Урок чтения в 1 классе «Буква «Я» и её звуки»

2
0
Материал опубликован 3 January 2020 в группе

Тема урока: Буква «Я» и её звуки.

Цели: познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука; раскрыть роль буквы Я – показателя мягкости согласных звуков; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.

Оборудование: презентация, буквы, карточки для звукового анализа слов.

Ход урока:

1. Организационный момент                                               

2. Актуализация знаний  

– Скажите, как называется наша страна? (Россия) Слайд 2.

- Прочитаем слово на доске РОССИЯ. (Из дерев. букв. )

– С помощью чего записано это слово? (С помощью букв.)

– А что мы произносили? (Звуки.)

– Чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим.)

– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (Гласные и согласные.)

– Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»)

– Назовите гласные буквы этого слова, которые вам уже знакомы. (о и)

– Гласные образуют слоги, а ещё они управляют согласными в слоге-слиянии: делают согласный звук твёрдым или мягким.

- Какая гласная в этом слове обозначает мягкость согласного? (И)

- Какой согласный звук стал мягким? ([сʼ])

3. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с этой новой буквой и её звуками. Это буква Я. Слайд 3.

– Буква Я – хитрая буква, но мы раскроем все её секреты.

4. Изучение нового материала

1) Знакомство с буквой Я

– Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Тянется? (да)

– Какая это буква? (гласная)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (Красным. На доске появляется буква Я.)

– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим? (два)

– Какие? ([йʼа])

- Происходит слияние двух звуков – мягкого согласного [йʼ] и гласного [а] – это слог-слияние. Какой схемой обозначим?

- Слияние 2-х звуков [йʼа] обозначается одной буквой Я. Буква Я – это гласная буква.

2) Слого-звуковой анализ слов

ЯБЛОКИ

- Посмотрите на экран. (Щелчок.) Что вы видите? (Яблоки)

- Составим звуковую схему слова ЯБЛОКИ. Разделим на слоги. (Хлопаем: ЯБ-ЛО-КИ. Схема на доске.)

- Сколько в слове слогов? (3 слога)

– Назовите 1 слог. ([йʼааааааб])

– Каким гласным образован этот слог? ([а]. Ставлю звук в схему.)

– Какой звук стоит перед ним? ([йʼ])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Происходит слияние звуков [йʼа] – это слог-слияние. (Ставлю схему.)

– Назовите ещё раз 1 слог. ([йʼааааааб])

– Какой ещё звук есть в слоге? (отдельный звук [б])

- Какой это звук? (Согл. тв. Ставлю схему.)

– Назовите 2 слог. ([лоооо])

– Какой гласной образован? ([о])

– Какой согласный стоит перед ним? ([л])

- Какой этот согласный – твёрдый или мягкий?

- Как обозначить этот слог-слияние? Подберите схему.

– Назовите 3 слог? ([кииии])

- Какой гласной образован слог? ([и])

– Какой согласный стоит перед ним? ([кʼ])

- Какой это согласный – твёрдый или мягкий? (Мягкий.)

- Почему он стал мягким? (Гласная И смягчила.)

- Это слог-слияние. Подберите схему к этому слогу.

– Какой слог ударный? Позовём. (первый)

– Назовите два звука первого слияния. ([йʼа])

– Какой буквой мы их обозначим? (Я. Ставлю букву Я над слиянием.)

- Кто сможет составить слово ЯБЛОКИ из букв? (Карточки с буквами.)

- Прочитаем слово на доске.

– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)

– Сделаем вывод: в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)

РАЯ

– А знаете, кто сорвал эти яблоки? (Нет.)

- Девочка по имени Рая. Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова РАЯ.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога. На доске схема.)

– Назовите 1 слог. ([рааа])

– Каким гласным образован слог? ([а])

- Он находится в слиянии. Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])

– Какой он? (твёрдый)

- Подберите схему.

– Назовите 2 слог. ([йʼаааа])

– Каким гласным образовании слог? ([а])

– Он находится в слиянии. Назовите согласный перед ним. ([йʼ])

– Какой он? (мягкий)

– Подберите схему.

