12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полина1662
Трудно говорить о себе, поэтому лучше скажу о севере республики, в которой я живу. В первую очередь хотелось бы отметить, что я живу в регионе богатом историей и традициями многих народов, пересказы которых просто бессмысленны......
Россия
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

Презентация 1 тема 1.
PPTX / 42.77 Мб

 

видео

Тема 1: Профессия, ее суть, виды и разновидности. (Определение признаков, средств трудовой деятельности характеристика профессий).

Ход занятия:

Вводная часть.

Просмотр видеоролика: «Профессии будущего».

Психолог: А знаете ли вы, что же такое профессия?

Профессия – род занятий, вид трудовой деятельности, требующий от определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике. (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии, отдельная отрасль науки техники мастерства или искусства. Например, профессия – учитель, а специальность: математик, биолог, физик, географ. Врач, а специальность: (называют ученики - терапевт, стоматолог, хирург, окулист, лор).

Игра разминка: «Азбука профессий».

Основная часть.

Психолог: Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.

Проведение тестирования. (Рекомендуемые тесты ДДО; методика «Профиль»; методика «Опросник типа мышления» и т.д.).

Психолог: В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, рода занятий и работы (Закон о занятости населения N 372-З от 8 января 2001 г.). Однако это право порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, о тех требованиях, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Ученые - социологи России подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства…Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем.

Выделим ряд качеств, необходимых человеку для выполнения любого труда:

добросовестность,

прилежность,

организованность,

инициативность,

умение переносить неудачи,

выдержка,

настойчивость,

внимание.

В последние годы появилось много профессий, связанных с обслуживанием компьютерных сетей (программист, системный администратор), рекламой (промоултеры, супервайзеры и т.д.), сферой торговли (менеджеры), бизнесом и финансами, меняется характер работы. Практически все профессии меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается новый характер труда. Поэтому необходимо получить всю информацию о будущей профессии. Давайте ближе познакомимся с тем, какие профессии появятся и в каких отраслях. Поможет нам в этом «Атлас новых профессий» Сколково.

«Атлас» – это поле возможностей, в котором вы сможете построить собственную траекторию движения в интересное будущее. Он поможет вам ответить на такие вопросы как: какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку.

«Атлас» включает в себя более 160 новых и устаревающих профессий в различных отраслях. Давайте посмотрим, что же это за отрасли, внимание на слайд.

Демонстрация презентации: «В мире новых профессий»

Психолог: Что значит «престижная профессия» для вас? (Ответы учащихся).

Понятие престижности, как мода, приходит и уходит. Пример: В 60-ти десятые годы профессия геолога или инженера конструктора были очень популярны. Некоторые абитуриенты при выборе профессии опираются на престижность и популярность. Ни для кого не секрет, что в нашей стране работа, связанная с физическим трудом, считается не престижной и подходящей лишь для тех, кого природа яко бы не наградила выдающимися умственными способностями. Именно поэтому большая часть школьных выпускников метит в юристы, экономисты, журналисты и т.д., а после окончания вуза с трудом находит работу по специальности. Представителей же «не престижных» рабочих специальностей довольно мало, однако их услуги востребованы и высоко оплачиваются. В последние годы стали одинаково востребованы и популярны профессии, связанные с программированием, интернет-технологиями и работой вычислительной техникой. Таким образом, престижность профессии зависит от состояния рынка труда.

Мозговой штурм.

Просмотр видеоролика: «Калейдоскоп профессий».

Незнание правил выбора профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией.

10. Психолог: Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Полистайте газеты с вакансиями (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

Перенос отношения к человеку на профессию.

Психолог: При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены – они не все такие.

Выбор профессии «за компанию».

Психолог: Не стоит подстраиваться под лучшего друга и идти в то или иное учебное заведение только потому, что он планирует туда поступить. Обычно такую ошибку совершают не очень уверенные в себе люди, испытывающие потребность в постоянном спутнике, советчике и наставнике. Если эта ситуация вам знакома, подумайте: интересна ли вам та или иная специальность, подходит ли она вашему характеру, состоянию здоровья, как вам давались школьные дисциплины, которые предстоит подробно изучать в вузе? Если вы хорошо обдумали вопрос и пришли к выводу, что выбранное другом учебное заведение вам не подходит, не стоит воспринимать это как трагедию. Ваша дружба не прекратится только потому, что друг станет медиком, а вы, к примеру, дизайнером. Пример: Вася идет на пожарного, он рискованный и решительный человек, а Коля, следуя за ним, но по своей натуре очень осторожный и рассудительный. В итоге Вася все-таки будет пожарным, а Коля вряд ли.

Неумение определить пути получения профессии.

Психолог: Выбор профессии связан с процессом принятия решений. Принятие решений вообще многим людям дается сложно. Здесь играют роль и определенные черты характера (например, нерешительность, неуверенность), и слабая информированность, и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственном, наиболее приемлемом варианте решения. При этом нужно отсечь другие, может быть, заманчивые, но мало реальные или имеющие отдаленные негативные последствия, варианты. Некоторые люди вообще предпочитают, чтобы за них принимал решения кто-то другой.

Игровое упражнение «Самая-самая».

Закрепление материала: заполнение таблицы.

Завершающая часть.

Обсуждение

Психолог: Итак, при выборе профессии нужно:

Уметь ориентироваться в большом количестве профессий.

Определиться в своих интересах. Посетить экскурсии на предприятиях.

Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию. Посетить дни открытых дверей.

Иметь основной и запасной вариант профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное).

Иметь (если возможно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за рабочим днем представителя привлекательной профессии (наблюдать нужно целый день), либо даже самому попробовать поработать немного в этой области.

Оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.

Иметь информацию о трудоустройстве после получения образования.

Подведение итогов занятия

Фронтальная беседа с учащимися.

Психолог:

- Что нового узнали на лекции?

- Нужно ли придерживаться определенных знаний при выборе профессии?

- Всегда ли можно избежать ошибок при выборе профессии?

13. Заключительное слово.

Притча «Все в твоих руках».

Психолог: Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, мастер ответил: - «Все в твоих руках». Все ваши жизненные обстоятельства находятся в ваших руках. И в любой момент времени у каждого из вас есть выбор – сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их.

В заключении нашего занятия мы вручаем вам буклеты с советом, как избежать ошибок при выборе профессий.


тема 1 видео 1
MP4 / 21.98 Мб

тема 1 видео 2
MP4 / 49.22 Мб

Содержание презентации
DOCX / 38.21 Кб

тема 1 игры и упражнения
DOCX / 35.83 Кб

аудио тема 1
M4A / 4.23 Мб

Пакет методик для реализации программы.
DOCX / 364.05 Кб

Бланк резюме
PNG / 35.89 Кб

Бланк трудового договора.
DOC / 159.5 Кб

Атлас Сколково.
PDF / 7.1 Мб
Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.