Конспект занятия на тему «Толерантность в современном мире» (6–9 классы)
Тема занятия: «Толерантность в современном мире».
Конспект разработал: педагог – психолог Принцева О.И.
Цель: профилактика девиантного поведения в подростковой среде.
Задачи:
формирование чувства эмпатии, альтруизма и коллективизма;
побуждение воспитанников к взаимопомощи и взаимоподдержке;
осознание и принятие себя в контексте с окружающими людьми;
освоение конструктивного коллективного опыта решения проблем;
развитие способности к рефлексии.
Оборудование: стулья, зеркала, колокольчик, атрибуты для «театра-экспромта», шаблоны сердец, цветные карандаши, резиновые мячи, воздушные шары.
Ход занятия.
1 этап. Приветствие.
Упражнение «Поменяйтесь местами».
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я очень рада видеть вас на занятии. Наше занятие будет необычным. Сегодня вы научитесь лучше понимать друг друга; принимать чувства и переживания своих сверстников; научитесь работать коллективно и продуктивно. Сегодня мы с вами научимся помогать друг другу и решать все возникающие сложные ситуации конструктивным путем.
Воспитанники сидят в кругу. По заданию педагога-психолога они должны будут меняться с друг другом местами в том случае, если услышанная фраза к ним относится.
Педагог-психолог: Итак, поменяйтесь местами те:
кто часто конфликтует со своими родителями;
кто часто конфликтует со своими друзьями;
кто может оскорбить человека в спорной ситуации;
кто может (или уже это делал) применить физическую силу, чтобы доказать свою правоту;
кому бывает стыдно за свое грубое поведение;
кто не стесняется попросить прощения и признать свою ошибку;
кто всегда защищает слабых;
кто когда-нибудь сталкивался с работниками полиции;
кто знает основы российского законодательства;
кто всегда выступает на стороне правды.
Примечание: по желанию воспитанников любой из них может попробовать себя в роли ведущего.
Упражнение «Закончи фразу».
Педагог-психолог предлагает воспитанникам по очереди закончить следующие фразы:
Я имею право на…
Для меня правонарушение – это…
Документ, в котором прописаны права ребенка - …
Люди нарушают закон, потому что…
Уголовная ответственность за правонарушения наступает с…
Ответственность за конфликт между детьми несут...
Уголовный кодекс – это…
Я несу ответственность за…
Мои родители несут ответственность за…
Я могу противостоять правонарушениям, если…
Вредные (пагубные привычки) – это…
Я смогу самостоятельно построить свое счастливое будущее, если…
Примечание: по желанию воспитанников любой из них может попробовать себя в роли ведущего.
2 этап. Основная часть.
Упражнение «Зеркало».
Перед началом упражнения воспитанники рассматривают свое отражение в зеркале. Психолог отмечает, что зеркало отображает любые изменения в позе или мимики человека.
Далее среди воспитанников выбирается один ведущий, все остальные участники становятся его зеркальным отражением. Педагог-психолог проговаривает воспитанникам то, что те зеркала, в которые они превратятся, смогут передавать и звуки.
Педагог-психолог задает ведущему определенную конфликтную ситуацию:
Ты поругался с одноклассником, со злости схватил его телефон и выкинул в окно (телефон разбился) – хулиганство.
Ты с друзьями умышленно избил одноклассника – хулиганство.
Ты испортил сиденье в автобусе (разрисовал спинку, разорвал обивку) – вандализм.
Тебе очень хотелось новый телефон и ты украл его в магазине (продавец в это время отвернулся) – кража.
Ты знаешь тайну про своего друга и требуешь от него денег, чтобы не рассказывать всем об этом – вымогательство.
(Ведущий должен представить себя в этой ситуации и попытаться как можно более точнее изобразить свои эмоции, позы, движения. Остальные участники полностью «отзеркаливают» ведущего (выражение лица, слова, звуки, движения и прочее).
Краткое обсуждение упражнения.
Педагог-психолог: ребята, сейчас мы рассмотрели самые простые формы нарушения законодательства. Но существуют и более грубые виды нарушения закона РФ:
убийство (лишение человека жизни);
умышленное причинение вреда здоровью (тяжкое – травма, опасна для жизни или повлекшая за собой потерю зрения, слуха, речи или какого-либо органа или утрата органом его функции; средней – травма, неопасна для жизни, но вызвавшая длительное расстройство здоровья; легкой – незначительный вред здоровью без потери трудоспособности);
изнасилование (половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения);
грабеж (открытое хищение имущества);
терроризм (взрыв, поджог или иные действия, повлекшие за собой угрозу жизни и здоровью людей);
захват и удержание лица в качестве заложника;
заведомо ложное сообщение о взрыве, поджоге и прочих действиях;
действия, направленные на унижение человеческого достоинства (пол, раса, религия).
Упражнение «Головомяч».
Воспитанники разбиваются на пары и ложатся на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы головы партнеров оказались рядом друг с другом.
Педагог-психолог: положите мяч между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами.
2 вариант: поднять мяч только рукам, согнутыми в локтях.
3 вариант: поднять мяч только затылками.
Упражнение «Колокольчик».
