12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Обуткина Надежда Львовна33

Исторический документ
DOC / 27.5 Кб

/data/files/x1631725539.doc (Исторический документ)


Рисунки к уроку
DOC / 47.5 Кб

/data/files/r1631725557.doc (Рисунки к уроку)


Презентация "Государство на берегах Нила"
PDF / 478.42 Кб

/data/files/r1631725700.pdf (Презентация "Государство на берегах Нила")Конспект учебного занятия

Город: Магнитогорск

МОУ «СОШ № 6»

Учитель: Обуткина Н.Л., учитель истории и обществознания высшая категория

Класс: 5

Тема учебного занятия: «Государство на берегах Нила»

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
1. изучить местоположение и природные условия Древнего Египта,

2. рассказать о возникновении государства в Древнем Египте,

3. обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»,

4. продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия):
1. карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» (на CD «История Древнего мира и средних веков»),

2. иллюстрации,

3. проектор,

4. презентация к уроку.

Дидактические материалы к учебному занятию:

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека,

CD «История Древнего мира и средних веков».

Термины и понятия:

Папирус,

Дельта,

Оазис,

Фараон,

Ирригация,

Канал,

Плотины,

Цивилизация.



Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


I. Оргмомент

3 мин.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие классу, проверка готовности к уроку

Приветствие учителю

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


II. Закрепление пройденного материала

3 мин.

Презентация к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Начало просмотра презентации (слайд 1, 2, 3)

Для закрепления пройденного материала решим историческую задачу:

В 332 году до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским. Сколько лет прошло с тех пор?


Ответ:

332 + 2006=2338 (лет)

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


III. Изучение новой темы


27 мин.

Презентация к уроку

CD «История Древнего мира и средних веков»:

Хранилище информационных объектов/Древний Восток/Древний Египет/Карта Древнего Египта

Хранилище информационных объектов/Древний Восток/Древний Египет/Нил

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1). От первобытности к цивилизации.

Государства, существовавшие в 4 тысячелетии до нашей эры – первой половине 1 тысячелетия нашей эры на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии в исторической литературе принято называть Древневосточными. Это название условное. Оно восходит к периоду Древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта.

Впервые мы с вами будем изучать древнюю историю отдельной страны, причем, страны, существующей и ныне.

Просмотр презентации (слайд 4).

Прочитайте текст на стр 32 учебника и изучите местоположение и природные условия Древнего Египта.

(показ карты Древнего Египта с помощью видеопроектора)

Беседа по прочитанному материалу:

Что называется цивилизацией?

Как называется страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Cредиземного моря?

2). Древние историки о Египте.

Просмотр презентации (слайд 5).

Хотя систематизированное и научное изучение Египта началось только в 19 столетии, но и историки прошлого уделяли Египту достаточно много внимания.

Так, «отец истории» Геродот проплыл по Нилу от северных До южных границ страны, увидел много старинных памятников, бесе­довал со знающими греческий язык египтянами о прошлом их ро­дины. Другой грек — писатель Плутарх — посвятил целую книгу египетской религии. Его произведение называлось «Об Исиде и Осирисе». Конечно, не все, сообщенное в этих книгах, соответствовало истине. Так, со слов своих египетских собеседников, Геродот отмечал, что египтяне во времена правления фараона Сесостриса доходили с завоевательными походами до современной территории России — северного берега Черного моря. Но позднейшие исследования показали, что египтяне никогда там не были. Но в целом книгами древних авторов можно пользоваться как интересным источником знаний о древнем Египте.

Сегодня с вами мы познакомимся с отрывком из работ греческого историка Диодора Сицилийского, жившего в I в. до н.э. В его труде «Историческая библиотека», который насчитывал 40 томов, описана история Египта, Вавилона, Ассирии. До наших дней дошло 14 книг из его «Библиотеки».

3). Разливы Нила.

Большое значение для жизни и развития страны имел Нил. Посмотрим видеоролик об этой реке.

Просмотр презентации (слайд 6).

Беседа по содержанию документа и параллельная работа по карте (учебник Вигасина А.А., стр. 31):

Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?

