Технологическая карта урока обществознания «Толерантность в молодежной среде» (11 класс)
Организационная информация |
|||||
Тема урока |
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры |
||||
Предмет |
Обществознание |
||||
Класс |
11 |
||||
Автор/ы урока (ФИО, должность) |
Петуашвили С.Э.- учитель информатики |
||||
Образовательное учреждение |
МБОУ гимназия №10 г.Шахты, Ростовская область |
||||
Методическая информация |
|||||
Тип урока (мероприятия, занятия) |
Учебное занятие |
||||
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1. Образовательные: формирование понятий: молодёжные течения, причины их возникновения, классификация субкультур, их отличительные черты. 2. Развивающие: развивать способности учащихся к обобщению, умозаключению, способствовать развитию аналитического мышления при анализе ответов на вопросы. 3. Воспитательные: развивать коммуникабельность, толерантность, уважение к мнению других людей.
|
||||
Задачи урока (мероприятия, занятия) |
Социокультурная задача: привлечение внимания к проблемам молодёжи |
||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
деловые или ролевые игры (социодрамма), использование компьютерного тестирования, групповые формы работы, игровые технологи |
||||
Время реализации урока (мероприятия, занятия) |
45 минут |
||||
Внимание!!! Ссылки на авторский видеоурок «Толерантность в молодёжной среде», демонстрирующий сценарий проведения урока |
|||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) |
Предполагаемые результаты урока: развитие умений и навыков самостоятельной работы; привитие интереса к предмету обществознание; активизация деятельности учащихся; более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения; становление новых отношений между учителем и учениками |
||||
Необходимое оборудование и материалы |
Мультимедийный проектор, компьютеры (ноутбуки) с доступом в Интернет |
||||
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) |
Flash-ролик «Субкультуры - за или против» (авторская разработка), рабочая тетрадь ученика, итоговый тест в программе «Excel» |
||||
Список учебной и дополнительной литературы |
Учебник ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10—11 классы, профильный уровень (210 ч) Авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук |
||||
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), |
|||||
Этапы урока |
Время (мин) |
Деятельность учителя и учеников. |
|||
Актуализация урока |
5 |
В рабочих тетрадях учащимися разгадывают кроссворд, который содержит вопросы, касающиеся тем предыдущих уроков и являющимися предпосылками для изучения темы «Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры». В результате выполнения этого задания учащиеся определяют ключевое слово «Толерантность», понятие которого лежит в основе данного урока. Учащиеся повторяют определение термина «Толерантность». |
|||
Изучение нового материала. |
Всего 30 |
Учащиеся запускают flash-ролик «Субкультуры за или против» и приступают к изучению пособия согласно предложенного учителем плана. Во время просмотра Flash- ролика «Субкультуры - за или против» учащиеся вместе с учителем с помощью меню ролика согласно плану ознакомления знакомятся с учебным материалом на компьютере. Примечание!!! За каждое выполненное задание учащиеся получают по 1 баллу. |
|||
.
|
5
3
5
5
5
7 |
Работа с пунктами Flash- ролика «Субкультуры - за или против» |
Скриншот сцены |
||
1.На странице главного меню учащиеся воспользуются кнопкой ролика «Наше слово» и изучают теоретический материал, который поможет выполнить им следующие задания в рабочей тетради. Задание №1. Определите причины возникновения проблемы «Отцы и дети». Задание №2. Перечислите причины возникновения молодежных субкультур. Задание №3. Укажите признаки неформальных объединений. |
|||||
Ознакомление учащихся с выдержками нормативного документа «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации» на страницах интерактивной книги. Вход на страницу через пункт ролика «Нормативные документы». Данный документ позволяет учащимся изучить его и в виде тезисов законспектировать в рабочую тетрадь (Задание №4). |
|||||
Перед ознакомлением учащихся с характеристиками субкультур им предлагается пройти анкетирование с помощью соответствующего меню ролика «Анкетирование». Итоговый результат опроса каждой группы собираются учителем, и анализируется с целью выявления отношения учащихся к неформальным объединениям. |
|||||
Ознакомление учащихся со стилем одежды представителей молодёжных течений в игровой форме с помощью меню ролика «Стиль одежды». Необходимо составить портрет представителей следующих субкультур: Эмо, Рокер, Рэпер из отдельных фрагментов. Затем расположить номера названий полученных субкультур в алфавитном порядке и нажать на кнопку Тест для получения соответствующей оценки. Процедура оценивания знаний запрограммирована во flash- ролике с помощью языка ActionScrip 2.0 . Первые пять учеников, которые соберут портреты представителей субкультур получат дополнительный балл. Данная методика вносит соревновательный характер и активизирует деятельность учеников. |
|||||
Ознакомление учащихся с музыкальными направлениями субкультур с помощью меню ролика «Хит парад» Для запуска музыкального автомата, проигрывающего музыку молодёжных течений необходимо установить курсор в поле ввода музыкального автомата и ввести название музыкального течения с помощью клавиатуры. Для просмотра клипа и прослушивания музыки щелкнуть на Start для остановки ролика кнопке Stop. Механизм работы музыкального автомата запрограммирован во flash- ролике с помощью языка ActionScrip 2.0. |
|||||
На соответствующей сцене реализована flash- анимация, указывающая на то, что в почти каждой субкультуре есть позитивные направления. Учащиеся составляют портрет современного тинэйджера, состоящего из положительных черт субкультур. Необходимо на скорость собрать пазлы портрета девушки Эллис. Внимание! Если пазл помещён в свою ячейку, то он становится непрозрачным и неподвижным. Механизм сборки пазлов запрограммирован во flash- ролике с помощью языка ActionScrip 2.0. Первые пять учеников, которые соберут портрет девушки Эллис получат дополнительный балл. |
|||||
Оценивание учащихся |
2 |
В зависимости от набранных баллов (максимальное кол-во баллов 11) учитель выставляет оценки: 8-11 баллов-5, 5-7 баллов-4, 3-4 балла-3, 2-1 балл-2. |
|||
Рефлексия |
5 |
Вначале урока каждая группа учащихся прошла анкетирование на предмет отношения учащихся к отдельным видам субкультур. Изменилось ли оно в процессе урока? С помощью тестирования детей можно ответь на ключевой вопрос урока. Каждый учащийся тестируется в программе Excel (см. итоговый тест.xls) и выясняет насколько изменился его уровень толерантности к представителям субкультур. |
|||
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) |
3 |
Разработайте сюжет для видеоролика «Я – Человек!» по рассмотренной теме: «Молодежные субкультуры». Учитывайте полученные знания и характеристики неформальных объединений, а так же основную идею ролика: «не важно, какому неформальному объединению принадлежит человек, важно, что бы он не потерял такие человеческие качества, как сострадание, любовь, толерантность. |
|||
Ссылки на видеоурок «Субкультуры», демонстрирующий сценарий проведения урока |
|||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
|||||
В помощь учителю |
|||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа, мультимедиа, каким образом осуществить |
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Таким образом, возникла необходимость в информационно- методической поддержке учебных материалов. С такой просьбой обратились учителя истории и обществознания гимназии №10 к учителям информатики. В результате было создано мультимедийное приложение к уроку «Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры». Почему выбрана эта тема? Во - первых, она затрагивает основные проблемы современной молодежи, ищет пути их решения, таким образом является одной из самых актуальных тем обществознания. Во – вторых, данную разработку можно применить также на внеклассных мероприятиях, затрагивающих социальные сферы жизнедеятельности. |