Урок чтения в 1 классе «Буква «Я» и её звуки»
Тема урока: Буква «Я» и её звуки.
Цели: познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука; раскрыть роль буквы Я – показателя мягкости согласных звуков; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
Оборудование: презентация, буквы, карточки для звукового анализа слов.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
– Скажите, как называется наша страна? (Россия) Слайд 2.
- Прочитаем слово на доске РОССИЯ. (Из дерев. букв. )
– С помощью чего записано это слово? (С помощью букв.)
– А что мы произносили? (Звуки.)
– Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим.)
– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (Гласные и согласные.)
– Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»)
– Назовите гласные буквы этого слова, которые вам уже знакомы. (о и)
– Гласные образуют слоги, а ещё они управляют согласными в слоге-слиянии: делают согласный звук твёрдым или мягким.
- Какая гласная в этом слове обозначает мягкость согласного? (И)
- Какой согласный звук стал мягким? ([сʼ])
3. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы познакомимся с этой новой буквой и её звуками. Это буква Я. Слайд 3.
– Буква Я – хитрая буква, но мы раскроем все её секреты.
4. Изучение нового материала
1) Знакомство с буквой Я
– Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Тянется? (да)
– Какая это буква? (гласная)
– Каким цветом мы обозначаем гласные? (Красным. На доске появляется буква Я.)
– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Сколько звуков слышим? (два)
– Какие? ([йʼа])
- Происходит слияние двух звуков – мягкого согласного [йʼ] и гласного [а] – это слог-слияние. Какой схемой обозначим?
- Слияние 2-х звуков [йʼа] обозначается одной буквой Я. Буква Я – это гласная буква.
2) Слого-звуковой анализ слов
ЯБЛОКИ
- Посмотрите на экран. (Щелчок.) Что вы видите? (Яблоки)
- Составим звуковую схему слова ЯБЛОКИ. Разделим на слоги. (Хлопаем: ЯБ-ЛО-КИ. Схема на доске.)
- Сколько в слове слогов? (3 слога)
– Назовите 1 слог. ([йʼааааааб])
– Каким гласным образован этот слог? ([а]. Ставлю звук в схему.)
– Какой звук стоит перед ним? ([йʼ])
– Какой он? (согласный, мягкий)
– Происходит слияние звуков [йʼа] – это слог-слияние. (Ставлю схему.)
– Назовите ещё раз 1 слог. ([йʼааааааб])
– Какой ещё звук есть в слоге? (отдельный звук [б])
- Какой это звук? (Согл. тв. Ставлю схему.)
– Назовите 2 слог. ([лоооо])
– Какой гласной образован? ([о])
– Какой согласный стоит перед ним? ([л])
- Какой этот согласный – твёрдый или мягкий?
- Как обозначить этот слог-слияние? Подберите схему.
– Назовите 3 слог? ([кииии])
- Какой гласной образован слог? ([и])
– Какой согласный стоит перед ним? ([кʼ])
- Какой это согласный – твёрдый или мягкий? (Мягкий.)
- Почему он стал мягким? (Гласная И смягчила.)
- Это слог-слияние. Подберите схему к этому слогу.
– Какой слог ударный? Позовём. (первый)
– Назовите два звука первого слияния. ([йʼа])
– Какой буквой мы их обозначим? (Я. Ставлю букву Я над слиянием.)
- Кто сможет составить слово ЯБЛОКИ из букв? (Карточки с буквами.)
- Прочитаем слово на доске.
– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)
– Сделаем вывод: в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)
РАЯ
– А знаете, кто сорвал эти яблоки? (Нет.)
- Девочка по имени Рая. Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова РАЯ.
– Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога. На доске схема.)
– Назовите 1 слог. ([рааа])
– Каким гласным образован слог? ([а])
- Он находится в слиянии. Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])
– Какой он? (твёрдый)
- Подберите схему.
– Назовите 2 слог. ([йʼаааа])
– Каким гласным образовании слог? ([а])
– Он находится в слиянии. Назовите согласный перед ним. ([йʼ])
– Какой он? (мягкий)
– Подберите схему.
