12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перевалова Ольга Николаевна572
Россия, Кировская обл., п. Андреевский Уржумского р-на

Тема: «ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»


ЦЕЛИ:

Существенно расширить круг геометрических задач, решаемых школьниками.

Познакомить учащихся с основными этапами жизни и деятельности Пифагора.

Осуществление межпредметной связи геометрии с алгеброй, географией, историей, биологией.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Чертежные инструменты.

Презентация Microsoft Office PowerPoint.


ХОД УРОКА:

Ход урока

Презентация

I.Организационный момент




II. Актуализация знаний

Учитель мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему и задачи урока с помощью игры «ДА,НЕТ»

Учащиеся заполняют таблицу



«Да»

«Нет»

«Не знаю»

Треугольник, у которого один угол прямой называется прямоугольным?




Стороны прямоугольного треугольника называются катетами и гипотенузой?




Гипотенузой называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла?




Длина гипотенузы больше катета?




Если катеты прямоугольного треугольника 3см и 4см., то гипотенуза равна 5см.




Если один из катетов прямоугольного треугольника 4см, гипотенуза – 6см, то другой катет 5см.




Длины катетов и гипотенузы прямоугольного треугольника связаны между собой равенством?




Я могу, зная две стороны прямоугольного треугольника найти третью.








III. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы приступает к изучению одной из важнейших теорем геометрии – теоремы Пифагора. Она является основой решения множества геометрических задач и базой изучения теоретического материала в дальнейшем. Докажем эту теорему и решим несколько задач с её применением, но сначала послушаем рассказ о математике, именем которого она названа, его подготовила………..

/Сообщение учащегося о жизни Пифагора/



Слайд 1

Слайд 2/портрет/

Пифагор сделал много важных открытий, но наибольшую славу учёному принесла доказанная им теорема, которая сейчас носит его имя.

Как формулируется теорема вы сможете сделать сами

Работа в группах /учащиеся выполняют работу по алгоритму/:

Посмотри внимательно на рисунок.

Из каких частей состоит большой квадрат?

Из каких частей состоят маленькие квадраты?

Сравни большой и маленькие квадраты.


________________________________


____________________________________


Как связаны площади большого и маленьких квадратов?



Найдите площадь большого квадрата


S =

Найдите площадь 1-го маленького квадрата

S =

Найдите площадь 2-го маленького квадрата

S =

Сравни правые части трех последних равенств

Сделай вывод


Как записать теорему Пифагора для прямоугольного треугольника АВС с катетами а, b и гипотенузой с ?

Сделайте вывод












Слайд 3

t1685678265aa.png



Учащиеся сравнивают свой вывод с формулировкой из учебника.

В современных учебниках теорема сформулирована так: "В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". Вы только, что доказали эту теорему одним из способов.

Слайд 4






Рассмотреть доказательство теоремы другим способом

Слайды 5,6t1685678265ab.png


t1685678265ac.png


IV Первичное закрепление знаний/Решение задач по готовым чертежам/

t1685678265ad.gif t1685678265ae.gif

Слайд 7

V.Физкультминутка / Игра «Верю, не верю»

«Верю»- поднимаются на носочки и тянут руки вверх

«Не верю»- приседают

1.Верите ли, вы, что  Пифагор родился в Древней Греции, но практически всю жизнь провел за пределами родины. /да/

2. Верите ли, вы, что теорема Пифагора была доказана до нашей эры/да/

3. Верите ли, вы, что доказав свою знаменитую теорему, Пифагор принес богам в жертву 100 быков /да/

4. Верите ли, вы, что Пифагор был участником олимпийских игр/да/

5. Одно из призваний гения — воспитание. Для всего придумывал правила. Верите ли, вы, что среди них было и такое: первым надевать правый ботинок /да/

6. Существует 10 способов доказательства теоремы. / «нет» На данный момент наукой зафиксировано более 400 способов

7. В древности т.Пифагора называли «теоремой невесты» / «да»/




VI.Применение знаний и умений при решении задач в новой ситуации

Решение задач

1) Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты.

Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?

t1685678265af.gif

2) В треугольнике АВС угол В -прямой, ВD – высота. АВ = 20, АД=16, ДС=9. Найдите сторону ВС.

t1685678265ag.gif


Слайд 8












Слайд 9

Слайд 10


VII. Рефлексия

Учитель: Помните

Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим
И таким простым путём
К результату мы придём.

Вернуться к игре «ДА, НЕТ» и вновь заполнить таблицу.

Ребята, может быть, вы что-нибудь слышали о теореме Пифагора? (…)

А ещё? (Пифагоровы штаны во все стороны равны.)

Действительно, это шуточная формулировка теоремы.


Слайд 11

t1685678265ah.png





Слайд 12t1685678265ai.png

VIII. Домашнее задание

1.№ учебника.

2. Найти другие способы доказательства теоремы

3. Как называли эту теорему в древности


IX. Итог

Слайды 13,14




Презентация к уроку "Теорема Пифагора"PPT / 1.48 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Перевалова Ольга Николаевна, 02.06.23 в 07:07 0Ответить Пожаловаться
Презентация "Теорема Пифагора"

Отредактировано 02-06-2023 07:14

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.