12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Людмила Анатолиевна2077
Россия, Марий Эл респ., пгт.Красногорский
32

Статья «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, или Через термины к звёздам!». Стихотворные приёмы работы с терминами

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, или Через термины к звёздам! (Стихотворные приёмы работы с терминами).

Главные усилия учителя и методики должны быть направлены на то, как вернуть юности поэзию… Это самая трудная дорога, дорога к стихам, из всех, что прокладывает учитель литературы.

Л.Айзерман

Предисловие. Стихотворения к урокам я сочиняю часто и использую их в разных ситуациях: как мотивацию для изучения новой темы, как часть рассказа о писателе (чтобы показать личное отношение к творчеству мастера художественного слова – это всегда интересно детям), на этапе актуализации знаний, для физкультминутки и т.д. Очень люблю стихи и стараюсь передать эту любовь ученикам. Согласна с Н.Г.Чернышевским, утверждавшим: «Все другие искусства не в состоянии сказать нам того, что говорит поэзия». Для конкурсной работы я выбрала те мои стихотворения («Эхо», «Каким бывает ручеёк», «Дождик»), которые помогают школьникам найти свою дорогу к поэтическому слову. Одним из важных элементов этой большой методической задачи является работа с терминами, отсюда название статьи – «Через термины к звёздам!»

Пояснительная записка. 

Предмет: литература. 

Тема: «Путешествие по Стихограду». 

Класс: 5. 

Цель применения авторских стихотворений: облегчить процесс усвоения школьниками теоретико-литературных понятий, пробудить эмоциональную и интеллектуальную активность.

В начале урока пятиклассники получают приглашение: «Академия волшебных наук предлагает ученикам 5в класса провести волшебно-поэтическую исследовательскую работу. Классу предлагается командировочное путешествие в Стихоград, чтобы чётко и вразумительно ответить на вопросы: «Что такое стихи? Зачем нужна рифма? Чем олицетворение отличается от эпитета, а они оба – от сравнения?». Во время путешествия особо отличившиеся ученики обеспечиваются местной валютой – «читаликами». Отчёт о проделанной работе предоставить в письменном виде в понедельник».

В увлекательной игровой форме пятиклассники путешествуют по Стихограду: посещают Парк поэтических дебютов, Проспект зоркого зрения, Улицу доброго сердца, Микрорайон терминов.

Методическое отступление 1. Работа над анализом стихотворения начинается в 5 классе. Но стихотворения поэтов-классиков удалены от учащихся по времени, языку, культуре. Необходимо вооружить их инструментарием для восприятия и истолкования стихотворения. Для этого наполним их мир поэзией, создадим атмосферу проживания в ней через поэтические пятиминутки, «островки поэзии», чтение «необычных» стихов, прослушивание стихотворений в исполнении мастеров слова, через «уроки удивления». Изучая стихотворные произведения, учащиеся осваивают такие теоретические понятия как ритм, рифма, рифмовка, стихотворный размер, тропы: эпитеты, сравнения, метафоры; лирика, лирический герой (5 класс) и антитеза, гипербола, оксюморон, тема, идея, трехсложные стихотворные размеры, строфа (6 класс). А помогают в усвоении терминологии стихи, сочинённые мной к конкретному уроку и конкретной учебной ситуации.

- Давайте послушаем, о чём говорят герои сказки Н.Н. Носова Незнайка и Цветик. Цветик считает главной особенностью стихотворений ритм и рифму. А что такое рифма?

Работая с этим термином, ученики проходят три этапа. Сначала понятие рифма даётся в научной формулировке: Рифма – совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха. Затем я предлагаю детям собственную стихотворную «формулу»: Если в стихотворных строчках совпадают окончания, Если в них, как в гулких бочках, вдруг усилилось звучание, То такое вот явление – рифма, знак стихотворения. Далее этот термин закрепляется на шуточном стихотворении «Эхо».

Эхо. (Рифма).

Мы в горах искали эхо не для шутки, не для смеха.

Знать хотел наш дружный класс, кто же за нос водит нас.

Крикнем мы с вершины: «Двойка!», нам в ответ: «Головомойка!».

Вовка брякнул: «Я боюсь!» и в ответ услышал: «Трус!».

Пашка заявил: «Я смелый!», а в ответ: «Другое дело!».

- А Кирилл у нас пловец!

Эхо вторит: «Молодец!».

- А Маринка – чемпионка!

- Знаю! Славная девчонка!

Что за диво, что за чудо? Кто всех знает и откуда?

Кто же говорит так складно, благозвучно, звонко, ладно?!

