«Точки удивления» как опоры мотивации, активизирующей познавательную деятельность учащихся в проектной и исследовательской работе

2
0
Материал опубликован 19 September 2021 в группе

«Точки удивления» как опоры мотивации, активизирующей познавательную деятельность учащихся в проектной и исследовательской работе»


Дубовая Ирина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, I квалифицированная категория, МБОУ «СОШ№17», г. Усолье – Сибирское.


Тема: Прием «Удивляй!», как и зачем удивлять учеников?


Удивить – это значит заронить в детскую душу искорку интереса


Чем можно удивить ребёнка на уроке или внеурочном занятии?

Приём «удивление» рождает внутренний интерес к теме и позволяет удерживать внимание до конца урока. Удивление неотъемлемая часть проблемных ситуаций, которые также основаны на удивлении.

Точка удивления – термин введён российским филологом, культурологом Владимиром Соломоновичем Библером. Задача – формировать у ребенка точки удивления, т. е. помочь ему увидеть мир не как нечто определенное, очевидное и известное, а как нечто загадочное, удивительное, как предмет познавательного интереса.

Педагогический приём «Удивляй!» можно и нужно активно использовать сегодня в средней и старшей школе, он вызывает живой отклик у большинства учеников, но учитель должен быть готов и сам удивляться со своими учениками!

Приём «Точки удивления» в исследовательской и проектной работе ввожу постепенно, стараюсь брать интересные темы.

Продуктивно использование мини-исследований, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, реализуют творческий потенциал каждого ребёнка. Такие исследования занимают небольшое количество учебного времени, они могут быть как индивидуальными, так и проводиться группами учащихся. Например, при изучении творчества С. А. Есенина.

Например, в 5 – 6 классе исследовать, какую роль в стихах Есенина играет образ дерева или рассмотреть цветовую палитру в поэзии С. А. Есенина.

Рассмотреть 4-5 стихотворений:«3елёная причёска...», «Я покинул родимый дом...», «Хорошо под осеннюю свежесть...», «По-осеннему кычет сова...», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...», «Сестре Шуре» («Ты запой мне ту песню...»), «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Певущий зов».

Для пятиклассников очень интересными представляются сказки разных народов, проживающих на территории Восточной Сибири (русские, буряты, эвенки), обобщающим уроком, служит тема «Жильё народов Сибири», где рассматривается жильё жителей Сибири чум, юрта, дом. И в заключение урока точкой удивления служит работа в группах строительство чума.

Презентация творческих проектов учащихся – сборников «Мои любимые строки из учебной хрестоматии «Писатели Восточной Сибири». Учащиеся предлагают сборники стихотворений, объединяя стихи разных поэтов общей темой – Байкал, природа, любовь, Великая Отечественная война. Оформляют сборники в виде рукописных книг.

С появлением нового предмета родной язык при изучении таких разделов как «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта», учащиеся знакомятся с историей вещей, создают проект «Предметы быта». При изучении раздела «Наименования предметов традиционной русской одежды» точками удивления мини-проект - создание альбома «Народный праздничный костюм», выкройки для бумагопластики, выполнение объемной фигуры девушек и юношей в «Веселый хоровод».

В 9 классе при изучении творчества А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на интегрированном уроке «Письма любви» точкой удивления было письмо по кругу, перевод письма с английского языка.

Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
В заключение хочется сказать, что «точки удивления» системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно - исследовательской деятельности позволила достичь познавательных результатов.

Ребёнок безграничен – ищите ключ к нему, и он удивит Вас.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации