Урок фортепиано как средство музыкотерапии в здоровьесбережении детей

4
0
Материал опубликован 3 May 2022

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №707 

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА










МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ


«Урок фортепиано как средство музыкотерапии

в здоровьесбережении детей»





Исполнитель:

Огаркова Елена Александровна,

педагог дополнительного образования








Санкт-Петербург

2022

Содержание


Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Музыкотерапия – психотерапевтический метод гармонизации человека.... 3

2. Применение приёмов и методов музыкотерапии в процессе обучения игре на фортепиано……………………………………………………………………. 8

Заключение ……………………………………………………………………... 13

Список литературы ……………………………………………………………. .15






















Введение


Ценность музыкального образования в воспитательных, развивающих и творческих аспектах формирования современной личности бесспорна, и всё же предназначение музыки можно рассматривать значительно шире.

В связи с ухудшением здоровья и различными врождёнными патологиями детей, отмеченными статистикой за последнее десятилетие, повышенный интерес в педагогической среде вызывают возможности применения методов музыкотерапии в образовательном процессе.

Музыкотерапия, как специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, включает в себя гуманистические модели передовой современной педагогики, и может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Основная цель использования методов музыкотерапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания.


1. Музыкотерапия – психотерапевтический метод гармонизации человека


Сила музыки волновала умы величайших мыслителей с древних веков. Знаменитый Пифагор создал теорию о музыкально-числовом строении Космоса и с большим успехом использовал сочиненные им мелодии для лечения "болезней души" – уныния, гнева, страстей.

Платон считал, что сила государства зависит от того, какую музыку слушает народ. Он предостерегал от использования хаотичных и грубых ритмов.

Аристотель посвятил много времени изучению законов музыки. Он описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Аристотель утверждал, что дорийский лад оказывает уравновешивающее воздействие, фригийский – возбуждающее, лидийский – размягчающее.

Уже в Древней Греции существовала классификация музыки по типу воздействия ее на слушателя. Греческий философ Демокрит рекомендовал слушать музыку при многих заболеваниях.

Про лечебные особенности музыки китайские мудрецы писали ещё до нашей эры. Они использовали соответствие пяти музыкальных элементов пяти внутренним органам (сердце, печенка, легкие, селезёнка, почки) как основу для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.

Древние египтяне исцеляли бессонницу хоровым пением, эллины боролись с радикулитом при помощи звуков трубы, Авиценна лечил музыкой нервные и психические недуги.

Современными учёными доказано, что музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыкотерапия признана наукой во всём мире и является официальным методом лечения.

Многочисленные исследования показывают, что классическая музыка способна воздействовать на организм человека на молекулярном уровне. Молекула воды, которая составляет свыше 80% физического тела человека, при прослушивании классической музыки выкристаллизовывается до совершенной формы.

Звук – это энергия! Человек не только слышит звук, но и воспринимает его всеми своими органами. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма, гармонии, нотного состава, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно.

Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать возможности человеческого организма, помочь гармоничному взаимодействию внутренних органов. С помощью звука физиологические функции, такие как пульс, сердечный ритм, дыхание, пищеварение, могут быть более скоординированными, а соответствующие органы могут лучше работать.

Особое влияние оказывает звук на психическое и эмоциональное состояние человека. При неврологических расстройствах музыкотерапия становится незаменимой, поскольку, в восприятие музыки принимают участие два полушария мозга – правое и левое. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

Музыка больше чем другие виды искусства связана с эмоциональной природой человека. Чувства, что возникают под воздействием музыки своей силой намного острее в сравнении с переживаниями, вызванными другими видами искусства. Эмоциональные переживания помогают понять художественное содержание музыки, именно через раскрытые разнообразные эмоции музыкальные произведения несут в себе глубокие мысли, философские идеи и обобщения.

Различают два вида музыкальной терапии: пассивная (рецептивная) и активная. Рецептивная музыкотерапия — это прослушивание музыки, что способствует облегчению личных переживаний, унормированию эмоционального состояния, повышению социальной активности. Активная музыкотерапия предполагает игру на музыкальных инструментах, пение.

