какой группе музыкальных инструментов относится туба? 11. К какой группе музыкальных инструментов относится литавры? 12. Кто в Древней Греции выполнял обязанности дирижера? 13. Как называли дирижера в 18 веке? 14. Что было в руках у дирижера-дровосека? 15. Как называлось такое дирижирование? 16. Как изначально стояли перед оркестром дирижеры? 17. Какой предмет был наиболее популярным в руках дирижера? 18. Кто первым повернул дирижера к оркестру? 19. Назовите фамилии выдающихся дирижеров? 20. Как называется нотная запись музыкального произведения для оркестра, которую «читает» дирижер? 21. Что дирижер показывает правой рукой, в которой держит палочку? 22. Что передает левая рука дирижера? 23. Какими главными качествами должен обладать хороший дирижер? 24. Как назывался известный оркестр 20 века, в котором не было дирижера? (персимфанс – первый симфонический ансамбль) |
V | Этап включения новых знаний и повторений | Метапредметные УУД познавательные; Умение отличить дирижера симфонического оркестра от тамбурмажора военного оркестра Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении, договариваться, проявлять активность во взаимодействии Регулятивные: планировать действия, выполнять музыкально- творческое задание | Задает вопрос: «Какие группы оркестра вы знаете?» Учитель просит детей открыть рабочие тетради на стр.24. Просит прочитать задание на этой странице | Выполняют задание самостоятельно, высказываются и записывают. Выполняют творческое задание. Раскладывают карточки с изображением музыкальных инструментов. По команде учителя находят и показывают нужную карточку. |
VI | Рефлексия учебной деятельности | Метапредметные УУД Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания. Коммуникативные: Проявляют активность во взаимодействии Регулятивные: осуществляют итоговый контроль | - Какие задачи мы ставили сегодня на уроке? - Смогли ли мы их решить? - Что нового было сегодня для вас? - Какую работу на уроке вам понравилось выполнять? - Какая деятельность на уроке вызывала трудности? - Хотели бы вы «в живую» послушать оркестровую музыку? - Где вы сможете это сделать? Отвечая на вопросы дети используют карточки разного цвета: Красный – мне было сложно Жёлтый – я затрудняюсь ответить Зелёный – я со всем справился | Оценивают себя, выставляя отметки, делают выводы. |
VII | Информация о домашнем задании | Коммуникативные: Приходят к общему мнению в совместной деятельности | Подготовить творческий видеопроект « Знаменитые оркестры 20 века» и «Выдающиеся дирижеры 20 века» с использованием видео и аудио-записей | Записывают и задают вопросы |