Трудности формирования навыка письма у детей. Дисграфия и дизорфография: типология ошибок.
Трудности формирования навыка письма у детей.
Дисграфия и дизорфография: типология ошибок.
Основным критерием разграничения дисграфических и орфографических
ошибок является нарушенный принцип письма. Дисграфические ошибки искажают звуковой состав слова, это нарушение фонетического принципа письма (или правил графики). Они наблюдаются в сильных фонетических позициях, т.е. там, где выбор буквы очевиден: например, в ударной позиции для гласных, перед гласной для согласных.
Орфографические ошибки – это ошибки в усвоении орфограмм. Они
наблюдаются в слабых фонетических позициях и связаны с нарушением
морфологического, грамматического и традиционного принципов письма. В
начальной школе изучаются девять основных правил орфографии.
Названия двух типов ошибок могут вести к неверной догадке, что только дисграфические ошибки вызываются специфическими механизмами дисграфии. На самом деле определенные трудности в освоении письма закономерно проявляются и в дисграфических, и в орфографических ошибках.
Как правило, на начальных этапах обучения письму на первый план выходят трудности усвоения графики, т.е. дисграфические ошибки. В последующем с увеличением сложности орфографического материала, с одной стороны, и с накоплением стажа письма, с другой стороны, преобладающими становятся орфографические ошибки. Правила графики усваиваются, но путь в орфографию остается долгим и трудным. По наблюдениям многих авторов (Прищепова, Корнев, Величенкова, ), у детей с нарушениями письма имеется тесная связь между дисграфическими и орфографическими ошибками. Как правило, наряду
с пропусками, смешениями и другими специфическими ошибками имеется не меньшее количество «ошибок на правило». Это неудивительно, поскольку фонетическое письмо и письмо по правилу обеспечиваются сходными когнитивными механизмами.
Рассмотрим типы дисграфических ошибок. Сопоставим их с орфографическими ошибками.
Смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционноакустическим признакам звуки. В целом эта группа ошибок характерна для начальных этапов овладения письмом и не является частотной, не составляет существенной доли в общей массе дисграфических ошибок. Однако могут встречаться дети, для которых эти ошибки характерны. К этой группе относят смешения оппозиционных согласных и гласных звуков, т.е. звуков, которые отличаются лишь одним признаком.(«лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).Чтобы преодолеть этот вид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит. Ребенок будет продолжать угадывать буквы, обозначающих те или иные звуки.
Смешения букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в сильной позиции в слове (б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш):
собака - «сопака», три - «дри», «прожлый» -
прошлый, «тверь» – дверь, «укадал» – угадал.
Сделаю важное дополнение. Если в письме ребенка ошибок на парные звонкие – глухие согласные много, следует обратить внимание на физический слух. При тугоухости (а легкие ее степени могут остаться не диагностированными до школьного обучения) они становятся частотными.
Смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие согласные звуки
[c] - [ш], [з] - [ж], [с’] - [ш’]:
шишки - «шиски», привезли - «привежли», щенок -
«сенок».
Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты
Аффрикаты – сложные звуки, состоящие из
смычного и щелевого компонентов: [ч] – это [т’] и [щ], [ц]
– это [т] и [с].Поэтому в письме детей могут встречаться
следующие смешения: [ч] - [ц], [ч] - [щ], [ч] - [т’], [ц] - [с],
[ц] - [т], [ц] - [т’]:
часто - «цасто», щуки - «чуки», цветы - «светы».
Некоторые позиционные условия провоцируют ошибки такого типа.
Например, присутствие в слове конкурирующих звуков. Так, слова типа «птицы»,«учительница» очень часто пишутся с ошибками.
Смешения букв, обозначающих соноры, например [р] - [л], [л'] - [й]:
рубашка - «лубашка», лодка - «родка». Эти ошибки довольно редки.
Смешения букв, обозначающих гласные [о] - [у] в сильной позиции. В письме это смешения букв о-у, ё-ю: клюква – «клёква», наблюдали – «наблёдали»,окуни – «окони», на лугу – «на луго».
Замечу, что [у] в безударной позиции в спонтанном произношении все-таки
подвергается ослаблению артикуляции звука и изменение его звучания. И детям нужно некоторое время, чтобы фактически
запомнить написание многих слов. В школьной методике не предлагается проверять безударный [у].
(Сравните с орфографическими ошибками на парные звонкие/глухие согласные в корне. Их важно различать: дорошка, зёрныжко, тетрать, здача, прозьба. Орфографические ошибки: щастье, щитать.
Орфографические ошибки: одеваеца, децкий,синитца (синица),кузнитса (кузница).
Нарушения обозначения мягкости согласных на письме.
В русском письме мягкость согласных обозначается последующей буквой: мягким знаком или йотированной гласной. Это сложный алгоритм действий, к которому надо привыкнуть. Дети склонны упрощать программу.
