Технологическая карта урока технологии «Швейные ручные работы»
Технологическая карта урока технологии
Класс: 5 «Б»
Учитель: Волкова Г.Ю.
Раздел: Создание изделий из текстильных материалов
Тема: Швейные ручные работы
Цель: создание условий для получения практических навыки по выполнению пришивание пуговицы различными способами.
Задачи:
Обучающая: способствовать самостоятельному добыванию необходимых знаний; способствовать формированию умений применения новых знаний в жизненных ситуациях; умению пришивать пуговицы с двумя, четырьмя отверстиями, подбирая нитки в зависимости от пуговиц и изделия.
Развивающая: способствовать формированию познавательной активности, построению правильной логической цепочки для постановки целей и задач урока; способствовать умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и организовывать сотрудничество в парах; развивать мелкую моторику.
Воспитывающая: способствовать формированию эстетического вкуса, воспитанию аккуратности в работе; воспитывать трудолюбие и уважение к труду другого человека; прививать эстетический вкус.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные: стремление совершенствованию своих умений;
- Предметные: понимание определения пришивание, участвовать в творческой деятельности при выполнении практической работы;
- Метапредметные:
- регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения;
- познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.
- коммуникативные: учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Тип урока: урок – практикум.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, в группах.
Методы обучения: частично-поисковый объяснительно-иллюстративный, фронтальный опрос практическая работа.
Технологии: технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, физкультминутка.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Вводно-мотивационный этап: 1)организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.(3 мин.)
|
«Ниточка цветонастроения «Учитель раздаёт цветные ниточки учащимся на входе в класс (ребята сами выбирают ниточки) и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки (в каждой группе 4 разных цвета -. Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест обучающихся. Всех приветствую, друзья, Рада встрече с вами я. Меня зовут Галина Ю., сегодня мы с вами будем дружно и активно работать. Вы согласны? Для уже сформированных групп, использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие: У вас в руках ниточка, выбранного вами цвета, соберите вокруг себя друзей с разными нитками, в каждой группе координатором будет тот у кого ниточка цвета вашей карточки на столе. |
Ребята сами выбирают ниточки, и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки (в каждой группе 4 разных цвета.
Отвечают учителю на вопрос. |
создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества; создание ситуации успеха на уроке.
|
Операционно-содержательный этап: 3)Актуализация знаний.(5 мин.)
|
Сообщение темы и целей урока. У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового. «Сундучок с сокровищами». – Перед вами сундучок. В нём сокровища, которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, разгадав загадки. Учитель загадывает загадки,( отгадав загадку ребятам выдается картинка, которую они вешают на доску). - Птичка невеличка носик стальной, хвостик льняной (Игла); - Защита на пальчик железный стаканчик ( напёрсток); - Много делать мы умеем: Стричь, кроить и вырезать. Не играйте с нами, дети: Можем больно наказать! (Ножницы); - Я есть у тех, кто очень любит шить, Бываю разной формы и расцветки, Во мне иголки хорошо хранить. Кто я такая? – Догадались, детки? ( Игольница); - На одежде кругляшки - Наши верные дружки. Собираешься в путь - Про них не забудь. (Пуговицы). (Учитель из сундучка достаёт ручных работ, ножницы, иглы, пуговицы)
Зная, какие предметы лежат в сундучке, попробуйте назвать тему сегодняшнего урока .(Швейные ручные работы. слайд 1) А представьте, что вас пригласили в гости, вы надеваете нарядную блузку и вдруг … отрывается пуговица!!! (Проблемная ситуация)
|
Слушают учителя, отгадывают загадки
Отвечаю на вопросы, участвую в диалоге с учителем
Дети называют тему урока.
Отвечают на вопрос учителя, ставят цель урока. Научится пришивать пуговицы.
|
П.Синтез, обобщение, классификация Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений |
4) Открытие нового материала
Физкультминутка
|
Беседа по вопросам: - А нужно ли человеку уметь пришивать пуговицы? - А интересно вам что–то знать о пуговице?
Работа через презентацию (Слайд 2 - пуговицы бывают)
(Слайд 3 классификация пуговиц)
(Слайд 4, 5, 6 дизайн, назначение , состав)
(Слайд 7 функции) (Слайд 8, 9, 10) (Слайд 11 значение узоров пришивания пуговицы) Задание: Попробуйте разложить пуговицы по квалификации ( каждой группе выдаётся пуговицы разной квалификации и карточка, где дети должны разложить их)
Я иголочку возьму, В нее ниточку втяну, Нитку это протяну, Узелочек завяжу. Буду шить и зашивать, И ребятам помогать. |
Дети отвечают на вопросы, слушают учителя, обсуждают
Отвечают на вопрос учителя
Выполняю задание в группе
Выполняют движение за учителем
|
П: Поиск и выделение информации ; К: Учёт различных мнений; П: Выбор эффективных способов решения; Р:Планирование, прогнозирование . |
Практическая работа |
Учитель из сундучка достаёт заранее заготовленные полянки для пришивания пуговиц и предлагает помочь в оформлении практических заданий.
1.Повторение правил т/б 2.Работа по группам Каждой группе выдается задание ,технологическая карта, наглядный материал. Учитель подробно объясняет и показывает, как надо выполнять образец, помогает каждой девочке, которая испытывает затруднение в работе.
|
Отвечают на вопрос.
