Конспект занятия внеурочной деятельности в 5 классе «Сострадание и милосердие в современном мире»
Конспект занятия внеурочной деятельности в 5 А классе.
Учителя: учитель русского языка и литературы Волкова М.Р., учитель истории и обществознания Лаврентьева О.В.
Тема занятия: Творческая мастерская «Милосердие и сострадание в современном мире.»
Внеурочное занятие: 5 класс.
Цели и задачи урока:
Цели урока:
Углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для обучающихся материале.
Воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.
Задачи урока:
Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям. Дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого.
Развивать навыки работы с текстом, развивать речь, творческое и логическое мышление.
Создать условия для формирования у обучающихся чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формирование УУД:
личностные: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение делать выводы и обобщения;
познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты по смысловому восприятию текста; проводить аналогию между изучаемым объектом и собственным опытом;
коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;
узнают как милосердный человек должен относиться к людям;
обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в группах, работа с карточками.
Ресурсы:
- компьютер, проектор;
- презентация;
- мультфильм «Просто так!»;
- текст рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа»
- маршрутная карта урока;
-толковый словарь.
План занятия с хронометражем
I этап: Вводный (мотивационно - организационный) ( 7-10 минут):
Организация деятельности учащихся (1 минута).
Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так!» (2 минуты).
Рефлексия 1 этапа. Дети формулируют сами тему урока и записывают на 1 ступени лестницы: познание добра в маршрутном листе свое определение милосердия (1 минута).
Осмысление многогранности понятия «милосердия»(задания в маршрутных листах, слайдах презентации)- 3 минуты
II этап: Основной (информационно - аналитический) ( 15-20 минут):
Работа с текстом :
а) организационный момент – 1минута;
б) выполнение задания – 4 минуты;
в) презентация –10 минут;
Рефлексия II этапа урока (дети записывают выводы на 2 ступени лестницы познания добра в маршрутном листе) – 3 минуты.
III этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный) ( 6 минут):
Самостоятельная работа учащихся на 3 ступени лестницы познания добра в маршрутном листе – 3 минуты.
Дети озвучивают свои выводы – 1 минута.
Ход мероприятия
этап: Вводный (мотивационно - организационный)
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. (Хочу, потому что могу.)
Учитель: Ребята, здравствуйте! Поприветствуйте друг друга. Мне очень хочется, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.
А сейчас улыбнитесь друг другу, нам, гостям! Просто так! Посмотрите отрывок из мультфильма «Просто так!». Скажите, какой поступок совершил этот мальчик? (Цель показа мультфильма – пробудить интерес к теме, создать благожелательную обстановку в классе, мотивирующую обучающихся к учебной деятельности).
Слайд №1: мультфильм «Просто так!»
Учитель: Какие качества проявил мальчик? (Мальчик совершил добрый поступок, милосердный, проявил жалость, сострадание). Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
Учитель: Правильно. Мы будем говорить о милосердии и сострадании в современном мире.
Слайд №2,
Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Что такое милосердие? Что такое сострадание? Можно ли научиться милосердию? Кому и как нужно делать милосердные дела? )
2этап: Формирование новых знаний
Учитель: Давайте вместе будем находить ответы на эти вопросы. А как вы думаете, где мы можем узнать о значении слов милосердие и сострадание? (В Интернете, в библиотеке, из газет и журналов, телевидения, можно спросить у взрослых).
3 этап. Основной (информационно-аналитический) Открытие нового знания.
Цель: решение устных задач и обсуждение их решений.
(Способы: диалог, групповая работа.)
( Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания).
Учитель: Мы с вами разделились на группы.
Первая и третья группы поработает со словарем и найдет значение слова Милосердие в словаре. ( Прочитать вслух.)
Вторая группа найдет значение слова «Сострадание». (Проверка).
Что означает слово Милосердие? А сострадание? В дальнейшей работе поможет нам лестница познания милосердия. Я приготовила для вас маршрут движения по этой лестнице. Он у вас на парте. Возьмите его и шагните на I ступеньку (приложение).
Продолжите предложение и запишите значение этого слова. (Кратко дети записывают свое понимание слова «милосердия» на 1 ступени. Это сердце, которое любит, радует, жалеет, милует.
Учитель: Прежде, чем проверить мы с вами поменяемся местами. Теперь прочитайте и озвучьте те ответы, которые вам понравились.
Молодцы! (слайд 3)
4 этап Ситуационно-ролевая игра (кейс- технология)
Тип: прогнозирование
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Учитель: А теперь дальше продолжаем движение по маршрутному листу.
Так можно или нет научиться милосердию?
Сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.
Дети читают рассказ Л.Улицкой «Бумажная победа»:
«Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пирап-летчиков.
Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал её как унижение.
Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.
Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом.
Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Всё это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.
Геня стоял посреди двора и ошеломлённо вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.
Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. (12)Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо.Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери.
...Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.
— Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она.
— Я никого не хочу. (18)Не надо, мама, - попросил Геня.
— Надо, — коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.
Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. (21)Пригласила всех подряд, без разбора.
...Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги... Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
Он был великим мастером этого бумажного искусства...
(25)К четырём часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селёдкой и пирожки с рисом.
Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. (27)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой.
- Давайте в фанты,- предложила мать.
Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась - а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал:
- Это будет мой фант.»
6. Включение в систему знаний и повторение
1. Учитель: Вы получите задание по группам. На выполнение дается 3 минуты.
(Обучающиеся представляют свои варианты окончания рассказа.)
Учитель: Какие чувства вы испытывали?
Вопрос к фокус-группе.
Учитель: К какому варианту вы присоединитесь и почему?
Учитель: А теперь давайте узнаем, какое окончание рассказа.
Текст рассказа Л. Улицкой.:
«Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.
- Геня, сделай девочкам фанты,- попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб...
Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом..Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.
Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые...
Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.
Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...»
Учитель: Почему дети изменили своё отношение к Гене?
(Мать научила их быть милосердными).
Учитель: Давайте вместе шагнем на вторую ступеньку лестницы и ответим на вопросы. Что у вас получилось? Озвучьте!
5 этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный)
Цель: осознание обучающимися своей деятельности.
Учитель: Мы прошли две ступени нашего маршрута в познании тайны слова милосердие, сочувствовали и сострадали. Вы узнали, что такое милосердие. Вы учились быть милосердными вместе с героями наших сюжетов.
А теперь мы должны подняться на третью, самую высокую. Для этого давайте встанем в кружок и, скажем друг другу добрые слова. Каждое доброе слово несёт в себе силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто это слово сказал, и лишь потом тому, кому оно адресовано. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу (ребята говорят друг другу комплименты).
- Как много добрых слов вы знаете! Но не только слова, но и поступки у вас должны быть добрыми. Давайте скажем добрые слова нашим дорогим гостям. Кто желает? (ответы детей)
Учитель: Пусть все, о чем мы говорили, ляжет маленьким зернышком в ваше сердце, а вырастет добрыми делами. Спасибо вам за работу и за добрые ответы. До новых встреч!
Маршрут движения
Л естница познания милосердия
| | «Добрые слова» Скажи соседу комплимент ………………………………. ……………………………….. ………………………………….. |
| Что делает человека милосердным? (например: бескорыстность поступков)………………………. ……………………………………. …………………………………… ………………………………………
| |
Милосердие – это сердце, которое радует…………… …………………………… …………………………… …………………………... Сострадание- это умение ………………………… ………………………….. ………………………….. | | |