– Какой слог ударный? Позовём. (первый)
– Назовите звуки второго слияния. ([йʼа])
– Какой буквой мы их обозначили? (Я. Ставлю букву над слиянием.)
– Кто сможет составить слово РАЯ из букв? (Карточки с буквами.)
- Прочитаем слово. (Рая)
– Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)
– Сделаем вывод: буква Я обозначает два звука: [йʼ] и [а] в начале слова и после гласной буквы.
Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
ЯБЛОНЯ
- На каком дереве растут яблоки? (На яблоне. Щелчок.)
- Посмотрите на доску. Прочитаем слово ЯБЛОНЯ. (Под словом схема.)
- Сравните схемы слов ЯБЛОКИ и ЯБЛОНЯ. (Одинаковые.)
– Чем отличаются слова? (буквами)
– Что поменялось? (слияние –ки на –ня)
– Произнесите последний слог и послушайте его. (НЯ)
– Каким гласным образован? ([а])
– Какой буквой обозначен звук? (я)
– Какой звук стоит перед гласным звуком? ([нʼ])
– Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я?
– Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук.
– Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)
3) Чтение слогов-слияний с буквой Я
– Посмотрите на слоговую таблицу. Прочитаем слоги-слияния с буквой Я.
- Какую работу выполняет буква Я в слиянии? (Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.)
4) Работа по «Азбуке»
- Откройте «Азбуку» на с. 36. Прочитаем слова с буквой Я.
- Найдите 1-ый столбик слов. Прочитаем на экране. Слайд 4.
- Прочитаем в книге.
- Найдите в словах букву Я. Обозначьте красной точкой. Буква Я – гласная.
– Найдите и прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука. (Яма, ярко.)
– Найдите и прочитайте слово, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии. (Земля.)
- Какой согласный звук стал мягким? ([лʼ])
- Обозначьте зелёной точкой.
- Прочитаем слова 2-го столбика. Сначала на экране.
- Прочитаем в книге.
- Какие слова написаны с большой буквы? Почему? (Зоя, Ваня.)
- Найдите в словах букву Я. Обозначьте красной точкой. Буква Я – гласная.
– Найдите и прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука. (Зоя, маяк.)
– Найдите и прочитайте слово, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии. (Ваня.)
- Какой согласный звук стал мягким? ([нʼ])
- Обозначьте зелёной точкой.
5) Работа над предложением
- Прочитаем предложение на экране. Слайд 5. (У Якова санки.)
- Сколько слов в предложении? (3)
- Назовите 1-ое слово (2-ое, 3-е).
- С какой буквы пишется 1-ое слово в предложении? (С заглавной.)
- Как показать, что предложение закончилось? (Точка.)
- Найдите самое короткое слово в предложении. (У)
- У – это предлог, короткое слово.
- Какое слово стоит рядом с предлогом У? Прочитаем. (У Якова)
- Почему Якова написано с заглавной буквы? (Яков – имя мальчика.)
- Прочитаем последнее слово. (Санки.)
- Сколько букв в этом слове? (5)
- В каком ещё слове тоже 5 букв? (Якова)
- Прочитаем предложение ещё раз. (Хором, по одному.)
- Это предложение из рассказа, который называется «Зима». Рассказ вы прочитаете дома по «Азбуке» на с.37.
5. Подведение итогов урока
- А сейчас подведём итог урока. С какой буквой познакомились на уроке? (Я)
- Какая это буква: гласная или согласная?
- Какие звуки она обозначает, если стоит в начале слова или после гласного?
- А если буква Я стоит в слоге-слиянии, то какой звук она обозначает? ([а])
- Какую еще работу выполняет буква Я, когда стоит в слоге-слиянии? (Смягчает согласный звук.)
- Некоторые ребята на уроке работали лучше других, они получают «пятёрочки». Это…
6. Д/з
С. 36-37
Я
PPTX / 3.69 Мб