Технологическая карта урока физики по теме «Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов» (10 класс)
Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Электризация тел. Электрический̆ заряд. Два вида электрических зарядов».
Тема |
Электризация тел. Электрический̆ заряд. Два вида электрических зарядов. |
||||
Номер урока в году/ в разделе |
45/1 |
||||
Тип урока: |
Урок усвоения новых знаний. |
||||
Цели урока |
расширение представления обучающихся об электрических явлениях посредством введения понятия электрического заряда и ознакомления с законом сохранения заряда. |
||||
Задачи: |
Образовательные: 1.в процессе работы на уроке с лабораторным и цифровым оборудованием провести наблюдение явления электризации тел. 2.в ходе обсуждения и выполнения экспериментальных заданий выяснить способы и причины электризации тел. 3. работая с кейсами определить значение и важность данной темы в нашей жизни. 4.в процессе обсуждения выяснить, что такое электрический заряд, элементарная частица. Развивающие: 1.работая с текстом, решая экспериментальные и качественные задачи развивать умение анализировать информацию, делать выводы; 2.используя ФЭЗ, вызвать интерес учащихся к предмету; 3.продолжить развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы. Воспитательные: 1.в ходе проведения урока воспитывать у школьников уверенность в познаваемости окружающего мира; 2. продолжить привитие навыков коллективной работы и товарищеской взаимопомощи. |
||||
Планируемый результат Предметные: В результате обучающийся знает, что такое электризация; электрический заряд, элементарная частица умеет пользоваться электроскопом, электрометром, мультидатчиков; имеет представление о значении электризации в жизни человека. В результате обучающийся получает возможность - научиться определять электрический заряд с помощью мультидатчика. - определять на практике по взаимодействию заряды и их знак. - объяснять природные и бытовые ситуации, причиной которых является электризация.
Метапредметные: -владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки; -самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; -выявлять причинно-следственные связи в задаче, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений.
|
УУД |
||||
Личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Регулятивные: умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей. Познавательные: умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, интерпретировать текст; и критически оценивать содержание. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
|
|||||
Основные понятия |
Электрон, электризация, ион, атом, элементарные частицы, элементарный заряд |
||||
Организация пространства
|
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основные технологии |
Основные методы |
Формы работы |
Ресурсы |
|
1.Слушание объяснений учителя. 2.Работа с кейсами. 3.Решение текстовых и качественных задач. 4.Заполнение конструктивной таблицы. 5.Наблюдение ДЭ. 6.Работают с презентацией. 7.Постановка фронтальных опытов.
|
Технология критического мышления. Кейс технология.
|
Словесные, наглядные, практические. |
Статическая пара, общеклассная. |
ТСО: проектор, презентация. Оборудование. Электрометр, электроскоп, гильза из фольги, мультидатчик из цифрового оборудования «ПолюсЛаб», стеклянная и эбонитовая палочка, шерсть, шелк, шарик. Раздаточный материал: Рефлексивная карта, конструктивная таблица-шаблон, текстовые задачи, инструкция по выполнению ФЭЗ, кейсы. (13 шт.) |
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Готовность к уроку. |
Приветствие |
Приветствие |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации. |
Психологическая подготовка к общению. |
Обеспечивает благоприятный настрой через беседу с учениками. Использует мотивационные высказывания. |
Настраиваются на работу. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
2 мин. |
3. |
Актуализация и определение темы урока. |
Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению темы урока. |
Предлагает прослушать отрывок из статьи, ответить на вопросы и назвать тему урока. |
Слушают. Определяют тему урока. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
4. |
Целеполагание |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Рефлексивная таблица «ДО» и «ПОСЛЕ». |
Заполняют и определяют цели урока. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. |
Предлагает организовать деятельность согласно заданиям. Д.Э., ФЭЗ, решение экспериментальных задач, конструктивная таблица, презентация . |
Выполняют. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
15 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает решить задачи из кейса. |
Решают. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
6 мин. |
5. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Рефлексивная таблица «ДО» и «ПОСЛЕ». |
Заполняют. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на слайде в презентации. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Структура и ход урока.
Мотивационно – ориентировочный компонент
Приветствие. Здравствуйте! Садитесь. (1 мин.)
Мотивация. (1мин.)
Давайте настроимся на совместную продуктивную деятельность. Работы много, а времени у нас с вами всего 40 минут. Но!!! Как говорят студенты Гарварда «Учеба - это не время. Учеба - это усилия». «Мука учения всего лишь временная. Мука незнания – вечная». Полюбите учиться. И только тогда вы поймете истинную силу своих бесконечных знаний. Поверьте мне, спустя время, вы увидите плоды свои стараний и трудов.
Актуализация. (2 мин.)
Вы готовы приступить к «мукам учения»? Попробуем определить тему нашего «незнания». Вижу улыбки на лицах, значит все у нас, будет отлично!
В газете «Известия» от 22 марта 1969 года был помещен небольшой репортаж советских корреспондентов: «…В Швеции сейчас наблюдается любопытное явление. Здороваешься за руку, и вдруг тебя бьет током, взялся за какой-то металлический предмет – опять удар. В чем дело? Все объясняется просто. Воздух в Скандинавии сейчас настолько сух, что статическое электричество не уходит из организма, а накапливается в нем в больших количествах. От сверхмерной наэлектризованности люди становятся более раздражительными и повышенно возбудимыми».
