Технологическая карта урока технологии в 1 классе «Природа и изделие. Выполнение хохломской росписи»

1
0
Материал опубликован 30 January 2016

Всероссийский конкурс для учителей начальных классов

«Инновации в начальной школе»

Технологическая карта урока технологии в 1 классе

Урок разработала и провела учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №54

с углубленным изучением отдельных предметов»

Авиастроительного района города Казани

Республики Татарстан

Лилия Алмазовна Садртдинова

Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального  общего образования и авторской учебной программы «Художественный труд и искусство» автор О. А. Куревина, Е. Е. Лутцева, Технология «Прекрасное рядом с тобой», 1-й класс.

Технологическая карта урока технологии в 1 классе

Образовательная система «Школа 2100»

Раздел «Технология ручной обработки материалов»

Тема. Природа и изделие. Выполнение хохломской росписи.(первый урок темы)

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: ознакомление обучающихся с историей возникновения хохломской росписи, с понятиями стежок, шов, выполнение практической работы с использованием шаблонов, иглы и ниток, соблюдая правила техники безопасности.

Задачи урока:

Воспитывать у учащихся эстетического отношения к действительности.

Научить детей использовать иголку и нитки по назначению, пользуясь правилами безопасности.

Развивать творчество детей и способствовать формированию у них эстетического вкуса.

Оборудование и материалы для реализации цели урока:

- проектор, веб-камера, ноутбук

-презентация, электронная физминутка

- деревянная ложка с хохломской росписью, ткань белая, игла, нитки, пяльцы, наперсток, шаблоны элементов хохломской росписи, простой карандаш, плакат «Хохломская роспись», карточки со словами «Легенда», «хохломская роспись», «ремесло», «стежок», «шов», «мастер».

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

действия учителя

действия учеников

 

I. Создание проблемной ситуации.

- Добрый день, ребята!

 Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Садитесь.

- Отгадайте загадки.

1.Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в …

2. По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едой я отправляю в рот.

Беседа.

- Как одним словом назвать тарелку и ложку?

Сегодня мы поговорим о посуде.

-Какая посуда есть в каждом доме?

-Из каких материалов бывает посуда?

-Кто придумал посуду?

-Как вы думаете, нужно ли украшать посуду? Для чего?

В создании посуды большую роль играет художник: он конструирует посуду и украшает, делает опытный образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение. Но бывает посуда в одном экземпляре – авторская выставочная работа.

У меня на столе спрятана одна вещь, которая относится к посуде. Угадайте, что это?

Загадка.

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.

- Посмотрите, какая это ложка. Непростая ложка.

- У кого возникают вопросы? И какие?

-Посмотрите, ребята, на узор этой ложки. Это узор непростой.

- Что вы хотели бы узнать про узор?

(Познавательные УУД)

 

 

 

 

Ученики отвечают хором:

(Тарелке)

 

 

(Ложка)

 

 

 

(Посуда)

 

 

 

(из фарфора, металла, стекла, глины и других материалов)

(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ложка)

 

 

 

(Высказывания детей)

 

 

Все вопросы фиксируются, и учитель переходит к ознакомлению детей с историей хохломской росписи.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников информации:

ориентироваться в учебнике;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

слушать и понимать речь других.

Предметные результаты:

-организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами под контролем учителя;

-определять названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, с правилами работы ими;

-выполнять разметку по шаблону;

соблюдать технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

Личностные результаты:

-учимся называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, учимся делать выбор, какой поступок совершить.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

II.

Формулирование проблемы.

– Так значит, какой главный вопрос урока?

Если дети затрудняются, то учитель помогает сформулировать проблемный вопрос

(Регулятивные УУД)

Что за узор изображен на ложке-сувенире?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

-Посмотрите на экран.

Учитель показывает детям презентацию об истории хохломской росписи, комментируя слайды.

Зародилось это искусство в селе Хохлома Нижегородской области. В настоящее время в селе Семино существует фабрика «Хохломской художник». Посмотрите, какую замечательную посуду изготавливают мастера на этой фабрике.

Обратите внимание, в каких цветах мастера расписывают посуду?

А вот почему мастера используют эти краски, мы узнаем из легенды. – Что такое легенда?(Познавательные УУД)

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрельцов летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

-Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.

Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

-Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.

-Какие элементы используют мастера в своей росписи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(В красных, желтых, зеленых и черных цветах)


 

(Легенда - это рассказ о том, что происходило в незапамятные времена)

(Иконописец-мастер, который пишет иконы)

 

 

По ходу урока учитель вывешивает на доску карточки с новыми словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ягодки, травку, цветы, листочки)

Учитель показывает слайды с элементами хохломской росписи.

Физминутка. (используется электронная суперфизминутка, которая включает в себя гимнастику для глаз, физические упражнения, танцевальные движения) см. Приложение

Практическая работа. – Сегодня мы с вами попробуем себя в роли мастеров. Но мы с вами будем не рисовать узоры, а вышивать их. Достаньте салфетку, вставьте ее в пяльцы (это приспособление, удерживающее ткань, для удобства вышивания). У вас на партах лежат шаблоны цветов и ягод хохломской росписи. Сейчас мы с вами при помощи простого карандаша переведем шаблон на ткань. (Ребята работают, учитель показывает и помогает). (Регулятивные УУД, Предметные УУД).

Когда работа с шаблонами закончена, учитель предлагает детям достать иголку и нитку. Проговариваются правила безопасного использования иглы и нити. ( На экране презентация в игровой форме по технике безопасности). Далее учитель рассказывает ребятам, какой длины должна быть нить, что ее нужно отрезать, чтобы не пораниться. Когда ребята готовы двигаться дальше, учитель сообщает о том, сегодня мы попробуем освоить основу вышивки. С использованием веб-камеры учитель показывает детям на экране, как выполнять стежок «вперед иголку». Ребята пробуют сделать стежок самостоятельно, затем обшивают по контуру.

(Во время работы учитель контролирует работу детей и помогает тем, кто просит о помощи, а также ребята во время работы взаимодействуют друг с другом). Коммуникативные УУД.

Рефлексия. – Итак, ребята, убираем свои рабочие места. Иголку втыкаем в салфетку и убираем на место, собираем мусор.(Предметные УУД)

  – Что нового узнали вы сегодня на уроке технологии? – Что научились делать?

Оцените свою работу на уроке. 

---Красный кружок--- Я молодец!!!

---Зеленый кружок--- Мне нужно еще поработать.

---Синий кружок------Сегодня не мой день.         (Личностные УУД).


 

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось у вас сегодня. Когда потренируетесь, обязательно получится!!!


 

Комментарии

к сожалению, нет технического оснащения.

5 February 2016

Похожие публикации