Конспект занятия внеурочной деятельности в 5 классе «Сострадание и милосердие в современном мире»

3
0
Материал опубликован 7 February 2020

Конспект занятия внеурочной деятельности в 5 А классе.

Учителя: учитель русского языка и литературы Волкова М.Р., учитель истории и обществознания Лаврентьева О.В.


Тема занятия: Творческая мастерская «Милосердие и сострадание в современном мире.»

Внеурочное занятие: 5 класс.

Цели и задачи урока:

Цели урока:

Углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для обучающихся материале.

Воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.

Задачи урока:

Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям. Дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого.

Развивать навыки работы с текстом, развивать речь, творческое и логическое мышление.

Создать условия для формирования у обучающихся чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование УУД:

личностные: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение делать выводы и обобщения;

познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты по смысловому восприятию текста; проводить аналогию между изучаемым объектом и собственным опытом;

коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Ожидаемые результаты:

обучающиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;

узнают как милосердный человек должен относиться к людям;

обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание.


Формы и виды деятельности: беседа, участие в диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в группах, работа с карточками.

Ресурсы:

- компьютер, проектор;

- презентация;

- мультфильм «Просто так!»;

- текст рассказа Л. Улицкой «Бумажная победа»

- маршрутная карта урока;

-толковый словарь.






















План занятия с хронометражем

I этап: Вводный (мотивационно - организационный) ( 7-10 минут):

Организация деятельности учащихся (1 минута).

Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так!» (2 минуты).

Рефлексия 1 этапа. Дети формулируют сами тему урока и записывают на 1 ступени лестницы: познание добра в маршрутном листе свое определение милосердия (1 минута).

Осмысление многогранности понятия «милосердия»(задания в маршрутных листах, слайдах презентации)- 3 минуты

II этап: Основной (информационно - аналитический) ( 15-20 минут):

Работа с текстом :

а) организационный момент – 1минута;

б) выполнение задания – 4 минуты;

в) презентация –10 минут;

Рефлексия II этапа урока (дети записывают выводы на 2 ступени лестницы познания добра в маршрутном листе) – 3 минуты.

III этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный) ( 6 минут):

Самостоятельная работа учащихся на 3 ступени лестницы познания добра в маршрутном листе – 3 минуты.

Дети озвучивают свои выводы – 1 минута.



Ход мероприятия

этап: Вводный (мотивационно - организационный)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. (Хочу, потому что могу.)

Учитель: Ребята, здравствуйте! Поприветствуйте друг друга. Мне очень хочется, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.

А сейчас улыбнитесь друг другу, нам, гостям! Просто так! Посмотрите отрывок из мультфильма «Просто так!». Скажите, какой поступок совершил этот мальчик? (Цель показа мультфильма – пробудить интерес к теме, создать благожелательную обстановку в классе, мотивирующую обучающихся к учебной деятельности).

Слайд №1: мультфильм «Просто так!»

Учитель: Какие качества проявил мальчик? (Мальчик совершил добрый поступок, милосердный, проявил жалость, сострадание). Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

Учитель: Правильно. Мы будем говорить о милосердии и сострадании в современном мире.

Слайд №2,

t1581060630aa.gif

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Что такое милосердие? Что такое сострадание? Можно ли научиться милосердию? Кому и как нужно делать милосердные дела? )

2этап: Формирование новых знаний

Учитель: Давайте вместе будем находить ответы на эти вопросы. А как вы думаете, где мы можем узнать о значении слов милосердие и сострадание? (В Интернете, в библиотеке, из газет и журналов, телевидения, можно спросить у взрослых).

3 этап. Основной (информационно-аналитический) Открытие нового знания.

Цель: решение устных задач и обсуждение их решений.

(Способы: диалог, групповая работа.)

( Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания).

Учитель: Мы с вами разделились на группы.

Первая и третья группы поработает со словарем и найдет значение слова Милосердие в словаре. ( Прочитать вслух.)

Вторая группа найдет значение слова «Сострадание». (Проверка).

Что означает слово Милосердие? А сострадание? В дальнейшей работе поможет нам лестница познания милосердия. Я приготовила для вас маршрут движения по этой лестнице. Он у вас на парте. Возьмите его и шагните на I ступеньку (приложение).

Продолжите предложение и запишите значение этого слова. (Кратко дети записывают свое понимание слова «милосердия» на 1 ступени. Это сердце, которое любит, радует, жалеет, милует.

Учитель: Прежде, чем проверить мы с вами поменяемся местами. Теперь прочитайте и озвучьте те ответы, которые вам понравились.

Молодцы! (слайд 3)

t1581060630ab.gif

4 этап Ситуационно-ролевая игра (кейс- технология)

Тип: прогнозирование

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Учитель: А теперь дальше продолжаем движение по маршрутному листу.

Так можно или нет научиться милосердию?

Сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.

Дети читают рассказ Л.Улицкой «Бумажная победа»:


«Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пирап-летчиков.

Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал её как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом.

Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Всё это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Геня стоял посреди двора и ошеломлённо вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. (12)Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо.Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери.

...Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она.

Я никого не хочу. (18)Не надо, мама, - попросил Геня.

Надо, — коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. (21)Пригласила всех подряд, без разбора.

...Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги... Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства...

(25)К четырём часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селёдкой и пирожки с рисом.

Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. (27)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой.

- Давайте в фанты,- предложила мать.

Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась - а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал:

- Это будет мой фант.»

6. Включение в систему знаний и повторение

1. Учитель: Вы получите задание по группам. На выполнение дается 3 минуты.

(Обучающиеся представляют свои варианты окончания рассказа.)

Учитель: Какие чувства вы испытывали?

Вопрос к фокус-группе.

Учитель: К какому варианту вы присоединитесь и почему?

Учитель: А теперь давайте узнаем, какое окончание рассказа.

Текст рассказа Л. Улицкой.:

«Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.

- Геня, сделай девочкам фанты,- попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб...

Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом..Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.

Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые...

Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.

Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...»

Учитель: Почему дети изменили своё отношение к Гене?

(Мать научила их быть милосердными).

Учитель: Давайте вместе шагнем на вторую ступеньку лестницы и ответим на вопросы. Что у вас получилось? Озвучьте!


5 этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный)

Цель: осознание обучающимися своей деятельности.

Учитель: Мы прошли две ступени нашего маршрута в познании тайны слова милосердие, сочувствовали и сострадали. Вы узнали, что такое милосердие. Вы учились быть милосердными вместе с героями наших сюжетов.

А теперь мы должны подняться на третью, самую высокую. Для этого давайте встанем в кружок и, скажем друг другу добрые слова. Каждое доброе слово несёт в себе силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто это слово сказал, и лишь потом тому, кому оно адресовано. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу (ребята говорят друг другу комплименты).

- Как много добрых слов вы знаете! Но не только слова, но и поступки у вас должны быть добрыми. Давайте скажем добрые слова нашим дорогим гостям. Кто желает? (ответы детей)

Учитель: Пусть все, о чем мы говорили, ляжет маленьким зернышком в ваше сердце, а вырастет добрыми делами. Спасибо вам за работу и за добрые ответы. До новых встреч!















Маршрут движения


Лt1581060630ac.png естница познания милосердия


t1581060630ac.png

«Добрые слова»

Скажи соседу комплимент

……………………………….

………………………………..

…………………………………..





t1581060630ac.png



Что делает человека милосердным?

(например: бескорыстность поступков)……………………….

…………………………………….

……………………………………

………………………………………


Милосердие – это сердце, которое радует……………

……………………………

……………………………

…………………………...

Сострадание- это умение …………………………

…………………………..

…………………………..













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.