Конспект ООД для детей подготовительной группы «Небылицы. Творчество С.Я. Маршака»
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи, подготовительная группа
Интеграции образовательных областей: Познавательное, Речевое, Художественно-эстетическое, Социально-коммуникативное, Физическое развитие.
Тема: Небылицы. Творчество С.Я. Маршака.
Цель: Формировать интерес к словотворчеству.
Образовательные задачи:
Продолжить знакомство с творчеством известного детского поэта С.Я. Маршака.
Целенаправленно проводить подготовительную работу по составлению рифмованных текстов с детьми.
Формировать фонематический слух, автоматизацию звуков.
Продолжать формировать навыки учебной деятельности; действовать по предложенному плану.
Развивающие задачи: Развивать связную речь, через составление рифмованных текстов по типу – «лимерик».
Развивать логическое мышление и творческое воображение.
Развивать фразовую речь детей.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать интерес к сотрудничеству в команде.
Предварительная работа: чтение стихотворения С.Я. Маршака «Котята». Элементы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: моделирование, круги Луллия, способ составления рифмованных текстов по типу – Лимерик.
Оборудование: картинки: кошки, кота и котенка, выставка книг С.Я. Маршака и портрет поэта, круги Луллия, картинки: чайка – майка, кошка – ложка, шишка – мышка, елка – метелка, лисица – водица; модель лимерика.
Ход занятия:
1 Организационный момент, погружение в тему занятия:
В гости к детям приходит котенок, из знакомого стихотворения С.Я. Маршака и просит научить его сочинять стихи, чтобы стать умным и пойти в школу.
2 Основная часть: Игра «Чистоговорки»,
Котенок начинает – мы продолжаем:
-) РА-РА-РА – начинается (игра).
-) РО-РО-РО – потерял петух перо.
-) РУ-РУ-РУ – мышка спряталась в нору.
-) РЫ-РЫ-РЫ – у ребят в руках шары.
-) ОР-ОР-ОР – мы пошли гулять во двор.
Игра « Доскажи словечко»:
-) Не послушал зайка папу,
Отдавили зайке (лапу).
-) Дети в скверике сидели
И мороженое (ели).
-) Часто к озеру напиться
Ходит рыжая (лисица).
-) Мы не ели, мы не пили
Бабу снежную (лепили).
-) Как у нашей дочки
Розовые (щечки).
-) Я сегодня сбилась с ног,
У меня пропал (щенок).
Игра «Склад – несклад»: (круги Луллия - 2 круга).
Задание: Найди 2 картинки, которые подходят друг другу по рифме, (котенок все делает неправильно).
Варианты: гроза – коза, чайка – майка, топор – забор, конфета – газета, кольцо – яйцо, лягушка – подушка, дудочка – уточка, кошка – гармошка…
-) В какую игру мы играли вместе с котенком?
Котенка зовут Данилка, он очень любит придумывать всем разные обидные прозвища, то есть дразниться. Давайте поиграем в интересную игру «Дразнилка», (Данилка – дразнилка).
Цель: Учить подбирать слова и словосочетания с помощью суффиксов.
Возьми картинку и скажи, что этот объект умеет делать?
Кошка – умеет бегать. Если кошка умеет бегать, значит она кто? Бегалка.
Еще умеет прыгать – прыгалка, мяукать – мяукалка, царапать – царапалка,
Ходить – ходилка, кусать – кусалка, следить – следилка, смотреть – смотрелка, ловить – ловилка, ловишка и т.д.
3 Динамическая пауза, (движения в соответствии с текстом):
Осторожно, словно кошка,
До дивана, до окошка.
На носочках я пройдусь,
Сяду и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
4 Самостоятельная работа детей в командах (самокоррекция в индивидуальной работе).
-) Ребята, недавно мы познакомились с творчеством детского поэта, стихи которого знает весь мир. Назовите этого поэта, и какие стихотворения вы запомнили? Из какого стихотворения наш котенок, я дам подсказку, их было двое. А давайте мы тоже попробуем стать поэтами.
Игровое упражнение «Я начну, а ты продолжи»:
Котят в стихотворении было двое, поэтому они решили разделить детей на 2 команды и дать задание: придумать двустишие с предложенными словами и с опорой на модель.
Слова: кошка, картошка, окошко, гармошка.
Модель: Жил-был объект? Жила – была кошка,
На что похож? Была она похожа на картошку.
Что делал? Любила она сидеть на окошке,
С кем общался? И слушать песенки на гармошке.
Вывод: Вот какая была кошка – картошка!
Пальчиковая гимнастика:
Подставляй ладошку – расскажу про кошку.
Будем пальчики считать? Вот кулак, а вот ладошка.
На ладошку села кошка, и крадется потихоньку, ( пальчики крадутся по руке, как по дорожке и прячутся под подмышкой).
Видно мышка там живет.
Упражнение: зарисуй стишок, с помощью придуманных знаков.
5 Подведение итога занятия:
Игра: «Где мы были - мы расскажем, если нужно и покажем!»
Котята всех благодарят за помощь, и обещают придти к нам снова. Придумай, что бы ты сказал на прощание котятам и попробуй показать.
Приложение - Модель 24: освоение способа составления рифмованных текстов.
Список литературы
Сидорчук, Т.А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания / АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский Дом Печати», 2015 – 136с
Сидорчук,Т.А. Тематический конструктор по формированию коммуникативной компетентности детей 3-7 лет. (часть 1) / Под ред. Т.А. Сидорчук, г. Ульяновск, «Вектор-С», 2012.- 80с.
Сидорчук,Т.А, Лелюх.С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет.- М: АРКТИ, 2011.-40с.: ил. («Растем умными» (Технология ТРИЗ)).