Как нам эхо отыскать, как загадку разгадать?

Разгадать не хватит сил, мы как лодки без ветрил…

А в ответ смеётся эхо: «Вот умора, вот потеха!

Не пройти вам эти рифы: с вами я играю в рифмы!».

Далее я предлагаю пятиклассникам тоже поиграть в рифмы («Буриме»).

Неожиданно в классе появляются волшебники: Эпитет и Олицетворение. Каждый из них рассказывает о себе.

Методическое отступление 2. При изучении поэзии нельзя обойтись без изобразительно-выразительных средств языка. «Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, обыкновенное слово преображается в руках поэта…» - заметил С.Я.Маршак. Освоение тропов также включает в себя три этапа: научная формулировка, стихотворное определение, поэтический пример.

Эпитет (в переводе с греческого — «приложение», «прибавление») — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью.

Всем предметам и явлениям Можно дать определение. Будет образным оно (как картинка иль кино), Значит, этот троп – эпитет, в тексте вы его найдите.

Ученики с удовольствием обнаруживают многочисленные эпитеты в предлагаемом далее стихотворении, переживая радость открытия.

Каким бывает ручеёк? (Эпитет).

Ручеёк бывает быстрым, Звонким, чистым, серебристым,

Говорливым, тихоструйным, А весною – даже буйным,

Утоляющим в жару И чуть сонным поутру,

Влагу дарящим цветам, И деревьям, и кустам,

Воплощеньем красоты. А каким бываешь ты?

 

Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Олицетворение, всем на удивление, Оживляет неживое, наделяет красотою. Славный троп – волшебник этот, Жизнь даёт простым предметам.

 

Дождик. (Олицетворение).

Весёлый летний дождик, мальчишка озорной,

Проказник невозможный, играет он со мной.

То гвоздики-дождинки по крышам застучат,

То веточки осинки трясёт он все подряд.

На тротуарах лужи мальчишка-дождь налил,

Блестят они в разводах бензиновых чернил.

То брызгается еле, то льёт как из ведра.

«Ну, что ты, в самом деле, прогнал всех со двора.

Наверно, тебе скучно на тучке было жить.

Тебя я понимаю, давай с тобой дружить!

Я знаю, ты хороший, и мы теперь друзья».

Гуляем по дорожкам мой зонтик, дождь и я.


 

Предлагаю детям проиллюстрировать стихотворение, изобразить лирического героя таким, каким они его представили, слушая. (Это поможет им ещё раз осмыслить суть олицетворения).

Послесловие. Я не поэт, я учитель русского языка и литературы, однако смею надеяться, что мои скромные стихотворные импровизации, подобные тем, что представлены в данной работе, помогают детям приблизиться к «звёздам» настоящей поэзии, которая, по образному выражению одного талантливого человека, «витамины души, особенно растущей».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Легоцкая Вера Сергеевна, 18.08.18 в 20:55 4Ответить Пожаловаться
Замечательный материал, большое спасибо, Людмила Анатольевна!
Никитина Людмила Анатолиевна, 18.08.18 в 21:06 5Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна! Всегда рада узнать Ваше мнение. Благодарю за отклик.
Садварий Жанна Владиславовна, 18.08.18 в 21:05 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал, Людмила Анатолиевна! Увидев очередной Ваш материал, поймала себя на мысли, что я уже слежу за Вашим поэтическим творчеством.
Никитина Людмила Анатолиевна, 18.08.18 в 21:21 4Ответить Пожаловаться
Жанна Владиславовна! Очень приятно читать такие отзывы. Постараюсь почаще выкладывать свои поэтические "творения".
Устинова Валентина Ивановна, 08.11.18 в 02:41 4Ответить Пожаловаться
Интересный материал и творчество Ваше мне очень нравится, спасибо!
Горбачёва Марина Юрьевна, 08.11.18 в 06:20 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный материал! Нащла родственную поэтическую душу! Это здорово!
Медведева Татьяна Александровна, 24.03.19 в 08:09 1Ответить Пожаловаться
Людмила Анатолиевна, очень интересный Ваш материал! Я тоже очень часто, особенно работая в 5-6кл., на уроках математики сочиняла и применяла небольшие "стишки", по другому их и не назовёшь, для запоминания правил. К примеру: "Если 0, 4, 2, 8, 6 в конце числа, число чётное тогда. Чётное число всегда делится на 2". Да, как только не стараешься, чтобы материал ребятами запоминался и усваивался.
Суслопарова Людмила Юрьевна, 15.07.20 в 22:37 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Беру в избранное!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.