12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зубова Ольга Алексеевна5912
Учитель химии и биологии в сельской школе. Образование высшее; категория высшая. Являюсь одним из победителей конкурса лучших учителей РФ в Приоритетном национальном проекте "Образование" - 2007 г.
Россия, Вологодская обл., Устюженский район, д. Лентьево
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
9

Урок "Движение животных"



Урок биологии в 6 классе по теме «Движение животных»


 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы, используемые на занятии: репродуктивные, частично-поисковые, КСО, ИКТ, решение проблемных задач.

 

Используемое оборудование: ПК, презентация PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки для самооценки учащихся, раздаточный материал: конверты с заданиями для 3-х групп для составления схемы движения.

 

 

Краткое описание урока

Данный урок следует за темой «Скелет – опора организмов». В ходе работы на уроке учащиеся должны познакомиться с видами движения животных.

Цель урока: познакомить учащихся с ролью и видами движения животных.

Задачи:

 

Образовательные:

актуализировать знания обучающихся о движении живых организмов на примере представителей царства Животные;

сформировать представление о разнообразии способов движения животных;

совершенствовать биологическую компетентность учащихся через представление о зависимости строения органов движения со средой обитания и выполняемой функцией;

ориентировать на системное восприятие многообразия движений в органическом мире.

 

Развивающие - продолжить развивать умения учеников:

анализировать, делать выводы;

выявлять причинно-следственные связи в органическом мире;

работать в группе;

распознавать животных, выявлять черты приспособленности к средам обитания;

анализировать ответы одноклассников.

 

Воспитательные – продолжить прививать:

экологический тип мышления;

коммуникативные умения и навыки;

активную жизненную позицию, любознательность;

эстетическую и экологическую культуру;

интерес и бережное отношение к природе.


 


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Организационный этап

Вступительное слово учителя – настрой на предстоящую работу.

Подготовка класса к уроку.

Личностные: самоопределение Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний по домашнему заданию.

Ответы на вопросы по карточкам.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Познавательные: сравнение с целью выявления соответствия и несоответствия

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

Формулирование темы и цели урока

Предлагает обучающимся определить тему и цель урока, исходя из темы прошлого урока.

Обобщает и уточняет ответы обучающихся.

Высказывают свои предположения.

Формулируют тему и цель урока.

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

Постановка учебных задач

Предлагает составить задачи на данный урок.

Помогает обучающимся в постановке учебных задач.

Формулируют задачи, озвучивают их и согласовывают.


 

 

Регулятивные: планирование Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы

Коммуникативные: постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли

Построение проекта выхода из затруднения

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации: «Зачем животные двигаются?  

Как же классифицировать их способы передвижения?»

 

Помогает найти ответы.

Решение проблемной ситуации осуществляется через просмотр видеофрагментов и слайдов презентации.

 

Обучающиеся находят ответы, вставляя их в слайды презентации.

Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: восприятие текстов публицистического и официально-делового стилей, определение основной и второстепенной информации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление

Проверяет осознанность ситуации.

Выполняют упражнение на проверку новых знаний – три группы по очереди выходят к доске и составляют схему «Виды движения животных».

Следят за работой товарищей, корректируют.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: саморегуляция, контроль и коррекция

Познавательные: анализ, структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Оценивание работы

Предлагает оценить свою работу на уроке и работу товарищей по группе.

Участвуют в оценивании своей работы и взаимооценке.

Личностные: смыслообразование

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: оценка действий партнера

Домашнее задание

Предлагает обучающимся самим выбрать домашнее задание.

Выбирают и записывают домашнее задание в дневники.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: прогнозирование

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи

9. Рефлексия учебной деятельности

Предлагает проанализировать проделанную работу. Организует рефлексию.

Соотносят задачи и результаты урока.

Высказывают своё отношение к уроку.

Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные: рефлексия, анализ

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


 

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1

Здравствуйте, ребята, садитесь! С чего мы обычно начинаем наш урок? (Ответы детей: «С листов самоконтроля»).

Откройте, пожалуйста, листы самоконтроля. Сегодня 22-ой урок. Выставьте себе отметку в первую графу - «Самооценка за домашнее задание». (Ученики оценивают себя за подготовку домашнего задания).

2. Актуализация знаний

К листам самоконтроля мы ещё вернёмся. Пока их отложите. А что же всё-таки было задано на дом? Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Ответы).

