Конспект занятия на тему «Толерантность в современном мире» (6–9 классы)

7
1
Материал опубликован 27 January 2021


Тема занятия: «Толерантность в современном мире».


Конспект разработал: педагог – психолог Принцева О.И.


Цель: профилактика девиантного поведения в подростковой среде.

Задачи:

формирование чувства эмпатии, альтруизма и коллективизма;

побуждение воспитанников к взаимопомощи и взаимоподдержке;

осознание и принятие себя в контексте с окружающими людьми;

освоение конструктивного коллективного опыта решения проблем;

развитие способности к рефлексии.

Оборудование: стулья, зеркала, колокольчик, атрибуты для «театра-экспромта», шаблоны сердец, цветные карандаши, резиновые мячи, воздушные шары.


Ход занятия.

1 этап. Приветствие.

Упражнение «Поменяйтесь местами».

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я очень рада видеть вас на занятии. Наше занятие будет необычным. Сегодня вы научитесь лучше понимать друг друга; принимать чувства и переживания своих сверстников; научитесь работать коллективно и продуктивно. Сегодня мы с вами научимся помогать друг другу и решать все возникающие сложные ситуации конструктивным путем.

Воспитанники сидят в кругу. По заданию педагога-психолога они должны будут меняться с друг другом местами в том случае, если услышанная фраза к ним относится.

Педагог-психолог: Итак, поменяйтесь местами те:

кто часто конфликтует со своими родителями;

кто часто конфликтует со своими друзьями;

кто может оскорбить человека в спорной ситуации;

кто может (или уже это делал) применить физическую силу, чтобы доказать свою правоту;

кому бывает стыдно за свое грубое поведение;

кто не стесняется попросить прощения и признать свою ошибку;

кто всегда защищает слабых;

кто когда-нибудь сталкивался с работниками полиции;

кто знает основы российского законодательства;

кто всегда выступает на стороне правды.

Примечание: по желанию воспитанников любой из них может попробовать себя в роли ведущего.

Упражнение «Закончи фразу».

Педагог-психолог предлагает воспитанникам по очереди закончить следующие фразы:

Я имею право на…

Для меня правонарушение – это…

Документ, в котором прописаны права ребенка - …

Люди нарушают закон, потому что…

Уголовная ответственность за правонарушения наступает с…

Ответственность за конфликт между детьми несут...

Уголовный кодекс – это…

Я несу ответственность за…

Мои родители несут ответственность за…

Я могу противостоять правонарушениям, если…

Вредные (пагубные привычки) – это…

Я смогу самостоятельно построить свое счастливое будущее, если…

Примечание: по желанию воспитанников любой из них может попробовать себя в роли ведущего.

2 этап. Основная часть.

Упражнение «Зеркало».

Перед началом упражнения воспитанники рассматривают свое отражение в зеркале. Психолог отмечает, что зеркало отображает любые изменения в позе или мимики человека.

Далее среди воспитанников выбирается один ведущий, все остальные участники становятся его зеркальным отражением. Педагог-психолог проговаривает воспитанникам то, что те зеркала, в которые они превратятся, смогут передавать и звуки.

Педагог-психолог задает ведущему определенную конфликтную ситуацию:

Ты поругался с одноклассником, со злости схватил его телефон и выкинул в окно (телефон разбился) – хулиганство.

Ты с друзьями умышленно избил одноклассника – хулиганство.

Ты испортил сиденье в автобусе (разрисовал спинку, разорвал обивку) – вандализм.

Тебе очень хотелось новый телефон и ты украл его в магазине (продавец в это время отвернулся) – кража.

Ты знаешь тайну про своего друга и требуешь от него денег, чтобы не рассказывать всем об этом – вымогательство.

(Ведущий должен представить себя в этой ситуации и попытаться как можно более точнее изобразить свои эмоции, позы, движения. Остальные участники полностью «отзеркаливают» ведущего (выражение лица, слова, звуки, движения и прочее).

Краткое обсуждение упражнения.

Педагог-психолог: ребята, сейчас мы рассмотрели самые простые формы нарушения законодательства. Но существуют и более грубые виды нарушения закона РФ:

убийство (лишение человека жизни);

умышленное причинение вреда здоровью (тяжкое – травма, опасна для жизни или повлекшая за собой потерю зрения, слуха, речи или какого-либо органа или утрата органом его функции; средней – травма, неопасна для жизни, но вызвавшая длительное расстройство здоровья; легкой – незначительный вред здоровью без потери трудоспособности);

изнасилование (половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения);

грабеж (открытое хищение имущества);

терроризм (взрыв, поджог или иные действия, повлекшие за собой угрозу жизни и здоровью людей);

захват и удержание лица в качестве заложника;

заведомо ложное сообщение о взрыве, поджоге и прочих действиях;

действия, направленные на унижение человеческого достоинства (пол, раса, религия).

Упражнение «Головомяч».

Воспитанники разбиваются на пары и ложатся на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы головы партнеров оказались рядом друг с другом.

Педагог-психолог: положите мяч между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами.

2 вариант: поднять мяч только рукам, согнутыми в локтях.

3 вариант: поднять мяч только затылками.


Упражнение «Колокольчик».