Выполняют практическую работу, оформляют в альбом |
Р. определение технологической последовательности выполнения образцов. К - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.
|
Итог урока Рефлексия |
Давайте посмотрим на наши работы. Поменяйтесь работами, проверьте качество выполнения друг у друга. Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
|
Самостоятельно, адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка
|
Рефлексия |
Чемодан, мясорубка, корзина На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Обучающимся предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке (приклеивают стикер к той картинке, какой считают нужно).
Выставление оценок |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
На этапе формируется умение давать самооценку своей деятельности Обучающиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопросы. |
Домашнее задание |
Творческое задание -найти и записать пословицы и поговорки о ручных работах, инструментах; -выполнить аппликацию из пуговиц. |
Записывают в дневник |
Закрепление изученного материала |
самоанализ урока технологии
Класс: 5 «Б»
Учитель: Волкова Г.Ю.
Раздел: Создание изделий из текстильных материалов
Тема: Швейные ручные работы
Тип урока: урок - практикум
Технология: технология проблемного обучения, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, физкультминутка.
Методы организации занятия: практический, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, фронтальный опрос.
Форма организации: групповая, индивидуальная
Цель:
Задачи: создание условий для получения практических навыки по выполнению пришивание пуговицы различными способами.
Обучающая: способствовать самостоятельному добыванию необходимых знаний; способствовать формированию умений применения новых знаний в жизненных ситуациях; умению пришивать пуговицы с двумя, четырьмя отверстиями, подбирая нитки в зависимости от пуговиц и изделия.
Развивающая: способствовать формированию познавательной активности, построению правильной логической цепочки для постановки целей и задач урока; способствовать умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и организовывать сотрудничество в парах; развивать мелкую моторику.
Воспитывающая: способствовать формированию эстетического вкуса, воспитанию аккуратности в работе; воспитывать трудолюбие и уважение к труду другого человека; прививать эстетический вкус.
Формируемые УУД:
Личностные: умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно; определяют последовательность операций с учётом конечного результата
Предметные:
- формирование у обучающихся знаний о правилах пришивания пуговицы;
- формирование у обучающихся соблюдения норм и правил безопасности труда;
- подбор и применение инструментов в технологических процессах;
- Метапредметные:
- регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения;
- познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.
- коммуникативные: учебное сотрудничество (умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Методическое обеспечение: презентация, компьютер, материалы и инструменты для работы, наглядные пособия ( картинки, альбом, технологические карты), раздаточный материал: инструктажи, правила работы в группах, карточки с заданием.
На организационно – мотивационном этапе использовала цветные ленточки, для формирования групп, в целях быстрого вовлечения обучающихся в тему урока я использовала загадки, отгадки которых демонстрировались картинками. Данный прием активизировал познавательную деятельность. Таким образом, с помощью загадок подвела обучающихся к самостоятельному определению темы, постановка цели урока была с представлена в виде проблемы - вопроса, что соответствует технологии проблемного обучения.
На этапе изучения нового материала была организована беседа с обучающимися по вопросам, плавно переходящие к изучению нового материала, которое проходило с помощью информационных технологий – презентации. Для закрепления первичного восприятие и усвоение нового теоретического материала ребятам были выданы карточки с задание « распределение пуговиц по квалификации».
В практической части урока проводилась была организованна групповая самостоятельная , разноуровневая работа обучающихся по выполнению, пришиванию пуговиц различными способами, опираясь на характеристику класса со слов учителя в данном классе обучаются три девочки ОВЗ , для них было выбрано задание более лёгкое, чем для остальных ( подробные, иллюстрированные инструкционные карты ), в ходе этой деятельности был предоставлен наглядный материал, технологические карты, план работы, правила соблюдения т/б и работы в группах, в итоге практической работы были предоставлен готовые оформленные работы обучающимися в альбом, который будет служить в дальнейшем как наглядный материал для уроков технологии. Обучающиеся проявили активность и интерес к данной теме, работали в команде дружно и соблюдали правила ТБ.
Формирование новых знаний обучающихся проводилось объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, методом, а получение новых навыков путем самостоятельной практической деятельности при консультационной помощи учителя. Материал излагался последовательно. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока и согласно возрастным особенностям детей.
На рефлексивно-оценочном этапе прошла оценка работ, качество выполнения. Обучающиеся справились с поставленными задачами. Оценивание производилось всей группы. Все обучающиеся получили максимальную оценку.
Для развития познавательного интереса к предмету было предложено творческое домашнее задание на выбор ребят.
Урок имеет практическую направленность. Каждый этап урока дает возможность ученику реально оценить свои силы, выбрать приемлемый только для него путь к успешному выполнению задания. Все методы, применяемые на уроке, соответствуют способностям и индивидуальным возможностям обучающихся. На всех этапах урока использованы оптимальные формы работы: фронтальная, групповая, форма обратной связи «учитель – ученик». Психологический климат урока поддерживался доброжелательным отношением учителя, посильностью задания для каждого ученика, атмосферой делового сотрудничества. На этапе рефлексии я использовала прием «Возьму с собой…». Большинство детей выбрали «Чемодан», то есть «Беру с собой все, что пригодится в дальнейшем», другая «Мясорубку» - «информацию переработаю». Никто из них не выбрал «Корзину» - «Все выброшу». Таким образом, благодаря оптимальному сочетанию методов, прием и форм работы цели урока достигнуты.
Начало формы