Правильно, мы с вами познакомились с опорно-двигательной системой животных. Давайте повторим изученный материал.

Слайд 2

Для проверки домашнего задания вам выданы карточки. Каждый работает самостоятельно. Для опроса домашнего задания даю 3 минуты. (Учащиеся письменно дают ответы и сдают карточки).

3. Формулирование темы и цели урока

Скажите, ребята, знакомясь с живыми организмами, какие процессы жизнедеятельности мы уже изучили? (Ответы: питание, дыхание, выделение, обмен веществ). А на прошлом уроке мы изучали скелет. К какой системе он относится? (Ответы). Правильно, к опорно-двигательной. А значит, пришло время изучить какой процесс? (Ответы). Правильно, - движение.

Слайд 3

Тема нашего урока «Движение животных». Что подразумевает данная тема? Какую цель вы для себя поставите на этот урок? (Ответы детей). Правильно, цель нашего урока – познакомиться с особенностями движения животных.

4. Постановка учебных задач

Ну а теперь назовите, что конкретно нужно сделать для достижения нашей цели, то есть попробуйте сформулировать задачи урока. (Ответы детей).

Итак, подведу итог сказанному. Вы назвали следующие задачи:

выяснить роль движения в жизни животных;

познакомиться с видами движения животных… А вам не интересно знать – за счёт чего животные могут двигаться тем или иным образом? (Ответы детей). То есть, необходимо добавить ещё одну задачу -

выяснить приспособления к разным видам движения.

5. Построение проекта выхода из затруднения


 

Итак, задачи вы перед собой поставили. Какие будут предложения? С чего начнём? А я предлагаю урок про движение начать… с движения. Перед серьёзной работой необходима небольшая разминка. Встаньте, пожалуйста. Я буду читать стихотворение, а вы – его инсценировать.

Представьте, вы мир посмотреть захотели.

Свободно, как птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывёте,

Теперь в саду яблоки спелые рвёте.

Но вдруг вам пришлось от волка бежать

И ноги над кочками вверх поднимать.

Сейчас оглянулись направо, налево.

Все дружненько сели, и снова за дело!

Ребята, я думаю, что это не просто стихотворение. Может быть, оно поможет вам справиться с первой задачей сегодняшнего урока? Посмотрите на него ещё раз внимательно и попробуйте ответить на вопрос – какова же роль движения в жизни животных?

Слайд 4

(Дети читают слайд и предлагают выводы о роли движения).

Слайд 5

Итак, мы пришли к выводу, что движение необходимо животным для:

поиска пищи;

спасения от хищников и неблагоприятных условий среды;

расселения и освоения новых местообитаний.

Слайд 6

С первой задачей мы справились. Теперь перед нами стоит задача - познакомиться с видами движения животных. Скажите, а где можно взять материал на эту тему? (Ответы – из учебников). Правильно, из учебников. А можно из опыта собственных наблюдений? Конечно. Вы ведь не раз видели, как двигаются различные животные. Скажите, а движение каких животных вы точно не могли видеть в повседневной жизни? (Ответы – одноклеточных). Правильно, одноклеточных, или простейших. А почему вы за ними не наблюдали? (Ответы). Конечно, вы не могли за ними наблюдать, потому что они очень маленькие и не видны невооружённым взглядом.

Так вот сегодня я вам предлагаю за ними понаблюдать и выяснить – какие виды движения есть у одноклеточных животных?

Видео: 1. Движение амёбы 2. Движение эвглены зелёной 3. Движение инфузории-туфельки

Слайд 7

Ну что, ребята, какие сведения из микромира вам стали известны? При помощи чего передвигается амёба? Эвглена зелёная? Инфузория-туфелька? Сейчас я вам предлагаю эти сведения записать в тетрадь - номер 98, стр. 55.

А как же двигаются многоклеточные? При помощи чего?

Слайд 8

Посмотрите внимательно на этот рисунок. Движение всех многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью и ещё - зависит от среды обитания.

Сколько сред обитания вы знаете? Правильно – три: почвенную, водную и наземно-воздушную. Но сегодня, чтобы было удобнее изучать движения животных, мы наземно-воздушную среду изучим в 2 этапа: отдельно воздушную, а потом наземную. Итак, отправляемся на экскурсию в страну Движенландию.

