Статья «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»
Статья на тему: «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»
«Все наши замыслы, все поиски
И построения превращаются в прах,
Если у ученика нет желания учиться»
Сухомлинский В.А.
Прежде чем разобраться в проблеме замотивированности школьников и ее решить, необходимо знать какую роль мотивация играет в учебном процессе, учитель и ученик.
Ученик- это субъект учебной деятельности, именно на него направлено все внимание учебного процесса. В основе школьного образования лежит учебная деятельность.
Учебная деятельность –это деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Ученик, пришедший в школу, еще не обладает учебной деятельностью, основная задача учителя научить ученика учиться, то есть сформировать у него учебную деятельность. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая должна побуждаться адекватными мотивами.
Термин «мотивация» происходит от английского «movere» - «двигать». Мотивация – это то, что заставляет человека, двигает его на выполнение того или иного задания, поставленной цели. Мотивированный человек справляется с трудностями и достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Зачастую мы видим, что мотив теряет свою эффективность, он не работает. Это связано с тем, что мотивация ученика не связана с содержанием учебной деятельности в школе, вследствие этого мы прибегаем к методам внешних побуждений- пугаем удовлетворительной отметкой, возовом родителей в школу, страхом остаться на второй год - в школе, а дома родители приводят в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком, наказывают за плохие оценки, лишают гаджетов, прогулок, некоторые поощряют положительные успехи-деньгами. Но и это не всегда приводит к желаемому результату или действует очень непродолжительный период. В связи с этим учителя и родители задаются вопросом: «почему не работает?» Многие родители вспоминают свое детство (20-30 лет назад),помнят, что некоторые родители прибегали к точно таким же методам и результат был!
21 век-это век развития технологий и все мы знаем как трудно освоить новое оборудование взрослому и с какой легкостью ребенок может разобраться в той или иной программе или игре.
Несомненно, гаджеты значительно упрощают жизнь. Гаджеты в наших руках позволяют сэкономить много времени и ускоряют процесс получения информации, даже книгу в электронном формате прочитать проще, нежели идти в библиотеку. Вопрос другой, на сколько достоверна эта информация? Скорее всего мы, выросшие на книгах, в которых для того чтобы найти ответ на задание учителя приходилось пересмотреть, подобрать, прочитать, выписать и выучить много - можем отсеивать информацию ложную. В связи с необходимостью данного процесса, у нас формировались общеучебные умения и навыки: анализ, обобщение, синтез и другие- ключевые компетенции ученика, что способствовало успешному результату учебной деятельности (формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни).
В настоящее время ученики экономят еще больше времени- нет необходимости обладать данными операциями. Если есть гаджет и ты умеешь им управлять, то можно найти уже готовую информацию. Кроме этого в современном обществе появляются новые профессии и этим профессиям не учат в университетах и техникумах, с ней можно познакомиться в сети «Интернет», например,- блоггер. Зачастую, в роликах, представленных в сети, говорят и приводят пример о том, что «двоечник в школе, а сейчас- успешный человек», легко может достигнуть успеха (к чему стремятся школьники) не обладая красным дипломом о высшем образовании. Кроме этого доступность и возможности Интернета позволили детям оказаться в центре внимания, при этом, никто от них в этом виртуальном мире не требует научных знаний, а «всемирная известность, слава и финансы придут в скором времени» - думают они, а речи о своей социальной значимости в этом случае не идет.
И соответственно, все способы и примеры, которые были актуальны еще 5-10-15 лет назад уже полностью изжили себя в системе образования и воспитания, как мотивационные и основополагающие в достижении положительной реакции учебной деятельности школьника.
И так как в последнее время изменилась роль ученика, он становится активным участником образовательного процессы, а преподаватель – тьютором, проводником и помощником, который подтолкнет к выбору правильного ответа, позволит мыслить, а не предоставит уже готовую информацию.
Но как это сделать, если ученик не заинтересован. Нам необходимо воспользоваться тем, что так активно вошло в жизнь наших детей- гаджеты. Можно внедрять игры, большую популярность получили как интерактивные, так и настольные, в которые можно заложить основные понятия, термины, тезисы отдельных параграфов, тем, глав- дети, они же в первую очередь дети, а уже во вторую ученики, будут интуитивно играть следуя нашим правилам, а логику мы будем у них формировать. Так же дать возможность вести те же видеоблоги, ведь это современный аналог стенгазет, но направить на поиску информации, которая помогла бы им увеличить их рейтинг, сделать ее интересной, популярной, -это уже наука.
Панкова Татьяна Владимировна