Урок истории в 6 классе «История Забайкалья. Толбага — стоянка верхнего палеолита»

2
1
Материал опубликован 18 February 2020 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Усть-Озёрская основная общеобразовательная школа









История Забайкалья

Тема: Толбага - стоянка верхнего палеолита.



Учитель истории Золотухина Нина Васильевна































Класс: 6

Тема урока: Толбага – стоянка верхнего палеолита.

Цели и задачи:

- сформировать у учащихся представление о верхнем палеолите;

- на примере древней стоянки Толбага проследить развитие Забайкалья в период верхнего палеолита;

- формировать у учащихся умение анализировать материал;

-давать собственную оценку археологическим находкам, давать их описание.

Планируемые результаты:

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современного Забайкалья; осознавать закономерность развития человеческого общества с древности; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей Забайкалья в период верхнего палеолита.

Метапредметные УУД: организовывать учебную совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; работать с различными источниками информации; анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; классифицировать явления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории родного края, уважительное отношение к историческому наследию.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебная книга «Страницы древней истории Забайкалья», атлас «Читинской области и Агинского бурятского автономного округа».






Организационная структура урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся


1.Организационный

Итак, друзья, внимание–

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

Итак, урок истории Забайкалья.

- Ребята, покажите мне ваше настроение знаком руки?

- Замечательно, я рада, что у вас отличное настроение.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!». Как понимаете эти слова?

Организация рабочего места, проявление внимательности.






На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.


2. Мотивационный.





Ребята обратите внимание на доску (слайд 2)

- давайте назовем тему урока;

- а что узнаем на уроке, чему будем учиться?




Слушают

Отвечают на вопросы

Называют тему урока

Определяют задачи


3. Введение в новый материал

Предлагает учащимся поработать с картами атласа и определить местоположение археологического памятника Толбага.

Работают с картами атласа стр.46, находят местоположение поселения Толбага, описывают местоположение, определяют по таблице стр. 46, к какой эпохе относится археологический памятник (палеолит 50-11 тыс. лет назад)

4. Изучение нового материала.


I. История открытия стоянки.

Рассказывает учащимся историю открытия стоянки. (слайды 3-7)

Слушают

Отвечают на вопросы


II. Находки стоянки.

Рассказывая о находках, (слайд 8) учитель обращает внимание учащихся на то, что следов обработки камня возле жилищ не обнаружено.

- Как вы думаете, где толбагинцы делали орудия труда?

Подвести учащихся к пониманию того, что у толбагинцев были летние поселения, где они занимались изготовлением орудий, так как практически все орудия труда изготовлены из речной гальки.


Отвечают на вопросы









Работают со схемой «Изготовление орудий труда из гальки» стр.22 учебной книги. Рассказывают как и где применялись орудия труда.


III. Занятия толбагинцев.

-Какие находки могут свидетельствовать о занятиях стоянки?

Рассказывает об основных занятиях толбагинцев (слайд 9).

-На поселении не было найдено ни одного черепа животных. О чём говорит этот факт?

Отвечают (кости животных, орудия труда и т.д.).



Примерные ответы учащихся. (Охотились вдалеке от жилищ, разделывали животное на месте и выбрасывали ненужные, тяжелые части туши).

4. Самостоятельная работа в группах.

Рассматривая вопрос об искусстве (слайд 10), предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание «Опишите скульптуру головы медведя» стр.22 учебной книги

Обобщает ответы учащихся.

Вывод: скульптура из Толбаги – древнейшее не только в Забайкалье, но и во всём мире.

- скульптура, передающая образ медведя, являлась вероятнее всего, тотемом;

- находка доказывает, что толбагинцы были людьми разумными;


5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Толбага – это ещё одна страница в истории Забайкалья, свидетельствующая о развитии человека в эпоху палеолита. Об этом говорят научные данные и наличие каменного инвентаря.



Выполняют упражнение «Светофор». Учащиеся «сигналят» карточками трех цветов: зелёной –«интересно, поучительно, побольше таких уроков»; жёлтой – «понравилось но не всё»; красной – «не понравилось, скучно».

6. Домашнее задание.

Самостоятельно нарисовать животных, на которых охотились толбагинцы.
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю, Нина Васильевна. информация познавательная, для меня новая.

18 February 2020