Участники садятся (или становятся) в круг, выбирается водящий. Водящему завязывают глаза. Остальные участники аккуратно передают колокольчик по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком.

Упражнение «Театр-экспромт».

Действующие лица: мышка, лягушка, заяц, лиса, волчонок, мама волчонка, медведь, психолог, солнце, птички.

Педагог-психолог: сейчас мы с вами разыграем сказку «Теремок» на новый лад. Каждый из вас получит роль и он должен будет выполнять те действия, которые будут описаны в читаемом мной тексте.

Ярко и приветливо светило солнышко, пели прекрасные птички.

Шла МЫШКА (она была очень добрая и приветливая, никогда ни с кем не ругалась, не конфликтовала и всегда находила компромисс в спорных ситуациях).

Увидела мышка кирпичи (модульные блоки), построила из них теремок и стала в нем жить.

Идет мимо теремка ЛЯГУШКА (унижение человеческого достоинства) и плачет, слезы по щекам лапками растирает. Увидела мышка лягушку, выбежала из домика, взяла ее за лапку, обняла. Сели они на крылечко и стала мышка расспрашивать лягушку, что у нее случилось. Рассказала лягушка, что одноклассники ее не любят и постоянно обижают, смеются над ее зеленым цветом и большими глазами и лапками. Улыбнулась мышка и сказала, что у лягушки есть очень много достоинств: с такими лапками, как у нее можно научиться прекрасно танцевать (и стала мышка учить лягушку танцевать ламбаду, чтобы она смогла удивить всех на школьном танцевальном вечере). Научила мышка лягушку и задорно подмигивать глазками и широко улыбаться, и весело смеяться. И очень скоро все одноклассники увидели необычные способности лягушки и сразу стали с ней дружить (мышка и лягушка ушли в теремок).

Рядом с теремком играл ЗАЙЧИК (хулиганство) в мячик, баловался, баловался, пока мячик не попал в теремок. Выбежали мышка и лягушка, перепугались. А зайчик накричал на них, наругался: понастроили домом, поиграть совсем негде! Развернулся и ушел. Походил, походил зайчик вокруг деревьев и задумался: что-то не по себе ему на душе стало, обидел он зверушек без всякой причины. Вспомнил он, что в детстве ходил в центр «Гармония», где его научили извиняться за плохие поступки. Стало зайчику стыдно, пошел он обратно к теремку, извинился сначала перед мышкой, потом пред лягушкой и стали они вместе жить.

Однажды пошли лягушка и зайчик в магазин за яблоками для пирога, смотрят, а на прилавке осталось только три последних яблока, к которым уже протянула лапы хитрая ЛИСА (воровство) (она как раз тоже собралась печь пирог). Потянулись все звери сразу за яблоками, яблоки раскатились по полу. Никто из зверей уступить не хочет. А лиса два яблока взяла и спрятала, пока никто не видел. Услышала мышка шум, прибежала, стала яблоки собирать да зверей успокаивать. Обняла она лягушку, зайчика, лису и пригласила всех вместе пойти чай пить в теремок. Стыдно стало лисе, отдала она украденные яблоки и извинилась. Побыла лиса в гостях, да так ей там понравилась, что осталась она у них жить.

Время идет, вот пошла мышка гулять. Видит за деревьями ВОЛЧОНОК С МАМОЙ (унижение человеческого достоинства) ругается, кричит, ногами топает, по земле валяется, никуда идти не хочет. А мама стоит с ним рядом и ругает его на чем свет стоит, оскорбляет. Отвела мышка маму с волчонком к семейному психологу. Поговорил психолог с мамой, поиграл с волчонком, и перестали они ссориться.

Пошли мама с волчонком поблагодарить мышку и так им понравилось в теремке, что остались они в нем жить.

Живут все звери дружно в теремке, песни поют, хоровод водят. Как вдруг бежит к ним МЕДВЕДЬ (вандализм) и кричит, что тоже с ними будет жить. Не стал он вежливо проситься в дом, а сразу на крышу полез и разломал весь теремок. Заплакали звери, запечалились. Увидел мишка, что натворил и говорит: «Давайте мы все вместе построим большой теремок, чтобы всем в нем место было». Так звери и сделали и стали жить-поживать да добра наживать.


3 этап. Релаксация.

Упражнение «Шар злости».

Педагог-психолог: Возьмите в руки по воздушному шарику. Представьте все, что вас злит и раздражает. Начните выдыхать свою злость в шарики. Когда надуете шарик, крепко завяжите его. Теперь вам следует «лопнуть» вашу злость любым способом.


4 этап. Рефлексия.

Упражнение «Сердца доброты».

Перед участниками лежат заранее заготовленные шаблоны сердец.

Педагог-психолог: доброта всегда находится в нашем сердце. Сейчас я предлагаю вам раскрасить свое сердце. Затем воспитанники по очереди обмениваются друг с другом сердцами и говорят добрые пожелания (2 вариант: дарят сердца присутствующим в зале гостям).

Участники по очереди рассказывают педагогу-психологу, что им понравилось / не понравилось на занятии (стараются объяснить почему); что было выполнить легко, а что вызывало трудности (стараются объяснить почему).





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересное занятие!

27 January 2021