Целеполагание. (3 мин.)
Насколько, с точки зрения физики, обоснованы выводы авторов статьи?
Встречались ли вы с таким явлением в своей жизни?
Что необходимо делать в такой ситуации? Какие есть способы защиты?
О чем сегодня мы будем с вами говорить? Сформулируйте тему урока.
Рефлексивная карта «До и после». (3 мин.)
Совершенно верно. Тема нашего урока «Электризация тел. Электрический̆ заряд. Два вида электрических зарядов».
Многое вы уже знаете. Я поняла это по вашим ответам. Но давайте сделаем так. Вы сейчас заполните рефлексивную карту «До», а в конце урока «После». Потом вы посмотрите и сравните свои ответы. Может быть, что-то окажется для вас новым. Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если нет, то «-».
Утверждение |
ДО |
ПОСЛЕ |
Элементарные частицы – это мельчайшие частицы, которые не делятся на более простые, из которых состоят все тела. |
+ |
+ |
Одноименные заряды притягиваются, а разноименные отталкиваются |
_ |
_ |
Электрический заряд определяет интенсивность электромагнитных взаимодействий |
+ |
+ |
Электромагнитные взаимодействия превышают силы гравитационного притяжения в 1039 раз. |
+ |
+ |
Тело, на котором возникает избыток электронов, заряжается положительно, а тело, на котором возникает недостаток электронов, заряжается отрицательно. |
- |
- |
Явление электризации — приобретение телом электрического заряда. |
+ |
+ |
Были ли у вас трудности при заполнении рефлексивной карты «До» или сомнения? Были! Значит, вы что-то забыли или не знаете? Какие задачи нам предстоит решить на уроке?
Изучение нового материала на основе эксперимента.
Наука об электрических явлениях зародилась еще до нашей эры. Греческий философ Фалес Милетский (624 – 547 года до нашей эры) обнаружил, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы. Слово «янтарь» в переводе с греческого языка означает «электрон». Вы этот факт знали? (5 мин.)
Как говорил А.П. Чехов «Не записанная мысль, потерянная мысль». Поэтому мы с вами обсуждаем и заполняем конструктивную таблицу. При ответе на следующем уроке вы можете воспользоваться тезисами из этой таблицы.
Рождение учения об электричестве связано еще с одним именем - Уильям Гильберт (1540 – 1603, Англия). Он установил, что свойство притягивать легкие предметы после натирания, кроме янтаря, приобретают также и алмаз, сапфир, аметист, горный хрусталь, сера, смола и некоторые другие тела. Гильберт их назвал "электрическими", то есть "подобными янтарю". Так в науку вошел термин "электричество", и было положено начало систематическому изучению электрических явлений.
А мы начали с вами изучать раздел «Основы электродинамики». Раздел электродинамики посвященный изучению электрически заряженных тел, называют электростатикой. Давайте проверим экспериментально, что некоторые тела при натирании притягивают легкие предметы.
Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением…». Проведем эксперимент.
ДЭ№1. Воздушный шарик и полоска легкой бумаги на нити.
ДЭ№2. Пластинка из оргстекла и кусочки пенопласта.
В 1733 году французский ученый Ш. Дюфэ выяснил, что существует электричество двух видов. "Один род я называю стеклянным электричеством, другой - смоляным... Тело, наэлектризованное стеклянным электричеством, отталкивает все тела со стеклянным электричеством, и, обратно, оно притягивает тела со смоляным электричеством". Полвека спустя термины "стеклянное" и "смоляное" электричество были заменены на другие. Какие? "Положительный" и "отрицательный" заряд. Эти названия сохранились до сегодняшнего дня.
Явление электризации — приобретение телом электрического заряда.
Способы электризации: трение, удар, соприкосновение.
Проверим экспериментально все, что мы сейчас с вами выяснили в процессе разговора.
ФЭЗ № 1 (5 мин.)
Тема: Изучение явления электризации и взаимодействия заряженных тел
Цель: наблюдать явление электризации различных тел и изучать закономерности взаимодействия заряженных тел.
Оборудование: полоска полиэтиленовой плёнки (3х30 см) – 2 шт, полоска бумаги (3х30 см) – 2 шт.
Ход работы.
Задание № 1.
Положите на столе полоску полиэтиленовой плёнки на бумажную полоску таких же размеров и разгладьте рукой. Разведите полоски друг от друга. Как взаимодействуют полоски между собой? Почему?
Задание №2.
Положите на столе полиэтиленовые полоски друг на друга и проведите по ним несколько раз ладонью. Теперь разведите их, поднимая за концы. По их взаимодействию при медленном приближении друг к другу определите, одноимённо или разноимённо они зарядились?
Задание №3.
Зарядите, натирая ладонью, каждую полиэтиленовую полоску по отдельности. Как взаимодействуют они теперь? Почему?
Задание №4.
Повторите опыт с полосками бумаги. Изучение взаимодействия заряженных тел.
