Лабораторная работа по экологии «Чрезмерный вылов рыбы и снижение морского промысла трески» (8–10 классы)
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться.
Рыбный промысел может существенно влиять на популяционную динамику рыб. Отлов взрослых особей приводит к снижению численности молоди, в результате чего численность популяции начинает сильно варьировать и иногда падает до катастрофически низкого уровня. Примером такого рода катастрофы может служить рыбный промысел на Ньюфаундлендской отмели. Чтобы предотвратить дальнейшее падение рыбного промысла, повсюду в Европе введены квоты, определяющие величину допустимого отлова рыбы. Полагают, что изучение того, каким образом отлов рыбы влияет на размеры и стабильность ее популяции, может помочь в разработке стратегии, гарантирующей возможность постоянного использования рыбных ресурсов.
Цель работы: изучить влияние чрезмерного вылова рыбы на популяционную динамику трески.
В таблице приведены сведения о запасах трески) в северо-восточном арктическом промысловом районе на протяжении 1946—1980 гг. До 1977 г. действовало международное соглашение, определявшее допустимую норму рыбодобычи в 0,75 • 10б т/год. С 1977 г. эта величина была снижена до о, 3 • 10б т/год.
1.Опишите, как в основном изменялись рыбные запасы (биомасса), продукция икры и уловы с 1946 по 1980 гг.
2.Объясните наблюдаемую тенденцию изменения рыбных запасов и продукции икры в свете данных, отражающих интенсивность отлова рыбы. Обсудите, по какой причине эти данные не могут быть непосредственно использованы для определения влияния эксплуатации рыбных ресурсов на их величину.
3.Изучите и прокомментируйте взаимосвязь между общим числом выметанных за один год икринок и числом рыб-одно- леток, которые проживут еще один год.
4.Каковы были бы ваши рекомендации по контролю за величиной рыбных запасов на протяжении 1980 г.? Докажите, что эти рекомендации надежно обоснованы.
Данные о запасах трески в северо-восточном арктическом промысловом районе
Год |
Общее число отложенных икринок/1014 |
Число особей, достигших возраста 1 год/106 |
1946 |
20,5 |
— |
1947 |
16,9 |
7,0 |
1948 |
11,8 |
10,6 |
1949 |
8,9 |
16,2 |
1950 |
8,0 |
17,8 |
1951 |
7,4 |
23,8 |
1952 |
6,0 |
16,6 |
1953 |
4,6 |
10,4 |
1954 |
4,7 |
6,6 |
1955 |
4,74 |
12,0 |
1956 |
5,0 |
7,5 |
1957 |
4,7 |
10,3 |
1958 |
5,1 |
11,8 |
1959 |
4,4 |
13,8 |
1960 |
3,1 |
10,9 |
1961 |
2,6 |
7,1 |
1962 |
2,4 |
5,1 |
1963 |
1,9 |
11,6 |
1964 |
1,2 |
7,7 |
1965 |
1,1 |
11,1 |
1966 |
1,7 |
2,5 |
1967 |
2,3 |
1,7 |
1968 |
2,2 |
2,9 |
1969 |
2,4 |
6,0 |
1970 |
2,4 |
15,2 |
1971 |
3,4 |
8,3 |
1972 |
3,4 |
7,8 |
1973 |
2,0 |
9,3 |
1974 |
1,2 |
9,2 |
1975 |
1,1 |
5,2 |
1976 |
1,2 |
9,8 |
1977 |
1,6 |
3,2 |
1978 |
2,0 |
2,2 |
1979 |
1,2 |
2,5 |
1980 |
0,8 |
2,0 |
На основе анализа сделайте выводы.
Контрольные вопросы
1.Может ли промысел влиять на популяционную динамику рыб?
2.Что такое квота допустимого улова рыбы, для чего ее вводят?
3.Существует ли международное законодательство, направленное на сохранение рыбных ресурсов?
О чрезмерном вылове рыбы
Что такое перелов, и как с ним бороться...
Ресурсы в океане
Экосистема Арктики под угрозой из-за чрезмерного рыболовства (новости)
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html