12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Леонидовна11330
Россия, Ханты-Мансийский АО, Лангепас

 

Марченко Ирина Леонидовна

учитель математики, первая квалификационная категория

Место работы: Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа № 1»

ХМАО г. Лангепас

 

Пояснительная записка

В условиях введения ФГОС учитель сталкивается с необходимостью поиска технологий, способствующих достижению личностных и метапредметных результатов обучения.

Содержание предмета математики открывает широкие возможности для достижения познавательных универсальных учебных действий. Однако уровень мотивации обучающихся к изучению данного предмета, а так же индивидуальные особенности, не всегда способствуют достижению данных результатов. Дидактические игры позволяют учителю успешно справиться с данной задачей. Кроме того в процессе игры создаются благоприятные условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.

Предлагаю проект урока, который демонстрирует использование игровых технологий (в данном случае – имитационной игры) при изучении темы «Вычисления с многозначными числами».

Урок составлен в соответствии с Примерной программой по математике. Математика. Рабочая программа 5-6 классы. Предметная линия учебников И.И. Зубарева, А.Г. Мордковича. Данный урок - завершающий по теме. Опираясь на знания, полученные в начальных классах, а также –сформированные универсальные учебные действия, в ходе изучения темы продолжается формирование у обучающихся навыков при вычислениях с многозначными числами, развитие логического мышления, культуры речи, навыков общения, самоконтроля и самоанализа, воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, формирование общих способов интеллектуальной деятельности значимых для различных сфер жизни человека.

 

Проект урока математики, 5 класс

Тема урока: Вычисления с многозначными числами

Тип урока – деловая игра

Оборудование – компьютер, проектор, экран, правила работы в группе (приложение 1), правила игры (приложение 2), жетоны (приложение 3), протокол игры (приложение 4), дополнительное задание (приложение 5).

Цель урока:

  1. в направлении личностного развития:
  • развитие логического и критического мышления, куль­туры речи;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения
     2. в метапредметном направлении:
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • аргументировать свою точку зрения осуществлять контроль, коррекцию, уметь убеждать;
      3. в предметном направлении:
  • формирование у обучающихся вычислительных навыков при вычислениях с многозначными числами;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности значимых для различных сфер жизни.

Ход учебного занятия

Стадия вызова

Учитель: Ребята на слайде перед вами семь утверждений. Какие из утверждений верны, а какие нет? Из букв, соответствующим верным утверждениям, составьте слово и объясните его смысл.

1. В каждом феврале - 28 дней. (Р)

2. Слово «дерево» является - глаголом. (Е)

3. 1 тонна равна 1000 кг. (И)

4. Результат действия сложения – произведение. (С)

5. Число 99 наибольшее двухзначное число. (Г)

6. 0- натуральное число. (А).

7. 1кг ваты легче 1 кг сахара. (В)

Обучающиеся определят слово - «игра».

Учитель: Молодцы. Действительно сегодня наш урок пройдет в форме игры. Ребята! Сегодня нам с вами предстоит разыграть тендер. Кто-нибудь из Вас слышал, что это такое?

(ответы обучающихся)

Учитель: Тендер – это обычный конкурс между компаниями одного профиля деятельности. Победитель получает главный (и единственный) приз – эксклюзивное право заключить договор с фирмой-организатором тендера.

Сегодня я выступаю в роли фирмы-организатора. И предлагаю вам разыграть главный приз право на выполнение проекта «Магические квадраты», который мы с вами будем выполнять в октябре месяце.

Сейчас я вас познакомлю с правилами игры.

Правила игры

1. Каждая из четырех команд компания должна выбрать название фирмы, руководителя компании, который имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу и бухгалтера, который будет вести учет денежных средств.

2. Стартовый капитал каждой компании – 100 тыс. рублей.

3. Каждой фирме предлагается по очереди выбирать себе задание стоимостью от 5 до 20 тыс. рублей.

4. Если команда, представляющая данную фирму, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.

         5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:

         1) половину стоимости задания, если другая также не сможет ответить верно;

2) всю стоимость задания, если другая фирма дает правильный ответ, а команда, представляющая эту фирму, получает прибавку к своему капиталу, равную стоимости задания.

6. Команда может продать свое задание фирме по взаимному согласию, при решении задания ее капитал увеличивается на стоимость задания.

7. Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности.

 

Стоимость задания, тыс. руб.

5

10

15

20

Время

1мин.

1,5мин.

2мин.

2,5 мин.

Победителем считается фирма, у которой больше “денег”.

За неорганизованное поведение сотрудников, с фирмы будет удержана сумма 10 тыс. рублей

Стадия - осмысление

Конкурс управляющих «Жеребьевка»

Учитель: Сейчас я приглашаю руководителей фирм на жеребьевку определить, кто в какой последовательности начнет игру.

В какой последовательности управляющие выполнят задание в той последовательности команды – фирмы будут начинать игру.

Задание. Поменяйте в каждом слове порядок букв и составьте новое слово.

Лиса –(сила)

Щука –(куща)

Сани –(анис)

Карета –(ракета)

Колосок –(осколок)

Учитель: А сейчас после жеребьевки мы начинаем игру.

Конкурс команд-фирм

1. Задачи стоимостью 5 тыс. рублей.