Вот что получились:
1.В природе существуют два вида электрических зарядов.
2.Одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные – притягиваются.
3.Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.
4.Тело, на котором возникает избыток электронов, заряжается отрицательно, а тело, на котором возникает недостаток электронов, заряжается положительно.
6. Объяснение учителя. (5 мин)
В разговоре мы часто называли такую физическую величину, как «Электрический заряд». Я думаю, вы знаете, что он обозначается буквой q, измеряется в Кулонах. Но что значит «тело или частица имеет электрический заряд»?
Элементарные частицы – это мельчайшие частицы, которые не делятся на более простые, из которых состоят все тела. Элементарный заряд - заряд электрона (или протона). Электрон - частица с наименьшим отрицательным зарядом.
Если частицы взаимодействуют друг с другом с силами, которые убывают с увеличением расстояния так же, как и силы всемирного тяготения, но превышают силы тяготения во много раз, то говорят, что эти частицы имеют электрический заряд, а частицы называются заряженными.
Взаимодействие заряженных частиц называется электромагнитным. Способность частиц (или тел) к электромагнитному взаимодействию характеризует электрический заряд.
Электрический заряд – физическая величина, определяющая силу электромагнитного взаимодействия.
Совершенно ясно, что электрический заряд при электризации ниоткуда не берется и никуда не исчезает бесследно. Он только переходит от одного тела к другому, а общий заряд в замкнуто системе тел остается величиной неизменной. В этом состоит суть закона сохранения электрического заряда. Математически его можно записать так:
q1+q2+q3+ … +qn = const
Демонстрация приборов.
ДЭ №3. Электрофорная машина. Электрометр. Электроскоп
Обнаружить заряжено тело или нет можно с помощью электроскопа или электрометра, устройство и принцип действия, которых знакомо вам еще с восьмого класса.
ФЭЗ№2. Определение электрического заряда с помощью мультидатчика. (5мин.)
Работают в группах по 4 человека. Мультидатчик + электроскоп + линейка.
Закрепление. (10 мин.)
Работа в парах постоянного состава. Обсуждение кейсов.
Задание
Прочитайте кейс, обсудите, встречаются ли такие ситуации в жизни.
Ответьте на вопросы после кейса.
Кейс№1
Мастеру прядильного цеха Иванову Иван Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Иван Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы к кейсу:
1. Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?
2. Справедливо ли был наказан мастер Иван Иванович?
3. Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
Кейс №2.
Механик автоколонны по перевозке нефти Петров Пётр Петрович не подписал путёвку в рейс Синицину Виктору Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы к кейсу:
1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
2. Прав ли был механик автоколонны?
3. Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
Кейс№3
Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную, пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.
Вопросы к кейсу:
1. Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?
2. Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?
3. Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге?
Кейс№4
Заметка «Огонь отступил» из газеты «Известия».
«Было уже за полночь, когда рабочий Камбарской перевалочной нефтебазы Удмуртии И. Третьяков, заправив восемь цистерн авиационным бензином, перевел наливной шланг в очередную порожнюю емкость. Едва шланг коснулся горловины цистерны, как высоко вверх взметнулся 15-метровый оранжево-яркий столб огня. Мощной взрывной волной Третьякова отбросило далеко от цистерны».
Вопросы к кейсу:
Объясните, от чего произошел взрыв?
Какую важную ошибку допустил рабочий?
Что должен делать рабочий, что бы такая неприятность с ним не случилась?
Кейс№5.
Заметка «Почему загорелся бензин?» из журнала «За рулем» №3 1978 г.
«Когда я переливал из ведра через пластмассовую воронку бензин в топливный бак мотоцикла, неожиданно между краем воронки и ведром проскочила искра, а затем из горловины бака возник факел горящего бензина» - пишет Н. Маколкин из Ставропольского края.
Вопросы к кейсу:
Почему же загорелся бензин?
Какая ошибка была допущена?
Что необходимо делать в такой ситуации?
Решение качественных задач. (Если осталось время на уроке. Можно предложить на дом).
Итог урока. Рефлексия.
Заполните рефлексивную карту «После».
Сравните с правильными ответами. Есть ли отличия, ошибки?
На ошибках учимся. Помните «Мука учения всего лишь временная. Мука незнания – вечная».
Поэтому запишем домашнюю работу. Прочитать параграф 84. Подготовиться к ответу по вопросам в конце параграфа. Разберите задачи ЕГЭ на стр. 281.
Спасибо за работу на уроке! До скорой встречи, до новых открытий!
Презентация к урокуPPTX / 819.34 Кб
Качественные задачиDOCX / 236.98 Кб
КейсыDOCX / 22.98 Кб
Фронтальные экспериментальные задания к уроку.DOCX / 13 Кб
Легоцкая Вера Сергеевна
Забелина Маргарита Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Брянцева Елена Петровна
Забелина Маргарита Владимировна
Фалина Ирина Валериевна
Забелина Маргарита Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Забелина Маргарита Владимировна
Кузнецова Виктория Владимировна
Забелина Маргарита Владимировна
Евгения Николаевна Касьянова
Забелина Маргарита Владимировна