Урок на тему «Теорема Пифагора»
Разработка урока с использованием LEGO – технологий
ФИО: Чеботарева Ирина Вячеславовна
Должность: учитель математики
Предмет: геометрия
Тема: «Теорема Пифагора»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Участники: обучающиеся 8 класса
Цель урока: сформулировать и доказать теорему Пифагора; учить решать задачи на применение теоремы Пифагора при нахождении неизвестных сторон прямоугольного треугольника.
Задачи урока:
общеобразовательные:
подвести учащихся к формулировке теоремы Пифагора;
познакомить с формулировкой теоремы Пифагора;
организовать совместное доказательство теоремы Пифагора;
добиваться осознанного понимания как формулировки, так и последовательности доказательства теоремы Пифагора,
учить применять теорему Пифагора при решении задач.
воспитательные:
способствовать воспитанию дружеских отношений в коллективе,
положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности,
добросовестности и чувство ответственности за результаты своей работы;
создавать основу для индивидуального развития каждого учащегося.
развивающие:
продолжить развитие познавательного интереса к геометрии и к математике в целом;
способствовать развитию логического мышления;
совершенствовать способы активизации внимания учащихся;
продолжить работу по формированию потребности приобретения знаний.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
Знать теорему Пифагора.
Понимать, как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; с помощью учителя добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия: Теорема Пифагора
Ресурсы: -Учебник для общеобразовательных учреждений : «Геометрия 7-9 класс» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
- кубики ЛЕГО
- презентация к уроку
- интеллект – карта
I.Организационный этап.
Учитель: Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмём же ручки и мелок
И вместе сочиним урок.
II. Актуализация знаний.
Здравствуйте ребята! Начнём мы наш урок с повторения. Внимание на экран. Посмотрите на следующую цепочку:
5 класс (вид по сторонам и углам) 7 класс (соотношения между сторонами и углами) 8 класс (3 формулы для вычисления площади). Как вы думаете, о какой геометрической фигуре идёт речь?
Ученики: О треугольнике.
Учитель: Правильно. Ответьте, какие виды треугольников вам известны?
Ученики: Разносторонние, равнобедренные, равносторонние, тупоугольные, прямоугольные, остроугольные.
Учитель: Но сегодня мы поговорим о таком треугольнике, у которого одна из сторон носит название «натянутая тетива». Что это за треугольник?
Ученики: Прямоугольный.
Учитель: Верно. Перечислите всё, что вы знаете о этом треугольнике. Можете воспользоваться интеллект – картой.
Ученики:
Учитель: Ребята, о соотношении каких 3-х элементов прямоугольного треугольника мы ещё не говорили на уроках геометрии?
Ученики: Связь между гипотенузой и катетами.
Учитель: Верно. Данное открытие было сделано Пифагором, и теорема, доказанная им, была названа в его честь. А сейчас вопрос: назовите тему нашего урока и её цель.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Ученики: Тема урока – теорема Пифагора, цель – узнать формулировку теоремы Пифагора, доказать её, и с помощью этой теоремы решать задачи на нахождение неизвестных сторон прямоугольного треугольника.
Учитель: В школьном курсе мы будем доказывать эту теорему дважды, хотя доказательств существует не менее 400. Я вам предлагаю сформулировать эту теорему. И чтобы вам было легче с этой работой справиться, предлагаю вам использовать конструктор ЛЕГО.
IV. Открытие нового знания.
Ученики выполняют следующую работу: на сторонах прямоугольного треугольника построены квадраты. На катетах квадраты со сторонами 6 и 8, на гипотенузе – 10. Затем ученики делятся на 2 группы. Первая группа квадраты с катетов накладывает на квадрат гипотенузы. Квадраты совпадают. Ученики второй группы считают «пупрышки» на всех квадратах по отдельности, затем складывают их на квадратах, которые были расположены на катетах и сравнивают с «пупрышками» квадрата гипотенузы. Учащиеся обеих групп делают вывод: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Учитель: ребята, чтобы доказать нам теорему, нужно вспомнить ещё некоторые сведения.
- закончите формулу: (а+в)2 = …
- сформулируйте основные свойства площадей многоугольников ( площадь квадрата и площадь многоугольника, состоящего из нескольких многоугольников).
Используя свойства площадей многоугольников, докажем теорему.
Формулировку теоремы Пифагора легко запомнить, зная следующее восьмистишие:
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем.
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим
И таким простым путём
К результату мы придём.
А сейчас в интеллект – карте запишите формулы теоремы Пифагора.
V. Закрепление новых знаний.
Вычислите устно.
1. Катеты прямоугольного треугольника 7 см и 24 см. Вычислите гипотенузу треугольника. Ответ: 25 см.
2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 5 см, а один из катетов 3 см. Определите второй катет. Ответ: 4 см.
Учитель: оказывается, в Древнем Египте треугольник со сторонами 3см, 4 см, 5 см использовался древними египтянами для построения прямых углов и называется он египетский.
Теорема Пифагора достаточно широко применяется в практических задачах. Так и при сдаче ОГЭ выпускники 9 – х классов также сталкиваются с заданиями, базированными на применении геометрических заданий в реальной жизни. Как правило, при решении таких задач необходимо применить теорему Пифагора.
Предлагаю вам решить пару задач.
Задача № 1.
Мальчик прошел от дома по направлению на восток 800 м. Затем повернул на север и прошел 600 м. На каком расстоянии (в метрах) от дома оказался мальчик? |
|||
Решение: |
Задача № 2.
Пожарную лестницу длиной 10 м приставили к окну третьего этажа дома. Нижний конец лестницы отстоит от стены на 6 м. На какой высоте расположено окно? Ответ дайте в метрах. |
|||
Решение:
|
Работа по учебнику № 484.
VI. Самостоятельная работа по теме урока. (работа в парах)
.
Флагшток удерживается в вертикальном положении при помощи троса. Расстояние от основания флагштока до места крепления троса на земле равно 4,2 м. Длина троса равна 7 м. Найдите расстояние от земли до точки крепления троса. Ответ дайте в метрах. |
|||
Решение.
|
VII. Домашнее задание: параграф 55, № 483, задача 1 (из приложения). Найти в сети интернет другие доказательства теоремы Пифагора. Подготовить сообщение о Пифагоре.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учащиеся отвечают на вопросы:
-Что нового вы узнали на уроке?
-Сформулируйте теорему Пифагора.
-Для чего применяется теорема Пифагора?
-Удалось ли вам понять, как применяется теорема?
Приложение.
Задача 1.
Лестницу длиной 3 м прислонили к дереву. На какой высоте (в метрах) находится верхний её конец, если нижний конец отстоит от ствола дерева на 1,8 м? |
|||
Решение. a = 1,8 м, c = 3 м, b - ? м.
|
Презентация "Теорема Пифагора"
PPT / 1.32 Мб
Порошина Ольга Анатольевна
Кордина Нина
Дементьева Ирина Михайловна
Чеботарева Ирина Вячеславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Чеботарева Ирина Вячеславовна
Елена Золотилова