Какое число нужно вписать в последнюю клеточку цепочки

1) 80:5= ? ∙ 3= ? : 6= ? +48= ? (56)

2) 96:8=? +13=? :5=? ∙ 9 =? (45)

3) 84:7= ? ∙ 8= ? - 26=? :10=? (7)

4) 108:9=?∙8=?+4=?:5=? (20)

5)112:4=?+16=?:11=?-4=? (0)

2. Задачи стоимость 10 тыс. рублей

1) Спортсмен прыгнул в длину на 7 м 20 см. Это в 4 раза больше чем его рост. Найдите рост спортсмена. (1 м 80 см)

2) В саду 72 яблони, их в 3 раза больше чем, чем груш. Сколько в саду яблонь и груш? ( 96)

3) Штангист в первой попытке поднял штангу массой 106 кг, а во второй на 27 кг больше. Найдите массу поднятую штангистом за две попытки. (239 кг)

4) Для освещения на одной из улиц установили 324 фонаря. Это в 3 раза больше чем на вторую. Сколько фонарей установили на двух улицах? (432 фонаря)

5) На школьную новогоднюю елку повесили 25 шаров и это в 5 раз меньше чем игрушек. Сколько шаров и игрушек повесили на новогоднюю елку? (150)

3. Задачи стоимостью 15 тыс. рублей

1) Восстановите “размазанные” цифры 3789+*8*7=6646    (3789+2857=6646)

2) Восстановите “размазанные” цифры *7*3+6*8*=12005   (5723+6282=12005)

3) Восстановите “размазанные” цифры **68+37**=8217      (4468+3749=8217)

4) Восстановите “размазанные” цифры 7*58-281*=4545     (7358-2813=4545)

5) Восстановите “размазанные” цифры *3*2*-*2*9=7579     (13828-6249=7579)

Задачи стоимость 20 тыс. рублей

1) Сырок стоит 6 рублей 70 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 50 рублей? (7 сырков)

2) Шоколадка стоит 20 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну — в подарок). Какое наибольшее количество шоколадок можно получить, потратив не более 150 рублей в воскресенье? (10 шоколадок)

3) На день рождения полагается дарить букет из нечетного числа цветов. Тюльпаны стоят 30 рублей за штуку. У Вани есть 500 рублей. Из какого наибольшего числа тюльпанов он может купить букет Маше на день рождения? (15 тюльпанов)

4) В школе есть трехместные туристические палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять в поход, в котором участвует 19 человек? (7 палаток)

5) В доме, в котором живёт Петя, один подъезд. На каждом этаже по шесть квартир. Петя живёт в квартире 50. На каком этаже живёт Петя? (9 этаж)

Стадия рефлексия. Подведение итогов.

Я предлагаю вам создать, синквейн выразив свое отношение к тому, что мы с вами на уроке делами, что нового узнали и чему научились.

Вручение грамот.

Список источников

Зубарева, И.И. Математика. 5 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович М.: Мнемозина,2018. - 270 с.: ил.

Виленкин, Н.Я., Жохов, В.И., и др. Учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. М.: Мнемозина. 2018,-280 с.

Шеврин, Л.Н. Математика. 5 класс учебник-собеседник/ Л.Н. Шеврин, А.Г.Гейн, И.О. Коряков, М.: Просвещение, 1994.- 319

http://mathege.ru/or/ege/Main «Открытый банк заданий по математике».

Приложение 1. Правила работы в группе.

1. Внимательно слушать задания.

2. Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи или опровергает их.

3. Выберите выступающего.

4. Помните, что успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.

5. Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.

6. Каждый член группы должен работать в полную меру, своих сил.

 

Приложение 2. Жетон.

Приложение 3. Правила игры.

1. Каждая из четырех команд компания должна выбрать название фирмы, руководителя компании, который имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу и бухгалтера, который будет вести учет денежных средств.

2. Стартовый капитал каждой компании – 100 тыс. рублей. 

3. Каждой фирме предлагается по очереди выбирать себе задание стоимостью от 5 до 20 тыс. рублей.

4.Если команда, представляющая данную фирму, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.

5.Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:

1) половину стоимости задания, если другая также не сможет ответить верно;

2) на всю стоимость задания, если другая фирма дает правильный ответ, а команда, представляющая эту фирму, получает прибавку к своему капиталу, равную стоимости задания.

6.Команда может продать свое задание фирме по взаимному согласию, при решении задания ее капитал увеличивается на стоимость задания. 

7. Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности.

 

Стоимость задания, тыс. руб.

5

10

15

20

Время

1мин.

1,5мин.

2мин.

2,5 мин.

Победителем считается фирма, у которой больше “денег”.

За неорганизованное поведение сотрудников, с фирмы будет удержана сумма 10 тыс. рублей

Приложение 4. Протокол игры каждой команды

 

5 тыс. рублей

10 тыс. рублей

15тыс. рублей

20 тыс. рублей

приход

расход

приход

расход

приход

расход

приход

расход

1.       

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       

 

 

 

 

 

 

 

 

3.       

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого выигрыш составил_______________

Приложение 5. Поставьте знаки и скобки, чтобы равенство было верным.

12345=2

(1+2+3+4):5=2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Колышкина Елена Владимировна, 09.09.21 в 11:29 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Леонидовна, за интересный урок математики в 5 классе! Игровой формат урока воспринимается детьми всегда на ура!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.