Технологическая карта урока технологии в 1 классе «Природа и изделие. Выполнение хохломской росписи»
Всероссийский конкурс для учителей начальных классов
«Инновации в начальной школе»
Технологическая карта урока технологии в 1 классе
Урок разработала и провела учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №54
с углубленным изучением отдельных предметов»
Авиастроительного района города Казани
Республики Татарстан
Лилия Алмазовна Садртдинова
Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы «Художественный труд и искусство» автор О. А. Куревина, Е. Е. Лутцева, Технология «Прекрасное рядом с тобой», 1-й класс.
Технологическая карта урока технологии в 1 классе
Образовательная система «Школа 2100»
Раздел «Технология ручной обработки материалов»
Тема. Природа и изделие. Выполнение хохломской росписи.(первый урок темы)
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: ознакомление обучающихся с историей возникновения хохломской росписи, с понятиями стежок, шов, выполнение практической работы с использованием шаблонов, иглы и ниток, соблюдая правила техники безопасности.
Задачи урока:
Воспитывать у учащихся эстетического отношения к действительности.
Научить детей использовать иголку и нитки по назначению, пользуясь правилами безопасности.
Развивать творчество детей и способствовать формированию у них эстетического вкуса.
Оборудование и материалы для реализации цели урока:
- проектор, веб-камера, ноутбук
-презентация, электронная физминутка
- деревянная ложка с хохломской росписью, ткань белая, игла, нитки, пяльцы, наперсток, шаблоны элементов хохломской росписи, простой карандаш, плакат «Хохломская роспись», карточки со словами «Легенда», «хохломская роспись», «ремесло», «стежок», «шов», «мастер».
Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД |
||
действия учителя |
действия учеников |
|||
I. Создание проблемной ситуации. |
- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Садитесь. - Отгадайте загадки. 1.Суп, салат, пюре, котлеты Подают всегда в … 2. По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с едой я отправляю в рот. Беседа. - Как одним словом назвать тарелку и ложку? Сегодня мы поговорим о посуде. -Какая посуда есть в каждом доме? -Из каких материалов бывает посуда? -Кто придумал посуду? -Как вы думаете, нужно ли украшать посуду? Для чего? В создании посуды большую роль играет художник: он конструирует посуду и украшает, делает опытный образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение. Но бывает посуда в одном экземпляре – авторская выставочная работа. У меня на столе спрятана одна вещь, которая относится к посуде. Угадайте, что это? Загадка.
Если я пуста бываю, - Посмотрите, какая это ложка. Непростая ложка. - У кого возникают вопросы? И какие? -Посмотрите, ребята, на узор этой ложки. Это узор непростой. - Что вы хотели бы узнать про узор? (Познавательные УУД) |
Ученики отвечают хором: (Тарелке)
(Ложка)
(Посуда)
(из фарфора, металла, стекла, глины и других материалов) (ответы детей)
(Ложка)
(Высказывания детей)
Все вопросы фиксируются, и учитель переходит к ознакомлению детей с историей хохломской росписи. |
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. Предметные результаты: -организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами под контролем учителя; -определять названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, с правилами работы ими; -выполнять разметку по шаблону; соблюдать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; Личностные результаты: -учимся называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, учимся делать выбор, какой поступок совершить.
|
|
II. Формулирование проблемы. |
– Так значит, какой главный вопрос урока? Если дети затрудняются, то учитель помогает сформулировать проблемный вопрос (Регулятивные УУД) |
Что за узор изображен на ложке-сувенире? Возможен другой вариант проблемного вопроса. |
||
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
-Посмотрите на экран. Учитель показывает детям презентацию об истории хохломской росписи, комментируя слайды. Зародилось это искусство в селе Хохлома Нижегородской области. В настоящее время в селе Семино существует фабрика «Хохломской художник». Посмотрите, какую замечательную посуду изготавливают мастера на этой фабрике. Обратите внимание, в каких цветах мастера расписывают посуду? А вот почему мастера используют эти краски, мы узнаем из легенды. – Что такое легенда?(Познавательные УУД) Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрельцов летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. -Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе. Чёрный цвет – цвет пепелища, земли. -Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду. -Какие элементы используют мастера в своей росписи? |
(В красных, желтых, зеленых и черных цветах)
(Легенда - это рассказ о том, что происходило в незапамятные времена) (Иконописец-мастер, который пишет иконы)
По ходу урока учитель вывешивает на доску карточки с новыми словами.
(Ягодки, травку, цветы, листочки) Учитель показывает слайды с элементами хохломской росписи. |
Физминутка. (используется электронная суперфизминутка, которая включает в себя гимнастику для глаз, физические упражнения, танцевальные движения) см. Приложение
Практическая работа. – Сегодня мы с вами попробуем себя в роли мастеров. Но мы с вами будем не рисовать узоры, а вышивать их. Достаньте салфетку, вставьте ее в пяльцы (это приспособление, удерживающее ткань, для удобства вышивания). У вас на партах лежат шаблоны цветов и ягод хохломской росписи. Сейчас мы с вами при помощи простого карандаша переведем шаблон на ткань. (Ребята работают, учитель показывает и помогает). (Регулятивные УУД, Предметные УУД).
Когда работа с шаблонами закончена, учитель предлагает детям достать иголку и нитку. Проговариваются правила безопасного использования иглы и нити. ( На экране презентация в игровой форме по технике безопасности). Далее учитель рассказывает ребятам, какой длины должна быть нить, что ее нужно отрезать, чтобы не пораниться. Когда ребята готовы двигаться дальше, учитель сообщает о том, сегодня мы попробуем освоить основу вышивки. С использованием веб-камеры учитель показывает детям на экране, как выполнять стежок «вперед иголку». Ребята пробуют сделать стежок самостоятельно, затем обшивают по контуру.
(Во время работы учитель контролирует работу детей и помогает тем, кто просит о помощи, а также ребята во время работы взаимодействуют друг с другом). Коммуникативные УУД.
Рефлексия. – Итак, ребята, убираем свои рабочие места. Иголку втыкаем в салфетку и убираем на место, собираем мусор.(Предметные УУД)
– Что нового узнали вы сегодня на уроке технологии? – Что научились делать?
Оцените свою работу на уроке.
---Красный кружок--- Я молодец!!!
---Зеленый кружок--- Мне нужно еще поработать.
---Синий кружок------Сегодня не мой день. (Личностные УУД).
- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось у вас сегодня. Когда потренируетесь, обязательно получится!!!
Евдакименко Виктория Викторовна