Урок истории в 6 классе «История Забайкалья. Толбага — стоянка верхнего палеолита»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Усть-Озёрская основная общеобразовательная школа
История Забайкалья
Тема: Толбага - стоянка верхнего палеолита.
Учитель истории Золотухина Нина Васильевна
Класс: 6
Тема урока: Толбага – стоянка верхнего палеолита.
Цели и задачи:
- сформировать у учащихся представление о верхнем палеолите;
- на примере древней стоянки Толбага проследить развитие Забайкалья в период верхнего палеолита;
- формировать у учащихся умение анализировать материал;
-давать собственную оценку археологическим находкам, давать их описание.
Планируемые результаты:
Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современного Забайкалья; осознавать закономерность развития человеческого общества с древности; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей Забайкалья в период верхнего палеолита.
Метапредметные УУД: организовывать учебную совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; работать с различными источниками информации; анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; классифицировать явления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории родного края, уважительное отношение к историческому наследию.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебная книга «Страницы древней истории Забайкалья», атлас «Читинской области и Агинского бурятского автономного округа».
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный | Итак, друзья, внимание– Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! Итак, урок истории Забайкалья. - Ребята, покажите мне ваше настроение знаком руки? - Замечательно, я рада, что у вас отличное настроение. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!». Как понимаете эти слова? | Организация рабочего места, проявление внимательности. На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника. |
2. Мотивационный. | Ребята обратите внимание на доску (слайд 2) - давайте назовем тему урока; - а что узнаем на уроке, чему будем учиться? | Слушают Отвечают на вопросы Называют тему урока Определяют задачи |
3. Введение в новый материал | Предлагает учащимся поработать с картами атласа и определить местоположение археологического памятника Толбага. | Работают с картами атласа стр.46, находят местоположение поселения Толбага, описывают местоположение, определяют по таблице стр. 46, к какой эпохе относится археологический памятник (палеолит 50-11 тыс. лет назад) |
4. Изучение нового материала. I. История открытия стоянки. | Рассказывает учащимся историю открытия стоянки. (слайды 3-7) | Слушают Отвечают на вопросы |
II. Находки стоянки. | Рассказывая о находках, (слайд 8) учитель обращает внимание учащихся на то, что следов обработки камня возле жилищ не обнаружено. - Как вы думаете, где толбагинцы делали орудия труда? Подвести учащихся к пониманию того, что у толбагинцев были летние поселения, где они занимались изготовлением орудий, так как практически все орудия труда изготовлены из речной гальки. | Отвечают на вопросы Работают со схемой «Изготовление орудий труда из гальки» стр.22 учебной книги. Рассказывают как и где применялись орудия труда. |
III. Занятия толбагинцев. | -Какие находки могут свидетельствовать о занятиях стоянки? Рассказывает об основных занятиях толбагинцев (слайд 9). -На поселении не было найдено ни одного черепа животных. О чём говорит этот факт? | Отвечают (кости животных, орудия труда и т.д.). Примерные ответы учащихся. (Охотились вдалеке от жилищ, разделывали животное на месте и выбрасывали ненужные, тяжелые части туши). |
4. Самостоятельная работа в группах. | Рассматривая вопрос об искусстве (слайд 10), предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание «Опишите скульптуру головы медведя» стр.22 учебной книги Обобщает ответы учащихся. Вывод: скульптура из Толбаги – древнейшее не только в Забайкалье, но и во всём мире. | - скульптура, передающая образ медведя, являлась вероятнее всего, тотемом; - находка доказывает, что толбагинцы были людьми разумными; |
5.Подведение итогов урока. Рефлексия. | Толбага – это ещё одна страница в истории Забайкалья, свидетельствующая о развитии человека в эпоху палеолита. Об этом говорят научные данные и наличие каменного инвентаря. | Выполняют упражнение «Светофор». Учащиеся «сигналят» карточками трех цветов: зелёной –«интересно, поучительно, побольше таких уроков»; жёлтой – «понравилось но не всё»; красной – «не понравилось, скучно». |
6. Домашнее задание. | Самостоятельно нарисовать животных, на которых охотились толбагинцы. | |
Спицына Любовь Ивановна