– Какой слог ударный? Позовём. (первый)

– Назовите звуки второго слияния. ([йʼа])

– Какой буквой мы их обозначили? (Я. Ставлю букву над слиянием.)

– Кто сможет составить слово РАЯ из букв? (Карточки с буквами.)

- Прочитаем слово. (Рая)

– Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)

– Сделаем вывод: буква Я обозначает два звука: [йʼ] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

ЯБЛОНЯ

- На каком дереве растут яблоки? (На яблоне. Щелчок.)

- Посмотрите на доску. Прочитаем слово ЯБЛОНЯ. (Под словом схема.)

- Сравните схемы слов ЯБЛОКИ и ЯБЛОНЯ. (Одинаковые.)

– Чем отличаются слова? (буквами)

– Что поменялось? (слияние –ки на –ня)

– Произнесите последний слог и послушайте его. (НЯ)

– Каким гласным образован? ([а])

– Какой буквой обозначен звук? (я)

– Какой звук стоит перед гласным звуком? ([нʼ])

– Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я?

– Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук.

– Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)      

3) Чтение слогов-слияний с буквой Я

– Посмотрите на слоговую таблицу. Прочитаем слоги-слияния с буквой Я.

- Какую работу выполняет буква Я в слиянии? (Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.)

4) Работа по «Азбуке»

- Откройте «Азбуку» на с. 36. Прочитаем слова с буквой Я.

- Найдите 1-ый столбик слов. Прочитаем на экране. Слайд 4.

- Прочитаем в книге.

- Найдите в словах букву Я. Обозначьте красной точкой. Буква Я – гласная.

– Найдите и прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука. (Яма, ярко.)

– Найдите и прочитайте слово, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии. (Земля.)

- Какой согласный звук стал мягким? ([лʼ])

- Обозначьте зелёной точкой.

- Прочитаем слова 2-го столбика. Сначала на экране.

- Прочитаем в книге.

- Какие слова написаны с большой буквы? Почему? (Зоя, Ваня.)

- Найдите в словах букву Я. Обозначьте красной точкой. Буква Я – гласная.

– Найдите и прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука. (Зоя, маяк.)

– Найдите и прочитайте слово, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии. (Ваня.)

- Какой согласный звук стал мягким? ([нʼ])

- Обозначьте зелёной точкой.

5) Работа над предложением

- Прочитаем предложение на экране. Слайд 5. (У Якова санки.)

- Сколько слов в предложении? (3)

- Назовите 1-ое слово (2-ое, 3-е).

- С какой буквы пишется 1-ое слово в предложении? (С заглавной.)

- Как показать, что предложение закончилось? (Точка.)

- Найдите самое короткое слово в предложении. (У)

- У – это предлог, короткое слово.

- Какое слово стоит рядом с предлогом У? Прочитаем. (У Якова)

- Почему Якова написано с заглавной буквы? (Яков – имя мальчика.)

- Прочитаем последнее слово. (Санки.)

- Сколько букв в этом слове? (5)

- В каком ещё слове тоже 5 букв? (Якова)

- Прочитаем предложение ещё раз. (Хором, по одному.)

- Это предложение из рассказа, который называется «Зима». Рассказ вы прочитаете дома по «Азбуке» на с.37.

5. Подведение итогов урока

- А сейчас подведём итог урока. С какой буквой познакомились на уроке? (Я)

- Какая это буква: гласная или согласная?

- Какие звуки она обозначает, если стоит в начале слова или после гласного?

- А если буква Я стоит в слоге-слиянии, то какой звук она обозначает? ([а])

- Какую еще работу выполняет буква Я, когда стоит в слоге-слиянии? (Смягчает согласный звук.)

- Некоторые ребята на уроке работали лучше других, они получают «пятёрочки». Это…

6. Д/з

С. 36-37​​​​​​​


Я
PPTX / 3.69 Мб

Комментарии
Комментариев пока нет.