Где находится Египет?

Чем защищен Египет с запада?

Чем защищена восточная часть страны?

Каким морем омывается северная часть страны?

Какой рельеф имеет страна?

О какой реке идет речь в документе?

Где берет свое начало река Нил?

Куда впадает Нил?

Что такое дельта реки?

Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние?

Какие занятия существовали у жителей Египта?

Кто управлял Египтом?


Самостоятельная работа с учебником.

Ответы на вопросы:

Цивилизация – это такой период развития людей (общества), когда существует государство, письменность, люди более качественно обрабатывают землю, но одни из них богатые, другие – бедные.

Египет.

Самостоятельная работа с историческим источником.

Ответы на вопросы:

Египет.

В северо-восточной части Африки.

Ливийской пустыней.

Рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами».

Средиземным.

Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.

О реке Нил.

В центральной Африке.

В Средиземное море.

Место, где река делится на рукава.

Начинается разлив Нила.

Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, а значит занимались земледелием и скотоводством.

Цари, а это значит, что у Древних египтян существовали государства.


Просмотр презентации (слайд 7).

Историческая математика.

Чему равна длина прибрежной полосы Египта и его протяженность вглубь Африканского материка, если одна стадия составляла тогда 184,97 м?

4). Объединение Египта.

Просмотр презентации (слайд 8, 9).

Рассказ учителя и работа с иллюстрациями:

Дt1631725382aa.jpg
ействительно, на территории Египта возникло 40 государств. Они постоянно воевали между собой – каждое стремилось покорить своих соседей. В конце концов, долина Нила оказалась поделенной на два больших царства: в низовьях реки, т.е. в дельте, располагался Северный Египет, а выше по течению – Южный Египет. Царь Южного Египта носил белую корону, похожую на высокий шлем, корона царя Северного Египта была красного цвета и имела возвышение сзади.


t1631725382ab.jpg


Примерно за 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю стану. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.

Ответ:

Длина прибрежной полосы 369,94 км, протяженность страны вглубь Африки 1109,82 км.


Между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война, о чем сохранились специальные свидетельства. Посмотрите на Египетский рельеф.

t1631725382ac.jpg


Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


IV. Закрепление изученного материала

8 мин.

Презентация к уроку

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Просмотр презентации (слайд 10).

Решите задачу:

Почему Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав л и был Геродот?

Просмотр презентации (слайд 11). А теперь запишем в рабочую тетрадь значение терминов

Папирус,

Дельта,

Оазис,

Фараон,

Ирригация,

Канал,

Плотины,

Цивилизация.


Ответ:

Река Нил после разлива оставляла плодородный ил, поэтому главное занятие египтян – земледелие, а это основа будущей цивилизации.


Записи в тетради:

Папирус – высокий тростник,

Дельта – огромный треугольник при впадении Нила в Средиземное море. Разделялся на несколько рукавов,

Оазис – островки зелени среди песков пустыни,

Фараон – повелитель всего Египта,

Ирригация – искусственное орошение недостаточно увлажненных почв с целью повышения их плодородия,

Канал – наполненное водой искусственное русло, предназначенное для орошения,

Плотины – сооружения, которыми преграждают течение реки для подъема ее уровня,

Цивилизация – это такой период развития людей (общества), когда существует государство, письменность, люди более качественно обрабатывают землю, но одни из них богатые, другие – бедные.

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


V. Подведение итогов урока

3 мин.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подчеркнуть мысль о том, как много можно получить информации, работая с историческими источниками, картой.

Поставить оценки наиболее активным ребятам.

Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, а впоследствии и классового государства.


Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


VI. Домашнее задание

1 мин.







Деятельность учителя

Деятельность ученика

§ 6 (учебник Вигасин А.А.),

выучить новые слова,

подготовить ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?»

Решить задачу:

Определите примерную площадь Древнего Египта, используя данные о протяженности его средиземноморского побережья и вглубь африканского континента из задачи, решенной в классе.



Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку:

А.А. Вигасин. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002.

Хрестоматия по истории Древнего мира. М.,1956.

CD «История Древнего мира и средних веков».


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.