Урок физики для 7 класса «Сила упругости. Закон Гука»

2
0
Материал опубликован 30 April 2017

План-конспект урока физики в 7 классе

Тема урока: Сила упругости.Закон Гука.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Форма урока: урок с элементами исследования.

Технология обучения: проблемное обучение.

Оборудование: презентация, гиря ,2 бруска, гибкая линейка, набор гирь; пружины разной жёсткости; динамометры.

Цель урока: познакомиться с «силой упругости», как новой физической величиной и выяснить ее физический смысл.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать первоначальные представления о силеупругости. Выявить природу силы упругости. Сформулировать закон Гука.

Развивающая: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме“сила», развивать внимание и любознательность путём выполнения опытов;формировать умения объяснять окружающие явления, происходящие в природе.

Воспитательная: вырабатывать устойчивое внимание при открытии новыхзнаний, теоретического материала; развивать правильную речь, используя физические термины; достичь высокой активности и организации класса.

Планируемые результаты:

личностные:

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

коммуникативныее:

умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

развитие ИКТ–компетенции.

предметные:

знать: причину возникновения силы упругости, что такое деформация, зависимость силы упругости, единицы измерения;

уметь: решать задачи на применение закона Гука, изобразить силу на рисунке.

Экспериментально установить, выявить природу силы упругости.

регулятивные: 

осуществлять регулятивные действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

формировать умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня мы продолжим знакомство с понятием сил в природе, познакомимся с ещё одним видом силы, а также будем продолжать расширение своего кругозора в областифизики.

А сейчас, непосредственно, приступим к проверке домашнего задания.

Вопрос к учащимся: Какую новую тему мы с вами начали изучать напрошлом уроке и что вы учили дома к этому уроку?

Приветствуют учителя, отвечаютна вопрос

- Сила. Сила тяжести

2. Актуализация знаний

- На ваших столах лежат чистые тетрадные листы. Я вам предлагаю ихвзять, подписать свою фамилию и имя и всё внимание на экран, где представлены вопросы для проверки домашнего задания.

Каков смысл термина «сила»?

а). Это действие на тело окружающей среды.

б). Действие на тело другого тела, меняющее его скорость.

в). Изменяющее форму тела действие на него другого тела.

г). Это термин, заменяющий во всех случаях взаимодействия тел слова «действие другого тела».

2. Что называют деформацией тела?

а). Прогиб тела при ударе по нему.

б). Изменение формы тела при его растяжении.

в). Уменьшение объема тела при сжатии.

г). Любое изменение формы и размера тела.

3. От чего зависит результат действия силы?

а). От точки ее приложения.

б). От ее направления.

в). От ее числового значения (модуля).

г). От всех этих характеристик силы.

4. Что такое всемирное тяготение?

а). Притяжение планет к Солнцу.

б). Притяжение планет друг к другу.

в). Притяжение всех тел друг к другу.

г). Притяжение всех тел к Земле.


 

5. Какую силу называют силой, тяжести?

а). Силу, которая деформирует тела.

б). Силу, которая изменяет скорость падающего на землю тела.

в). Силу, с которой Земля притягивает к себе тела.

г). Силу, с которой тела притягивают Землю.

6. Где сила тяжести больше - на вершине горы, у подножия, в середине спуска?

а). На вершине.

б). У подножия.

в). В середине спуска.

г). Она уменьшается по мере спуска с горы.

7.Что возникает в леске в результате её деформации и стремится вернуть леску в исходное положение?

а). Увеличивается масса.

б). Увеличивается плотность.

в). Увеличивается расстояние между частицами лески и возникает сила, стремящаяся вернуть леску в исходное состояние

Отвечают на вопросы теста и проводят взаимопроверку попредложенной учителем таблицеправильных ответов

3. Постановка учебной задачи

Мальчик, стоящий на доске?

Шар висит на нити, брусок лежит на столе, снег лежит на крыше. Падают ли тела?

Почему покоятся тела, лежащие на опоре или подвешенные на нити?

Итак, предположим, что сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой. Что же это за сила и как она возникает?

2. Объяснение причины покоя тел, лежащих на опоре или подвешенных на нити.

Проведём опыт. На середину горизонтально расположенной дощечки поставим гирю.

Под действием силы тяжести гиря начнёт двигаться вниз и прогнёт доску, т.е. доска деформируется. При этом возникает сила, с которой опора (доска) действует на тело расположенное на ней.

Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Вывод. На гирю, кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила. Эта сила направлена вертикально вверх. Она и уравновесила силу тяжести.

(Нет, она находится в состоянии покоя.)

(Нет.)

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

4. Решение учебной задачи

- Открываем свои рабочие тетради, записываем на полях число и тему урока по центру "Сила упругости. Закон Гука".

- Дадим определение силы упругости и запишем его в тетрадь.

Сила упругости – сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение.

Объяснение причины возникновения силы упругости деформацией тела (опоры).

Направление силы упругости противоположно направлению силы тяжести. Когда мы наблюдаем равенство силы тяжести и силы упругости?

Обозначение: .

возникает при деформации тел.

- Дайте определение деформации тела.

- А теперь внимание на магнитную доску.

(Демонстрируется плакат видов деформаций, а также с помощью прибора для демонстрации видов деформаций показать 5 видов деформаций, привести примеры.)

5. Виды деформаций:

Растяжение (тросы, цепи).

Сжатие (колонны, стены).

Сдвиг (болты, заклёпки).

Кручение (гайки, валы, оси).

Изгиб (мосты, балки).

Точка приложения силы упругости (на доске изображение вектора силы упругости).

Объяснение закона Гука.

а) Практическое задание – оформляем работу на раздаточных листах.

На штативе закреплена пружина, отмечены: нулевой уровень (точка отсчёта) и конечного положения пружины в состоянии покоя.

Этапы:

Измерить длину пружины в первоначальном положении.

Подвесить к пружине 1,2,3 груза, масса каждого по 100 г

Отмечать положение стрелки –указателя в конечном положении пружины в1.2.3.

Измерить длину пружины в конечном состоянии пружины.

Найти разность длин пружины.

Lо – начальная длина пружины;
L – конечная длина пружины;
L = L – L
о – изменение длин пружины.

Вывод. Модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела.

В этом и заключается Закон Гука. Был открыт английским учёным Робертом Гуком в 1675 г.

Формула:

где L – удлинение тела (изменение его длины);
k – коэффициент пропорциональности (жёсткость).

Жёсткость тела зависит от формы и размеров, материала, из которого оно изготовлено.

Закон Гука справедлив только для упругой деформации, т.е. если после прекращения действия сил, деформирующих тело, оно возвращается в исходное положение.

Ученики записывают тему урока

(При остановке тела и опоры.)


 


 


 


 

(Ответ учащихся: деформация – любое изменение формы и размера тела.)

Физкультминутка

Учитель предлагает выполнить упражнения:

Встали, потянулись (деформация растяжения/сжатия).

Наклоны вправо, влево, вперед, назад (деформация изгиба).

Повороты головы, кистей рук, плеч, туловища (деформация кручения).

Выполняют упражнения предложенные учителем

5.Первичное закрепление

Как возникает сила упругости?

Что называют деформацией тела?

Какие виды деформаций вы знаете?

Как формулируется закон Гука?

От чего зависит сила упругости?

Решение задач № 329, 327(Лукашик)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и решают задачи

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Укажите, какие из перечисленных тел являются упругими, а какие неупругими: пластилин, резина, воск, каучук, клей, свинец.

2.Вставьте пропущенные выражения в соответствующие им пустые места.

________ - это мера взаимодействия тел. Результатом действия силы может быть изменение __________ тела как по величине, так и по _____________, т.е. __________ тела изменяется. Результатом действия силы может быть также изменение ________ тела, т.е. деформация. Если изменения формы тела исчезают после того, как сила прекращает свое действие, то такая деформация называется _____________. Если изменения формы тела не исчезают, то деформация называется _______________.

3. Определите силу упругости, возникающую при деформации пружины, с жесткостью 100Н/м, если она удлинилась на 5см.


 


 


 

Самостоятельное выполнение заданий.

7.Подведение итогов урока

Итак, подведем итог нашего урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

- Что вызвало наибольшую трудность? Почему?

Фронтально

Отвечают на вопросы учителя.

Определяютсобственные

затруднения.

8. Информация о домашнем задании

Выдаетдомашнее задание

1 уровень- изучить п. 26,30.

2 уровень- упр.11

Слушают рекомендации учителя

Литература:

1. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике.7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. Организаций / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. М.: Просвещение, 2014. – 240 с.

2. Перышкин, А.В. Физика. 7 кл.:учебник /А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2014. – 224с.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.