Они не обозначают мягкость: пропускают мягкий знак или вместо
йотированной гласной пишут соответствующую нейотированную гласную (я → а, ю→ у, ё → о). Например, Люба – «Луба», берёза – «бероза», коньки – «конки»,большой – «болшой».
Данная ошибка встречается почти у всех первоклассников, но у некоторых
детей трудности обозначения мягкости имеются и в 3 классе, а также в более
старшем возрасте. Они не обязательно связаны с неразличением мягкости/твердости. Буква е практически никогда не заменяется на э, поскольку дети с ней встречаются крайне редко, особенно после согласной.
Пропуски элементов букв, букв и слогов – это одна из самых частых дисграфических ошибок: она доминирует в работах детей независимо от возраста: огороде - «огорде», молодой - «малдой», воробьи –«вороби», груша – «гуша». Пропуски отдельных букв встречаются чаще, чем пропуски слогов. Пропуски согласных несколько чаще наблюдаются в стечениях.
Перестановки букв и слогов. Обычно их немного. Работами
О.Б. Иншаковой показано, что эти ошибки чаще встречаются у детей с
признаками левшества: ковром - «корвом», все - «све»
Вставки букв также не являются частыми ошибками.
Девочка - «девочика», вестники – «верстники».
Написания типа «тигар», «ноябарь»,
«театор» следует считать скорее орфографическими
ошибками, т.к. они отражают упрощение сложного закрытого слога.
Персеверации элементов букв, букв и слогов. Ребенок повторяет букву,
слог или вместо нужной буквы (слога) воспроизводит уже написанную: магазин -«магазим», крынка – «крыннка», Грибы - «Ггрибы».
Повторы заглавной и строчной букв (Аа) впервые указала
И.Н. Садовникова. По ее мнению, это результат закрепления графомоторного стереотипа. Такие пары букв дети прописывают в некоторых прописях целыми строчками и позже инертно воспроизводят.
Орфографические ошибки: песьня, Насьтя, плащь, читаеш, рож, нет
тучь, шол (шёл),девчёнка. Орфографические ошибки: празник, сонце,
здраствуйте, шоссе Орфографические ошибки: длинна, будующее.
Смешения графически сходных букв. Смешения букв, сходных
по внешнему виду и написанию: рукописные варианты букв и-у, т-п, б-д, х-ж, л-м ит.д.: муха – «миха», мохнатый – «можнатый»
Эти ошибки называют оптическими смешениями или моторными. Такие ошибки могут возникать по разным причинам. Встречаются они очень часто, и их доля с возрастом может нарастать. В том числе и потому, что нарастает темп письма и требования к функциональной системе письма.
Зеркальное написание букв. Является естественной ошибкой
у дошкольников и первоклассников, но иногда можно увидеть зеркальность
у учеников 3 и 4 класса. Чаще дети поворачивают буквы вокруг вертикальной оси.В очень редких случаях можно наблюдать смешения строчных букв в и д, т и ш, т.е.поворот вокруг горизонтальной оси.
Нарушения обозначения границ слова. Эта ошибка традиционно относится логопедами к категории дисграфических, однако с нарушением фонетического принципа письма она не связана. Чаще всего дети затрудняются в написании предлогов и приставок. Такие ошибки школьная методика считает орфографическими. Наступила-«на ступила», в доме – «вдоме», светит луна – «светитлуна», брат – «б рат», кругом – «к ругом», искала – «и скала».
Нарушения обозначения границ предложения. Например, отсутствие заглавной буквы в начале предложения или точки в конце предложения. С лингвистической точки зрения, их скорее следует считать пунктуационными ошибками, но так же как и предыдущая группа, они традиционно включаются логопедами в число дисграфических. Они встречаются у младших школьников довольно часто.(Гуси вышли изодвора пошли на прутзашло солнышко потемнело поле из аврагарасползаеца сумрак)
Литература:
1.Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. – Минск: Аверсэв, 2006. – 104с. 2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил. 3. http://children.csa.ru/narusheniya_analizatorov/narusheniya_rechi/disgrafiya/ Детская патопсихология. Дисграфия. 4. http://dislekciy.blox.ua/2009/09/Vidy-disleksii.html Успешный ребенок и человек. Виды дислексии. Какалова Елена Викторовна. 5.http://www.dyslexia.ru/index.php?id=6 Одисграфии. Татьяна Гогуадзе. 6. http://www.dyslexia-dysgraphia.ru/genius.html Дислексия и коррекция. Известные дислексики. 7. http://www.solnet.ee/parents/log_58.html За советом к логопеду .Дислексия. Оксана Макерова. 8. http://school2.admsurgut.ru/infa/log/dis/Дисграфия. Ж.Н. Лысенкова.