Биологии в 8-9 классе «Иммунная защита организма»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Основные понятия
иммунитет, иммунная защита, иммунодефицит, СПИД.
Изучение нового материала
ИММУННАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
В организме существует система защиты, которая действует в условиях целого организма. Это иммунитет, защищающий организм от повреждающих факторов биологического происхождения. Он защищает жизнедеятельность всего организма. Иммунитет включается тогда, когда все другие механизмы защиты исчерпывают свои возможности. Таким образом, иммунитет является вторым уровнем защиты организма. От иммунитета зависит реактивность организма к определенным видам микроорганизмов, к взаимодействию с которыми он приспособлен. Существуют две формы иммунитета: одна характерна для всех людей, другая индивидуальная. Обе формы иммунитета могут быть абсолютными, когда организм ни при каких обстоятельствах не заболеет данной болезнью (например, собачьей чумкой). Но могут быть и относительные формы, когда иммунитет ослабляется при неблагоприятных условиях, действующих на организм (например, переохлаждение, длительное голодание, физические и нервные перегрузки и т. п.), и человек заболевает. Иммунная система включается тогда, когда фагоциты не могут уничтожить попавшие в организм микроорганизмы. Например, некоторые бактерии и Вирусы могут размножаться внутри поглотившего их макрофага. В этом состоянии на них действуют лекарственные препараты, даже антибиотики.
Иммунная система отличается большой сложностью. Она включает клеточные и гуморальные элементы, предназначенные для опознания, а затем и уничтожения вредных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности. Иммунная система саморегулирующаяся. Она не только распознает микроорганизмы, но и реагирует на их количество. При этом она повышает чувствительность защитной реакции, если ® же отпадает надобность в иммунной реакции, она прекращается.
Как любая сложная система, иммунитет уязвим. Если один из элементов этой системы по каким-либо причинам перестает функционировать, может отказать й вся система; Возникают болезни, связанные с иммунодефицитом, когда организм не может самостоятельно противодействовать инфекции. Иммунодефициты разделяют на первичные (наследственные) и вторичные (приобретенные). Примером первичных иммунодефицитов может служить недостаточность иммунитета у новорожденных, так как у них еще не развиты все элементы, которые составляют систему иммунитета. Поэтому новорожденных детей и в последующие несколько месяцев особенно оберегают от инфекций и от действия факторов, снижающих сопротивляемость организма (переохлаждение, недоедание, перегрев и др.). Не рекомендуется такж;е применение сильно действующих лекарственных препаратов (антибиотиков, аспирина, сульфаниламидов) в период становления иммунной системы. Излишнее ограждение ребенка от внешних условий, увлечение лекарственными препаратами не способствует выработке иммунитета. Попав в другие условия, ребенок тут же заболевает. Иммунодефицит развивается и при старении как естественное явление* связанное со снижением количества и функций многих элементов, составляющих иммунную систему.
Вторичные приобретенные иммунодефициты развиваются под воздействием различных внешних факторов на нормально функционирующую иммунную систему. Иммунодефицит может возникнуть как осложнение после инфекционных заболеваний. Причиной могут служить: отравления, опухоли, а также облучения, химиотерапия и некоторые другие лечебные мероприятия.
В последние годы открыт вирус, поражающий один из важных элементов иммунной системы, в связи с чем вся система перестает функционировать. Развивается тяжелая и пока неизлечимая болезнь— синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Эту болезнь называют чумой XX в., так как она очень быстро распространяется и захватывает все новые и новые территории. В нашей стране зарегистрировано большое число и вирусоносителей. Это те, кто пока сам не заболел, но может заразить других. Для многих заражения СПИДом? На сколько опасны вирусоносители. и больные СПИДом? Надо помнить, что вирус СПИДа передается не только при половых контактах, но и при занесении его непосредственно в кровь при переливании крови, в результате использования нестерильных шприцев, медицинских инструментов. В обычных условиях общение с вирусоносителями и больными не опасно и избегать их не следует.
Нормально функционирующая иммунная система практически может обеспечить защиту человека от любых внешних воздействий. Однако нарушение любого элемента этой сложной системы делает организм уязвимым. Когда защитные: силы организма недостаточны для преодоления поражения, начинает развиваться болезнь и необходимо медицинское вмешательство.
Профилактические и лечебные мероприятия помогают иммунной системе справиться с повреждением, возникшим в организме.
Повышение температуры тела' при инфекции также является защитным механизмом организма.(третий уровень защиты); - Итак, нормально функционирующие защитные силы организма, действуя на разных уровнях, способны оградить человека от различных повреждающих внешних воздействий.
Задача человека состоит в том, чтобы в сложных экологических условиях нашего окружения сделать организм сильным, закаленным, готовым к сопротивлению. В закаленном и сильном организме хорошо развиваются защитные механизмы, ограждающие его от различных заболеваний. Защитные механизмы изнеженного организма под влиянием неблагоприятных факторов неспособны нормально функционировать и полноценно обеспечивать защиту от внешних воздействий.
Подумайте и ответьте. 1. Что такое иммунная защита организма? Какую роль она: выполняет? 2. Какие формы иммунитета вам известны? Раскройте каждую из них на конкретных примерах. 3. Какими свойствами обладает иммунная система? 4. Какие формы иммунодефицита вам известны? Приводите конкретные примеры каждой формы, а. Какие условия способствуют нормальному развитию иммунной системы? 6. Какую роль играет повышение температуры тела во время болезни?
Объясните значение терминов: иммунитет, иммунная защита, иммунодефицит, СПИД.
Органы иммунной системы
Общее строение иммунной системы.
Что входит в иммунную систему человека?
Иммунитет и иммунная система человека
Неспецифические и специфические факторы защиты
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html