12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шлегель Наталья Сергеевна17

ТРЕВОЖНОСТЬ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ


На сегодняшний день крайне актуальной проблемой является повышающийся уровень тревожности школьников раннего юношеского возраста в период подготовки к ЕГЭ. Сама экзаменационная тревожность и неумение старшеклассника с ней совладать деструктивно влияет на его психическое состояние и в целом на успешность сдачи экзамена.

Психологический феномен тревожности рассматриваем как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [1]. В основном выделяют два вида тревожности: личностную и ситуативную. Ситуативная тревожность – состояние, возникающее, как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [1]. Постоянное ощущение тревожности неблагоприятно сказывается на психологическом и психическом здоровье человека, поэтому крайне необходимо своевременно выявить неблагоприятный уровень тревожности и скорректировать его, а также создавать условия психолого-педагогической поддержки школьников при решении учебных задач.

В рамках нашего исследования, которое было осуществлено на базе БОУ «СОШ №71», приняло участие учащиеся 11 класса в количестве 24 человека в возрасте 16-17 лет, были выбраны и использованы следующие методики: исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин); «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ); анкета «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю. Чибисовой); методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова).

Статистическая обработка была осуществлена исходя из цели, задач исследования и характеристик выборки. Почти у всех учеников средний уровень тревожности, этому способствует обстановка в школе, взаимоотношения учеников с друзьями и родителями, ученики чувствуют себя спокойно на территории школы.

Возрастной период старшеклассника является одним из самых сложных этапов в жизни человека, окончательно определяется физическое и психическое развитие человека. Период подготовки к ЕГЭ важный и трудный в жизни каждого старшеклассника, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности. Важные факторы, влияющие на уровень тревожности старшеклассников эта организация проведения самого экзамена.

Для решения обозначенной проблемы необходимо обеспечить взаимодействие учеников со школьным психологом, а также включить самих педагогов в процесс психолого-педагогического сопровождения старшеклассников при подготовке к экзаменам. Для поддержания психологического состояния школьников необходимо регулярно проводить профилактические занятия, беседы и игры. Мы считаем необходимым разработать перечень рекомендаций для педагогов и обучающихся раннего юношеского возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения школьников, что определяет перспективу нашего исследования.


1. Астапов В. М. Тревожность у детей: 2-е изд. доп. и испр. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.