12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Никитина Людмила Анатолиевна2077 Россия, Марий Эл респ., пгт.Красногорский Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Статья «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, или Через термины к звёздам!». Стихотворные приёмы работы с терминами
Победитель конкурса Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Обучение в стихах» |
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, или Через термины к звёздам! (Стихотворные приёмы работы с терминами).
Главные усилия учителя и методики должны быть направлены на то, как вернуть юности поэзию… Это самая трудная дорога, дорога к стихам, из всех, что прокладывает учитель литературы.
Л.Айзерман
Предисловие. Стихотворения к урокам я сочиняю часто и использую их в разных ситуациях: как мотивацию для изучения новой темы, как часть рассказа о писателе (чтобы показать личное отношение к творчеству мастера художественного слова – это всегда интересно детям), на этапе актуализации знаний, для физкультминутки и т.д. Очень люблю стихи и стараюсь передать эту любовь ученикам. Согласна с Н.Г.Чернышевским, утверждавшим: «Все другие искусства не в состоянии сказать нам того, что говорит поэзия». Для конкурсной работы я выбрала те мои стихотворения («Эхо», «Каким бывает ручеёк», «Дождик»), которые помогают школьникам найти свою дорогу к поэтическому слову. Одним из важных элементов этой большой методической задачи является работа с терминами, отсюда название статьи – «Через термины к звёздам!»
Пояснительная записка.
Предмет: литература.
Тема: «Путешествие по Стихограду».
Класс: 5.
Цель применения авторских стихотворений: облегчить процесс усвоения школьниками теоретико-литературных понятий, пробудить эмоциональную и интеллектуальную активность.
В начале урока пятиклассники получают приглашение: «Академия волшебных наук предлагает ученикам 5в класса провести волшебно-поэтическую исследовательскую работу. Классу предлагается командировочное путешествие в Стихоград, чтобы чётко и вразумительно ответить на вопросы: «Что такое стихи? Зачем нужна рифма? Чем олицетворение отличается от эпитета, а они оба – от сравнения?». Во время путешествия особо отличившиеся ученики обеспечиваются местной валютой – «читаликами». Отчёт о проделанной работе предоставить в письменном виде в понедельник».
В увлекательной игровой форме пятиклассники путешествуют по Стихограду: посещают Парк поэтических дебютов, Проспект зоркого зрения, Улицу доброго сердца, Микрорайон терминов.
Методическое отступление 1. Работа над анализом стихотворения начинается в 5 классе. Но стихотворения поэтов-классиков удалены от учащихся по времени, языку, культуре. Необходимо вооружить их инструментарием для восприятия и истолкования стихотворения. Для этого наполним их мир поэзией, создадим атмосферу проживания в ней через поэтические пятиминутки, «островки поэзии», чтение «необычных» стихов, прослушивание стихотворений в исполнении мастеров слова, через «уроки удивления». Изучая стихотворные произведения, учащиеся осваивают такие теоретические понятия как ритм, рифма, рифмовка, стихотворный размер, тропы: эпитеты, сравнения, метафоры; лирика, лирический герой (5 класс) и антитеза, гипербола, оксюморон, тема, идея, трехсложные стихотворные размеры, строфа (6 класс). А помогают в усвоении терминологии стихи, сочинённые мной к конкретному уроку и конкретной учебной ситуации.
- Давайте послушаем, о чём говорят герои сказки Н.Н. Носова Незнайка и Цветик. Цветик считает главной особенностью стихотворений ритм и рифму. А что такое рифма?
Работая с этим термином, ученики проходят три этапа. Сначала понятие рифма даётся в научной формулировке: Рифма – совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха. Затем я предлагаю детям собственную стихотворную «формулу»: Если в стихотворных строчках совпадают окончания, Если в них, как в гулких бочках, вдруг усилилось звучание, То такое вот явление – рифма, знак стихотворения. Далее этот термин закрепляется на шуточном стихотворении «Эхо».
Эхо. (Рифма).
Мы в горах искали эхо не для шутки, не для смеха.
Знать хотел наш дружный класс, кто же за нос водит нас.
Крикнем мы с вершины: «Двойка!», нам в ответ: «Головомойка!».
Вовка брякнул: «Я боюсь!» и в ответ услышал: «Трус!».
Пашка заявил: «Я смелый!», а в ответ: «Другое дело!».
- А Кирилл у нас пловец!
Эхо вторит: «Молодец!».
- А Маринка – чемпионка!
- Знаю! Славная девчонка!
Что за диво, что за чудо? Кто всех знает и откуда?
Кто же говорит так складно, благозвучно, звонко, ладно?!
Как нам эхо отыскать, как загадку разгадать?
Разгадать не хватит сил, мы как лодки без ветрил…
А в ответ смеётся эхо: «Вот умора, вот потеха!
Не пройти вам эти рифы: с вами я играю в рифмы!».
Далее я предлагаю пятиклассникам тоже поиграть в рифмы («Буриме»).
Неожиданно в классе появляются волшебники: Эпитет и Олицетворение. Каждый из них рассказывает о себе.
Методическое отступление 2. При изучении поэзии нельзя обойтись без изобразительно-выразительных средств языка. «Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, обыкновенное слово преображается в руках поэта…» - заметил С.Я.Маршак. Освоение тропов также включает в себя три этапа: научная формулировка, стихотворное определение, поэтический пример.
Эпитет (в переводе с греческого — «приложение», «прибавление») — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью.
Всем предметам и явлениям Можно дать определение. Будет образным оно (как картинка иль кино), Значит, этот троп – эпитет, в тексте вы его найдите.
Ученики с удовольствием обнаруживают многочисленные эпитеты в предлагаемом далее стихотворении, переживая радость открытия.
Каким бывает ручеёк? (Эпитет).
Ручеёк бывает быстрым, Звонким, чистым, серебристым,
Говорливым, тихоструйным, А весною – даже буйным,
Утоляющим в жару И чуть сонным поутру,
Влагу дарящим цветам, И деревьям, и кустам,
Воплощеньем красоты. А каким бываешь ты?
Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
Олицетворение, всем на удивление, Оживляет неживое, наделяет красотою. Славный троп – волшебник этот, Жизнь даёт простым предметам.
Дождик. (Олицетворение).
Весёлый летний дождик, мальчишка озорной,
Проказник невозможный, играет он со мной.
То гвоздики-дождинки по крышам застучат,
То веточки осинки трясёт он все подряд.
На тротуарах лужи мальчишка-дождь налил,
Блестят они в разводах бензиновых чернил.
То брызгается еле, то льёт как из ведра.
«Ну, что ты, в самом деле, прогнал всех со двора.
Наверно, тебе скучно на тучке было жить.
Тебя я понимаю, давай с тобой дружить!
Я знаю, ты хороший, и мы теперь друзья».
Гуляем по дорожкам мой зонтик, дождь и я.
Предлагаю детям проиллюстрировать стихотворение, изобразить лирического героя таким, каким они его представили, слушая. (Это поможет им ещё раз осмыслить суть олицетворения).
Послесловие. Я не поэт, я учитель русского языка и литературы, однако смею надеяться, что мои скромные стихотворные импровизации, подобные тем, что представлены в данной работе, помогают детям приблизиться к «звёздам» настоящей поэзии, которая, по образному выражению одного талантливого человека, «витамины души, особенно растущей».