Статья «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, или Через термины к звёздам!»
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, или Через термины к звёздам! (Стихотворные приёмы работы с терминами).
Главные усилия учителя и методики должны быть направлены на то, как вернуть юности поэзию… Это самая трудная дорога, дорога к стихам, из всех, что прокладывает учитель литературы.
Л.Айзерман
Предисловие. Стихотворения к урокам я сочиняю часто и использую их в разных ситуациях: как мотивацию для изучения новой темы, как часть рассказа о писателе (чтобы показать личное отношение к творчеству мастера художественного слова – это всегда интересно детям), на этапе актуализации знаний, для физкультминутки и т.д. Очень люблю стихи и стараюсь передать эту любовь ученикам. Согласна с Н.Г.Чернышевским, утверждавшим: «Все другие искусства не в состоянии сказать нам того, что говорит поэзия». Для конкурсной работы я выбрала те мои стихотворения («Эхо», «Каким бывает ручеёк», «Дождик»), которые помогают школьникам найти свою дорогу к поэтическому слову. Одним из важных элементов этой большой методической задачи является работа с терминами, отсюда название статьи – «Через термины к звёздам!»
Пояснительная записка.
Предмет: литература.
Тема: «Путешествие по Стихограду».
Класс: 5.
Цель применения авторских стихотворений: облегчить процесс усвоения школьниками теоретико-литературных понятий, пробудить эмоциональную и интеллектуальную активность.
В начале урока пятиклассники получают приглашение: «Академия волшебных наук предлагает ученикам 5в класса провести волшебно-поэтическую исследовательскую работу. Классу предлагается командировочное путешествие в Стихоград, чтобы чётко и вразумительно ответить на вопросы: «Что такое стихи? Зачем нужна рифма? Чем олицетворение отличается от эпитета, а они оба – от сравнения?». Во время путешествия особо отличившиеся ученики обеспечиваются местной валютой – «читаликами». Отчёт о проделанной работе предоставить в письменном виде в понедельник».
В увлекательной игровой форме пятиклассники путешествуют по Стихограду: посещают Парк поэтических дебютов, Проспект зоркого зрения, Улицу доброго сердца, Микрорайон терминов.
Методическое отступление 1. Работа над анализом стихотворения начинается в 5 классе. Но стихотворения поэтов-классиков удалены от учащихся по времени, языку, культуре. Необходимо вооружить их инструментарием для восприятия и истолкования стихотворения. Для этого наполним их мир поэзией, создадим атмосферу проживания в ней через поэтические пятиминутки, «островки поэзии», чтение «необычных» стихов, прослушивание стихотворений в исполнении мастеров слова, через «уроки удивления». Изучая стихотворные произведения, учащиеся осваивают такие теоретические понятия как ритм, рифма, рифмовка, стихотворный размер, тропы: эпитеты, сравнения, метафоры; лирика, лирический герой (5 класс) и антитеза, гипербола, оксюморон, тема, идея, трехсложные стихотворные размеры, строфа (6 класс). А помогают в усвоении терминологии стихи, сочинённые мной к конкретному уроку и конкретной учебной ситуации.
- Давайте послушаем, о чём говорят герои сказки Н.Н. Носова Незнайка и Цветик. Цветик считает главной особенностью стихотворений ритм и рифму. А что такое рифма?
Работая с этим термином, ученики проходят три этапа. Сначала понятие рифма даётся в научной формулировке: Рифма – совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха. Затем я предлагаю детям собственную стихотворную «формулу»: Если в стихотворных строчках совпадают окончания, Если в них, как в гулких бочках, вдруг усилилось звучание, То такое вот явление – рифма, знак стихотворения. Далее этот термин закрепляется на шуточном стихотворении «Эхо».
Эхо. (Рифма).
Мы в горах искали эхо не для шутки, не для смеха.
Знать хотел наш дружный класс, кто же за нос водит нас.
Крикнем мы с вершины: «Двойка!», нам в ответ: «Головомойка!».
Вовка брякнул: «Я боюсь!» и в ответ услышал: «Трус!».
Пашка заявил: «Я смелый!», а в ответ: «Другое дело!».
- А Кирилл у нас пловец!
Эхо вторит: «Молодец!».
- А Маринка – чемпионка!
- Знаю! Славная девчонка!
Что за диво, что за чудо? Кто всех знает и откуда?
Кто же говорит так складно, благозвучно, звонко, ладно?!
Как нам эхо отыскать, как загадку разгадать?
Разгадать не хватит сил, мы как лодки без ветрил…
А в ответ смеётся эхо: «Вот умора, вот потеха!
Не пройти вам эти рифы: с вами я играю в рифмы!».
Далее я предлагаю пятиклассникам тоже поиграть в рифмы («Буриме»).
Неожиданно в классе появляются волшебники: Эпитет и Олицетворение. Каждый из них рассказывает о себе.
Методическое отступление 2. При изучении поэзии нельзя обойтись без изобразительно-выразительных средств языка. «Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, обыкновенное слово преображается в руках поэта…» - заметил С.Я.Маршак. Освоение тропов также включает в себя три этапа: научная формулировка, стихотворное определение, поэтический пример.
Эпитет (в переводе с греческого — «приложение», «прибавление») — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью.
Всем предметам и явлениям Можно дать определение. Будет образным оно (как картинка иль кино), Значит, этот троп – эпитет, в тексте вы его найдите.
Ученики с удовольствием обнаруживают многочисленные эпитеты в предлагаемом далее стихотворении, переживая радость открытия.
Каким бывает ручеёк? (Эпитет).
Ручеёк бывает быстрым, Звонким, чистым, серебристым,
Говорливым, тихоструйным, А весною – даже буйным,
Утоляющим в жару И чуть сонным поутру,
Влагу дарящим цветам, И деревьям, и кустам,
Воплощеньем красоты. А каким бываешь ты?
Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
Олицетворение, всем на удивление, Оживляет неживое, наделяет красотою. Славный троп – волшебник этот, Жизнь даёт простым предметам.
Дождик. (Олицетворение).
Весёлый летний дождик, мальчишка озорной,
Проказник невозможный, играет он со мной.
То гвоздики-дождинки по крышам застучат,
То веточки осинки трясёт он все подряд.
На тротуарах лужи мальчишка-дождь налил,
Блестят они в разводах бензиновых чернил.
То брызгается еле, то льёт как из ведра.
«Ну, что ты, в самом деле, прогнал всех со двора.
Наверно, тебе скучно на тучке было жить.
Тебя я понимаю, давай с тобой дружить!
Я знаю, ты хороший, и мы теперь друзья».
Гуляем по дорожкам мой зонтик, дождь и я.
Предлагаю детям проиллюстрировать стихотворение, изобразить лирического героя таким, каким они его представили, слушая. (Это поможет им ещё раз осмыслить суть олицетворения).
Послесловие. Я не поэт, я учитель русского языка и литературы, однако смею надеяться, что мои скромные стихотворные импровизации, подобные тем, что представлены в данной работе, помогают детям приблизиться к «звёздам» настоящей поэзии, которая, по образному выражению одного талантливого человека, «витамины души, особенно растущей».
Легоцкая Вера Сергеевна
Никитина Людмила Анатолиевна
Садварий Жанна Владиславовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Никитина Людмила Анатолиевна
Садварий Жанна Владиславовна
Устинова Валентина Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Медведева Татьяна Александровна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Никитина Людмила Анатолиевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Никитина Людмила Анатолиевна