Слайд 9

Начнём нашу экскурсию с изучения почвенной среды. Как вы думаете – каким видом движения можно передвигаться в почве? (Ответы). Конечно, ползаньем. Причем, нужно ещё каким-то образом сначала протиснуться между частичками почвы. Животные это делают по-разному. Чем кроты роют себе ходы? (Ответы). Правильно, мощными передними конечностями, как и насекомые – медведки. А что же делать безногим червям?

Слайд 10

Почему червяк ползёт, а не летит и не идёт?

Быстро двигаться не хочет? Может, он ленивый очень?

Для полёта нужны крылья, для ходьбы нужны ноги. А у него их нет. Что же есть у дождевого червя для передвижения? Посмотрите внимательно на слайд. Какие 2 вида мышц вы у него видите? (Ответы). Если он сожмёт поперечные (или кольцевые) мышцы, каким станет его тело? (Ответы). (Учитель объясняет, как двигается дождевой червь).

Таким образом, дождевой червь продвигается за счёт попеременного сокращения продольных и кольцевых мышц. Запишите это в № 98.

Слайд 11

Ну что ж, теперь давайте попутешествуем по водной среде. Здесь самыми основными обитателями являются… рыбы. Как называется их способ передвижения? За счёт чего они двигаются? (Ответы).

Слайд 12

Правильно – они плавают за счёт движений хвостового плавника вправо и влево. Записываем пример «рыба» в тетрадь.

Слайд 13

А какие приспособления к движению в водной среде вы можете назвать у этих животных? (Ответы).

А как же передвигается медуза? Давайте посмотрим.

Видео: 4. Движение медузы 5. Движение осьминога

Слайд 14

Как называется способ передвижения медуз, кальмаров, осьминогов? (Ответы – реактивное движение). Правильно, вот его особенности (Зачитать слайд № 14). Записываем в тетрадь пример «медуза» и заполняем другие колонки.

Слайд 15

Ну а теперь пришло время немного попутешествовать и по воздуху. Например, птицы, каким способом движения они передвигаются по воздуху? (Ответы – летают).

Слайд 16

А какие приспособления у них для этого есть? (Ответы) Кроме крыльев, у птиц есть целый ряд других приспособлений к полёту:

обтекаемая форма тела,

лёгкий скелет,

хорошо развитые летательные мышцы,

воздушные мешки, уменьшающие вес тела и обеспечивающие лучшее поступление кислорода в лёгкие во время полёта.

Запишите пример «птица» в тетрадь.

А кроме птиц ещё кто может летать? (Ответы).

Слайд 17

Крылья насекомых – это складки кожи, а крылья летучих мышей – перепонки между пальцами. Изучив движение в воздухе, мы спускаемся на землю.

Слайд 18

Ну вот, мы и добрались до знакомой нам наземной среды обитания.

Слайд 19

Как же здесь могут передвигаться животные? (Ответы). Правильно, для наземной среды обитания характерны такие способы передвижения как ползанье, прыжки и бег или ходьба.

Какие же особенности характерны для каждого вида передвижения? Давайте посмотрим видеофрагменты и ответим на поставленный вопрос.

Видео: 6. Движение змеи 7. Движение крокодила 8. Прыжки лягушки

Слайд 20

Итак, какие же особенности характерны для ползающих животных, например, для змей? (Ответы). Нет конечностей; веретенообразное тело. Записываем пример «змея» в тетрадь.

Слайд 21

А какую особенность имеют животные, передвигающиеся прыжками? Каких прыгающих животных вы знаете? (Ответы). Каковы особенности их ног? (Ответы). Их задние ноги длиннее и мощнее передних. Записываем пример «лягушка» в тетрадь.

Слайд 22

А что же с ходильными животными? Какие особенности у них? Посмотрите внимательно на слайд и дайте ответ – в зависимости от чего ходильных животных подразделяют на 3 группы? (Ответы).

Оказывается, их можно подразделить в зависимости от положения конечности во время бега на: стопоходящих, пальцеходящих и копытных. (Копыто – это твёрдое образование вокруг пальца). Найдите, пожалуйста, примеры ходильных животных из каждой группы в задании № 100, стр. 57.

Слайд 23

Всё верно. Вот ещё некоторые представители ходильных животных. А сейчас я вам предлагаю вернуться к задачам урока и выяснить – все ли задачи мы разрешили?

