12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макшанова Ирина Александровна258
Материал размещён в группе «Все для воспитателя»
2

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Экологическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс. В настоящее время система дошкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний умений и навыков, которые направлены на рост и развитие экологической культуры.

В нашей стране приоритетность экологического образования официально закреплена в Конституции Российской Федерации, Законом РФ «Об охране окружающей природной среды». В данных документах актуализируется проблема создания системы всеобщего непрерывного экологического образования и определяется политика в данной сфере.

Педагоги С.Д. Дерябо, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева, подчеркивали, что планету может спасти лишь деятельность человека, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, в сознании того, что человек – это всего лишь часть природы. И такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры.

Классическая педагогика утверждала, что чем раньше начинать приобщать детей к природе, тем богаче будет их жизненный опыт.
Я.А. Коменский в XVII в. говорил, что усвоение людьми информации происходит легче всего и лучше в детском возрасте. В своём труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский вывел из законов природы законы воспитания и обучения, отметив, что образование наибольшую пользу приносит в раннем возрасте. В этот период детям легче привить полезные идеи, а также исправить имеющиеся недостатки. Я.А. Коменским выведено экологическое положение о взаимозависимости природы и человека, об их неразрывности, и доказано, что в человеческом обществе все процессы протекают подобно природным процессам. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что экологическое воспитание является одним из способов коррекции общего недоразвития речи. Связь детей с природой позволит скорректировать их недостатки, связанные с недоразвитием речи.

Многие русские просветители XIX в., призывали уйти от бездушного формального отношения к окружающему миру. Ими утверждалось, что знания об окружающем мире влияют на формирование моральных качеств ребенка и определяют его поведение. Средневековые просветители предлагали давать в детском саду ребенку полноценные знания о природе и при помощи различных педагогических средств, форм и методов расширять общение с ней.

Экологическое воспитание – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, а это в свою очередь способствует развитие речи у дошкольников.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики. Под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Экологическая культура – система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Это способность детей пользоваться своими экологическими знаниями в практической деятельности.

Экологическая культура включает в себя экологическое сознание, поведение и экологическое образование. Цель экологического образования отображена на схеме ниже (Рисунок 1).


t1649582296aa.gif


Рисунок 1 – Структура экологической культуры


Формирование экологической культуры – это становление правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим её, отношения к себе, как к части природы, осознание своих умений созидательно воздействовать с природой. Формирование экологической культуры можно рассматривать, как процесс элементарных навыков неразрушающего общения с дикой природой и творения ума и рук человека, элементарные знания о различиях живой и неживой природы.

Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда закладываются основы мировоззрения ребёнка, его отношения к себе, другим людям и окружающему миру. Цель формирования экологической культуры у детей с общим недоразвитием речи – это воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относится к природе, ценить и беречь её.

Дети с общим недоразвитием речи характеризуются нарушением формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах. У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

- позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4 годам, в крайнем случае к 6-7);

- речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

- экспрессивная речь отстает от имприссивной (ребенок понимает речь, обращенную к нему, но не может сам правильно выразить свои мысли);

- речь детей с ОНР малопонятная (I, II уровня развития речи по Р.Е. Левиной).

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.е. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами.

II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь.

IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причём, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

Дети с ОНР I уровня. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

Дети с ОНР II уровня. В речи детей вместе с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР III уровня. Дети пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

Дети с ОНР IV уровня. Дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения, и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Экологическое воспитание как способ речевого развития отмечали многие авторы. Об этом в своей статье пишет Н.И. Белошкова. Эстетическое восприятие природы и природных явлений вызывает у ребёнка положительные эмоциональные переживания, отмечает автор, что ведёт к потребности передать посредством речи своё эмоциональное состояние. Поэтому, очень важно создать такие условия, чтобы у детей появилось желание задать вопрос, поделиться своими чувствами и мыслями, сопоставить, сравнить, сделать выводы. Выход в связную речь является главным показателем уровня развития детской речи. В процессе эколого-логопедических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных.

Опытом работы по экологическому воспитанию как способом речевого развития ребенка делится в своей статье Дмитрова Л. Н.

Формирование экологической культуры у детей с общим недоразвитием речи играет интегративную роль во всей системе дошкольного образования. Оно выполняет следующие педагогические функции:

способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании дошкольника;

является существенным компонентом гуманизации всего дошкольного воспитания;

способствует формированию логического мышления, расширяет кругозор, развивает речевую деятельность;

расширяет возможности нравственного воспитания в процессе дошкольного обучения.

К компонентам экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста относят:

1) экологические знания;

2) экологические отношения в системе «человек-природа» и их оценки;

3) экологические переживания, связанные с состоянием как всей социоприродной среды, так и отдельных её компонентов;

4) волевые устремления во взаимодействии с миром природы;

5) поступки, обеспечивающие экологическую ответственность за состояние и улучшение окружающей среды.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

формирование экологических знаний;

и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Процедура диагностики в экологическом образовании еще недостаточно исследована, так как само это направление — относительно новое в образовании. Первые исследования по определению уровня экологической воспитанности дошкольников были проведены Т.А. Марковой.

Критерии оценки экологических знаний у детей дошкольного возраста:

Полнота (или объем знаний) - многообразие объектов и сторон познаваемого объекта;

Существенность знаний - выделение существенного в объекте;

Обобщенность знаний - выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса.

Системность знаний - познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Диагностику экологических знаний необходимо осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы.

Список литературы:

Габбасова, С.А. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / С.А. Габбасова// Дошкольная педагогика. – 2017. – № 1. – С. 21-25.

Денисова, О.А. Детская логопсихология [Текст]: учебник / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова [и др.]; под ред. О.А. Денисовой. - Москва: Владос, 2018. – 161 с.

учебно-методическое пособие / Л.П. Молодова. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128 с.

Маркова, Т.А. Как научить детей любить природу [Текст] / Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова// Дошкольная педагогика. 2004. № 4. – С. 8 – 11.

Маханева, М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 171 с.

-практической конференции. – Томск: Дельтаплан, 2017. – С.48-49.



Опубликовано в группе «Все для воспитателя»


Комментарии (1)

Сопронюк Мария Александровна, 04.12.22 в 08:53 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.