Участники садятся (или становятся) в круг, выбирается водящий. Водящему завязывают глаза. Остальные участники аккуратно передают колокольчик по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком.
Упражнение «Театр-экспромт».
Действующие лица: мышка, лягушка, заяц, лиса, волчонок, мама волчонка, медведь, психолог, солнце, птички.
Педагог-психолог: сейчас мы с вами разыграем сказку «Теремок» на новый лад. Каждый из вас получит роль и он должен будет выполнять те действия, которые будут описаны в читаемом мной тексте.
Ярко и приветливо светило солнышко, пели прекрасные птички.
Шла МЫШКА (она была очень добрая и приветливая, никогда ни с кем не ругалась, не конфликтовала и всегда находила компромисс в спорных ситуациях).
Увидела мышка кирпичи (модульные блоки), построила из них теремок и стала в нем жить.
Идет мимо теремка ЛЯГУШКА (унижение человеческого достоинства) и плачет, слезы по щекам лапками растирает. Увидела мышка лягушку, выбежала из домика, взяла ее за лапку, обняла. Сели они на крылечко и стала мышка расспрашивать лягушку, что у нее случилось. Рассказала лягушка, что одноклассники ее не любят и постоянно обижают, смеются над ее зеленым цветом и большими глазами и лапками. Улыбнулась мышка и сказала, что у лягушки есть очень много достоинств: с такими лапками, как у нее можно научиться прекрасно танцевать (и стала мышка учить лягушку танцевать ламбаду, чтобы она смогла удивить всех на школьном танцевальном вечере). Научила мышка лягушку и задорно подмигивать глазками и широко улыбаться, и весело смеяться. И очень скоро все одноклассники увидели необычные способности лягушки и сразу стали с ней дружить (мышка и лягушка ушли в теремок).
Рядом с теремком играл ЗАЙЧИК (хулиганство) в мячик, баловался, баловался, пока мячик не попал в теремок. Выбежали мышка и лягушка, перепугались. А зайчик накричал на них, наругался: понастроили домом, поиграть совсем негде! Развернулся и ушел. Походил, походил зайчик вокруг деревьев и задумался: что-то не по себе ему на душе стало, обидел он зверушек без всякой причины. Вспомнил он, что в детстве ходил в центр «Гармония», где его научили извиняться за плохие поступки. Стало зайчику стыдно, пошел он обратно к теремку, извинился сначала перед мышкой, потом пред лягушкой и стали они вместе жить.
Однажды пошли лягушка и зайчик в магазин за яблоками для пирога, смотрят, а на прилавке осталось только три последних яблока, к которым уже протянула лапы хитрая ЛИСА (воровство) (она как раз тоже собралась печь пирог). Потянулись все звери сразу за яблоками, яблоки раскатились по полу. Никто из зверей уступить не хочет. А лиса два яблока взяла и спрятала, пока никто не видел. Услышала мышка шум, прибежала, стала яблоки собирать да зверей успокаивать. Обняла она лягушку, зайчика, лису и пригласила всех вместе пойти чай пить в теремок. Стыдно стало лисе, отдала она украденные яблоки и извинилась. Побыла лиса в гостях, да так ей там понравилась, что осталась она у них жить.
Время идет, вот пошла мышка гулять. Видит за деревьями ВОЛЧОНОК С МАМОЙ (унижение человеческого достоинства) ругается, кричит, ногами топает, по земле валяется, никуда идти не хочет. А мама стоит с ним рядом и ругает его на чем свет стоит, оскорбляет. Отвела мышка маму с волчонком к семейному психологу. Поговорил психолог с мамой, поиграл с волчонком, и перестали они ссориться.
Пошли мама с волчонком поблагодарить мышку и так им понравилось в теремке, что остались они в нем жить.
Живут все звери дружно в теремке, песни поют, хоровод водят. Как вдруг бежит к ним МЕДВЕДЬ (вандализм) и кричит, что тоже с ними будет жить. Не стал он вежливо проситься в дом, а сразу на крышу полез и разломал весь теремок. Заплакали звери, запечалились. Увидел мишка, что натворил и говорит: «Давайте мы все вместе построим большой теремок, чтобы всем в нем место было». Так звери и сделали и стали жить-поживать да добра наживать.
3 этап. Релаксация.
Упражнение «Шар злости».
Педагог-психолог: Возьмите в руки по воздушному шарику. Представьте все, что вас злит и раздражает. Начните выдыхать свою злость в шарики. Когда надуете шарик, крепко завяжите его. Теперь вам следует «лопнуть» вашу злость любым способом.
4 этап. Рефлексия.
Упражнение «Сердца доброты».
Перед участниками лежат заранее заготовленные шаблоны сердец.
Педагог-психолог: доброта всегда находится в нашем сердце. Сейчас я предлагаю вам раскрасить свое сердце. Затем воспитанники по очереди обмениваются друг с другом сердцами и говорят добрые пожелания (2 вариант: дарят сердца присутствующим в зале гостям).
Участники по очереди рассказывают педагогу-психологу, что им понравилось / не понравилось на занятии (стараются объяснить почему); что было выполнить легко, а что вызывало трудности (стараются объяснить почему).
Фролова Надежда Михайловна