Слайд 24

Итак, первую задачу мы решили в самом начале урока. Вторая - познакомиться с видами движения животных. Вы познакомились? (Ответы – да).

А раз познакомились, давайте закрепим материал. Как передвигается лягушка (что делает?). (Ответы). Верно, но что же за урок про движение без самого движения? Давайте встанем и покажем, как она двигается. Далее - змея, бабочка, рыба, страус, дождевой червь, человек?

Садитесь, ребята. Наверное, можно сделать вывод, что с видами движения животных вы познакомились, и вторая задача тоже решена. А какая же была третья задача?

Научиться называть приспособления к разным видам движения. Вот давайте сейчас по очереди каждый из вас скажет (по цепочке), при помощи чего передвигаются эти животные. (Ответы).

А каких животных мы здесь не назвали? (Ответы). Конечно, одноклеточных. Давайте вспомним и про их приспособления к движению.

6. Первичное закрепление

Слайд 25

Как вы считаете – теперь со всеми задачами мы справились? Тогда пришло время подведения итогов.

Я предлагаю составить вам итоговую схему «Виды движения животных». Задание разделено для трёх групп. Пожалуйста, первая группа – выходите к доске и получите конверт с карточками для составления схемы.

(Дети выходят группами к доске и составляют из выданных карточек схему: 1-я группа – движения одноклеточных; 2-я – движения многоклеточных; 3-я – типы движения ходильных животных).

7. Оценивание работы

Молодцы! Теперь пришло время вернуться к листам самоконтроля. Оцените свою работу на уроке и то, насколько вы поняли материал урока.

8. Домашнее задание

Слайд 26

Ну а теперь откройте, пожалуйста, дневники. Как вы думаете, какое же домашнее задание можно выполнить после проделанной нами работы? (Ученики предлагают варианты домашнего задания).

Итак, задание на дом – записываем в дневники:

стр. 89-97, вопросы стр. 99

99; 100 письменно в тетради.

выяснить случаи движения растений.

Первое и второе задание - это обязательная часть, третье – на ваш выбор.

10. Рефлексия учебной деятельности

Слайд 27

Ну а сейчас наш урок подходит к концу, и мне бы хотелось услышать ваше мнение и задать вам следующие вопросы. (Зачитать вопросы слайда № 27)

Пожалуйста, выскажитесь каждый. Можно ответить на любой из поставленных вопросов. (Идёт рефлексия).

Я очень рада, что урок вам понравился, заинтересовал вас; что вы узнали много нового, несмотря на то, что движения животных часто наблюдаете в природе. И я абсолютно согласна с вами, что без движения жизнь просто невозможна.

Слайд 28

Без движения – беда! Станешь пищей без труда. И на солнышке сгоришь, от врагов не убежишь. Вывод прост: движение – жизни проявление.

Спасибо всем за активную работу! Урок закончен.


 

Источники информации


 

Биология: Живой организм. 6 кл.: учебник / Н.И. Сонин, В.И. Сонина. – М.: Дрофа, любое издание

Биология: Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь / Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, любое издание

http://www.mash.dobrota.biz/39yuridicheskie/199380-1-zakroyte-glaza-rasslabte-telo-predstavte-ptici-vdrug-poleteli-teper-okeane-delfino.php


 

Для презентации - http://900igr.net/prezentacija/biologija/dvizhenie-zhivykh-organizmov-v-prirode-75596/urok-po-biologii-v-6-klasse-na-temu-dvizhenie-zhivykh-organizmov-v-1.html


 

Видео: - с канала You Tube

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

6. 

7. 

8. 


 

Приложения

Карточка для опроса домашнего задания

Вопросы по ОДС:

Выберите все правильные ответы. Функциями скелета являются: а) участие в движении, б) передача нервных импульсов, в) опора и защита, г) обеспечение формы тела, д) газообмен, е) защита органов, ж) выделение ненужных веществ.

Перечислите 3 отдела скелета позвоночных животных: а) ______________________________, б)_____________________________________, в) ______________________________________

Подчеркните лишнее животное в группе: улитка, краб, щука, майский жук. Почему вы так решили?

Подчеркните лишнее животное в группе: голубь, рак, окунь, кошка. Почему вы так решили?


 

Наша итоговая схема

t1605798495aa.jpg

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.