Урок по обществознанию в 7 классе «Участие граждан в охране окружающей среды»
Изучение нового материала (решение проблемы урока)
Работа в группах
Учитель. Итак, тема урока обозначена и сразу же возникает вопрос: от кого нужно защищать окружающую среду?
Ответы учащихся.
Учитель. Для того, чтобы нагляднее в этом убедиться, выполним следующее задание: возьмите карточки синего цвета. Вам нужно разделить их на две группы, определив, что относится к причинам, а что к последствиям экологического кризиса.
Работа в группах, выполнение задания учащимися.
Слайды 5, 6
Учитель. Приведите, пожалуйста, свои примеры причин и последствий.
Ответы учащихся.
Учитель. Кто виноват в причинах?
Ответы учащихся.
Слайд 7 а
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что основной закон нашего государства - Конституция РФ - провозглашает право граждан на благоприятную окружающую среду. Защищая это право, также как и любое другое, государство создает законы – правила, выполнение которых обязательно для всех. О каком законе идет, в первую очередь, речь?
Ответы учащихся.
Учитель. Верно, это закон «Об охране окружающей среды». Т.о., защищая права, государство устанавливает и обязанности граждан.
Слайд 7 б
Назовите одну из основных обязанностей гражданина, имеющую прямое отношение к нашей теме (обязанность каждого гражданина сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).
Ответы учащихся.
Учитель. Что может сделать гражданин для защиты природы, давайте подумаем вместе.
Ответы учащихся.
Учитель. А знаете ли вы, что существует множество профессий, напрямую связанных с охраной природы? Назовите их (эколог, егерь, климатолог, озеленитель, охотовед, рыбовод, зверовод, орнитолог и др.).
Ответы учащихся.
Учитель. В ближайшее время эти профессии станут еще более востребованы. Как вы думаете, этот факт должен радовать или настораживать?
Ответы учащихся.
Учитель. Если мы хотим жить в благоприятной окружающей среде, то каждый из нас может и должен внести свой вклад в ее сохранение, т.е. следовать нашему девизу.
Я уверена, что каждый из вас, ребята, имеет свой опыт сохранения окружающей среды. Поднимите руки те, кто принимал участие в уборке территории?
- в озеленении школьного двора или кабинета?
- ухаживал за памятниками?
- изготавливал скворечники и кормушки для птиц?
- высаживал цветы или даже деревья?
Молодцы, все это и есть охрана природы.
Для того, чтобы увидеть, как граждане нашей страны участвуют в сохранении окружающей среды, я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию.
Внимание на экран.
Слайд 8
Просмотр слайдов, комментарий учителя (рекомендуется сделать упор на региональной составляющей).
1. Этой весной в Ставрополе более 100 школьников приняли участие в акции «Чистая земля». Ребята привели в порядок одно из любимых горожанами мест отдыха.
2. В Удмуртии стартовала акция «Весенняя неделя Добра», в рамках которой высаживались деревья, цветы и кустарники, а также была оказана помощи приюту для бездомных животных «Кот и пес».
3. Этой весной в городе Кирове появился молодой яблоневый сад.
4. В рамках всероссийской акции «Больше кислорода» школьниками нашего края было высажено около 200 тысяч саженцев сосны и акации. Из 150 школ были выбраны самые активные 23, из них 3 краснодарские школы - № 15, 76, 96.
5. Недавно по всей стране прошла акция «Субботка-переработка», за день жители нашего края собрали 208 тонн макулатуры.
Кстати, 100 кг макулатуры спасают 1 дерево, 1 тонна макулатуры экономит 1000 кВт/ч электроэнергии, из одной тонны бумажных отходов можно изготовить 25 тыс. тетрадей.
Эта акция будет проводиться каждый месяц.
6. В марте кубанские школьники смогли принять участие в конкурсе слоганов и логотипов для размещения на контейнерах для раздельного сбора твердых бытовых отходов (стекла, бумаги, пластика, жести). Такие контейнеры в скором времени будут установлены в Краснодаре.
7. Этой зимой воспитанниками школ и д/с края в парках и скверах было установлено около 7 тысяч кормушек для птиц.
8. И сегодня, 15 мая, каждый житель Кубани может стать участником международной экологической
Акции «500 уборок в один день», цель которой – сбор мусора по фракциям.