Учебное занятие по Истории Древнего мира на тему «Государство на берегах Нила» (5 класс)
Исторический документ
DOC / 27.5 Кб
/data/files/x1631725539.doc (Исторический документ)
Рисунки к уроку
DOC / 47.5 Кб
/data/files/r1631725557.doc (Рисунки к уроку)
Презентация "Государство на берегах Нила"
PDF / 478.42 Кб
/data/files/r1631725700.pdf (Презентация "Государство на берегах Нила")Конспект учебного занятия
Город: Магнитогорск
МОУ «СОШ № 6»
Учитель: Обуткина Н.Л., учитель истории и обществознания высшая категория
Класс: 5
Тема учебного занятия: «Государство на берегах Нила»
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
1. изучить местоположение и природные условия Древнего Египта,
2. рассказать о возникновении государства в Древнем Египте,
3. обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»,
4. продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия):
1. карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» (на CD «История Древнего мира и средних веков»),
2. иллюстрации,
3. проектор,
4. презентация к уроку.
Дидактические материалы к учебному занятию:
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека,
CD «История Древнего мира и средних веков».
Термины и понятия:
Папирус,
Дельта,
Оазис,
Фараон,
Ирригация,
Канал,
Плотины,
Цивилизация.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |||||
I. Оргмомент | 3 мин. | | |||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Приветствие классу, проверка готовности к уроку | Приветствие учителю | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |||||
II. Закрепление пройденного материала | 3 мин. | Презентация к уроку. | |||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Начало просмотра презентации (слайд 1, 2, 3) Для закрепления пройденного материала решим историческую задачу: В 332 году до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским. Сколько лет прошло с тех пор? | Ответ: 332 + 2006=2338 (лет) | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |||||
III. Изучение новой темы | 27 мин. | Презентация к уроку CD «История Древнего мира и средних веков»: Хранилище информационных объектов/Древний Восток/Древний Египет/Карта Древнего Египта Хранилище информационных объектов/Древний Восток/Древний Египет/Нил | |||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
1). От первобытности к цивилизации. Государства, существовавшие в 4 тысячелетии до нашей эры – первой половине 1 тысячелетия нашей эры на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии в исторической литературе принято называть Древневосточными. Это название условное. Оно восходит к периоду Древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта. Впервые мы с вами будем изучать древнюю историю отдельной страны, причем, страны, существующей и ныне. Просмотр презентации (слайд 4). Прочитайте текст на стр 32 учебника и изучите местоположение и природные условия Древнего Египта. (показ карты Древнего Египта с помощью видеопроектора) Беседа по прочитанному материалу: Что называется цивилизацией? Как называется страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Cредиземного моря? 2). Древние историки о Египте. Просмотр презентации (слайд 5). Хотя систематизированное и научное изучение Египта началось только в 19 столетии, но и историки прошлого уделяли Египту достаточно много внимания. Так, «отец истории» Геродот проплыл по Нилу от северных До южных границ страны, увидел много старинных памятников, беседовал со знающими греческий язык египтянами о прошлом их родины. Другой грек — писатель Плутарх — посвятил целую книгу египетской религии. Его произведение называлось «Об Исиде и Осирисе». Конечно, не все, сообщенное в этих книгах, соответствовало истине. Так, со слов своих египетских собеседников, Геродот отмечал, что египтяне во времена правления фараона Сесостриса доходили с завоевательными походами до современной территории России — северного берега Черного моря. Но позднейшие исследования показали, что египтяне никогда там не были. Но в целом книгами древних авторов можно пользоваться как интересным источником знаний о древнем Египте. Сегодня с вами мы познакомимся с отрывком из работ греческого историка Диодора Сицилийского, жившего в I в. до н.э. В его труде «Историческая библиотека», который насчитывал 40 томов, описана история Египта, Вавилона, Ассирии. До наших дней дошло 14 книг из его «Библиотеки». 3). Разливы Нила. Большое значение для жизни и развития страны имел Нил. Посмотрим видеоролик об этой реке. Просмотр презентации (слайд 6). Беседа по содержанию документа и параллельная работа по карте (учебник Вигасина А.А., стр. 31): Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? Где находится Египет? Чем защищен Египет с запада? Чем защищена восточная часть страны? Каким морем омывается северная часть страны? Какой рельеф имеет страна? О какой реке идет речь в документе? Где берет свое начало река Нил? Куда впадает Нил? Что такое дельта реки? Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? Какие занятия существовали у жителей Египта? Кто управлял Египтом? | | ||||||
Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы: Цивилизация – это такой период развития людей (общества), когда существует государство, письменность, люди более качественно обрабатывают землю, но одни из них богатые, другие – бедные. Египет. | |||||||
Самостоятельная работа с историческим источником. Ответы на вопросы: Египет. В северо-восточной части Африки. Ливийской пустыней. Рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами». Средиземным. Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности. О реке Нил. В центральной Африке. В Средиземное море. Место, где река делится на рукава. Начинается разлив Нила. Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, а значит занимались земледелием и скотоводством. Цари, а это значит, что у Древних египтян существовали государства. | |||||||
| Просмотр презентации (слайд 7). Историческая математика. Чему равна длина прибрежной полосы Египта и его протяженность вглубь Африканского материка, если одна стадия составляла тогда 184,97 м? 4). Объединение Египта. Просмотр презентации (слайд 8, 9). Рассказ учителя и работа с иллюстрациями: Д Примерно за 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю стану. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис. | Ответ: Длина прибрежной полосы 369,94 км, протяженность страны вглубь Африки 1109,82 км. | |||||
| Между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война, о чем сохранились специальные свидетельства. Посмотрите на Египетский рельеф. | | |||||
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |||||
IV. Закрепление изученного материала | 8 мин. | Презентация к уроку | |||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Просмотр презентации (слайд 10). Решите задачу: Почему Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав л и был Геродот? Просмотр презентации (слайд 11). А теперь запишем в рабочую тетрадь значение терминовПапирус, Дельта, Оазис, Фараон, Ирригация, Канал, Плотины, Цивилизация. | Ответ: Река Нил после разлива оставляла плодородный ил, поэтому главное занятие египтян – земледелие, а это основа будущей цивилизации. | ||||||
Записи в тетради: Папирус – высокий тростник, Дельта – огромный треугольник при впадении Нила в Средиземное море. Разделялся на несколько рукавов, Оазис – островки зелени среди песков пустыни, Фараон – повелитель всего Египта, Ирригация – искусственное орошение недостаточно увлажненных почв с целью повышения их плодородия, Канал – наполненное водой искусственное русло, предназначенное для орошения, Плотины – сооружения, которыми преграждают течение реки для подъема ее уровня, Цивилизация – это такой период развития людей (общества), когда существует государство, письменность, люди более качественно обрабатывают землю, но одни из них богатые, другие – бедные. | |||||||
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |||||
V. Подведение итогов урока | 3 мин. | | |||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Подчеркнуть мысль о том, как много можно получить информации, работая с историческими источниками, картой. Поставить оценки наиболее активным ребятам. Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, а впоследствии и классового государства. | | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |||||
VI. Домашнее задание | 1 мин. | | | | | | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
§ 6 (учебник Вигасин А.А.), выучить новые слова, подготовить ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?» Решить задачу: Определите примерную площадь Древнего Египта, используя данные о протяженности его средиземноморского побережья и вглубь африканского континента из задачи, решенной в классе. | |
Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку:
А.А. Вигасин. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002.
Хрестоматия по истории Древнего мира. М.,1956.
CD «История Древнего мира и средних веков».