Музыкальная терапия в сочетании мягкого влияния и отсутствия жесткого директивного начала позволяет обходить «цензуру сознания», дает возможность выразить наиболее важные мысли и переживания, понять их источник и значение, осознать содержание собственного внутреннего мира.

Различные виды музыкальной терапии основаны на мобилизации творческого потенциала, что отвечает фундаментальной потребности человека в самоактуализации — раскрытии всего спектра своих возможностей и утверждении им своего собственного способа бытия в мире.

Следует отметить широкий диапазон в сфере применения музыкальной терапии: развитие коммуникативных навыков, творческих способностей и мышления, эстетических потребностей и способности к релаксации, коррекция и развитие эмоциональной сферы, модуляция функциональных систем.

Музыкотерапия имеет и высокую образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.

Основная цель использования методов музыкотерапии состоит в гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Важнейшей техникой музыкотерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей учащегося.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного и приносящее наслаждение» считает Л.В. Выготский.

Задачи музыкотерапии:

Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над звуком, гармоническими красками, техническими приемами, фразировкой, анализом структуры исполняемого произведения является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).

Облегчить процесс обучения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания, часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов (иллюстрация картин, скульптур), чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

Получить материал для интерпретации. Продукты художественного творчества (чтение стихов, прозы, примеры из жизни великих музыкантов) дают возможность получить информацию, которая может помогать в интерпретации исполняемых произведений.

Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

Наладить отношения между преподавателем и учащимся. Совместное участие в творческой деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

Развить чувство внутреннего контроля. Работа над ритмом, анализом структуры произведения, упорядочивание форм при исполнении.

Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Разучивание музыкальных произведений создают богатые возможности для экспериментирования вместе с ребенком в развитии слуховых, сенсорных, тактильных ощущениях и развитии способности к их восприятию.

Развить творческие способности и повысить самооценку. Побочным продуктом музыкотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления моментов или состоявшихся исполнений произведения на уроках и концертных выступлениях.

Использование элементов музыкотерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между учащимися. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

При гуманистической позиции учителя быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия. Успешное выполнение учеником творческих заданий повышает самооценку, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей.

Таким образом, музыкотерапия позволяет каждому учащемуся оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. Она не провозглашает личностно – ориентированный подход, а является реальным и эффективным способом его воплощения на практике и может успешно применяться в учебном процессе дополнительного образования детей.



2. Применение приёмов и методов музыкотерапии в процессе обучения игре на фортепиано.



«На ваших уроках я научился играть на фортепиано. Я чувствую, что через каждую мою вену идет музыка. А Музыка меня радует в уме и меня возрождает!»

Прелов Саша, ученик 2 класса.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться процесс обучения игре на фортепиано. Музыкотерапия помогает ребенку выразить свой внутренний мир через взаимодействие с инструментом.

На уроках фортепиано используются две формы музыкотерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме ученик «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме музыкотерапии ученик сам создает продукты творчества: исполнение произведений, музыкальные импровизации, транспонирование и т.д.

Занятия музыкотерапией могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема жестко задается и предлагается определенный материал. Как правило, по окончании занятий, обсуждается тема, манера исполнения. При неструктурированных занятиях ученик самостоятельно выбирает тему для работы на уроке.

Существуют различные варианты использования метода музыкотерапии:

Использование уже существующих произведений искусства через анализ и интерпретацию учащегося.

Побуждение ученика к самостоятельному творчеству.

Использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество ученика.

Творчество самого педагога, направленное на установление взаимодействия с учеником (показ, игра в ансамбле).

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды музыкотерапии применяемых на уроке фортепиано: звукотерапия, ритмотерапия, улыбкотерапия, вокалотерапия, рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, танцтетерапия, сказкотерапия, телотерапия, театртерапия и т. д.

С первых уроков акцентируя внимание ученика на том, как прикосновение к клавише влияет на окраску звука, и какие ощущения при этом испытывает сам ребенок, педагог подталкивает ученика к развитию эмоциональной чувствительности и воображения. Звучание струны становится материалом творческой деятельности, с помощью которого можно рисовать своеобразные звуковые картины.

В таких музыкальных зарисовках ребенок может выразить все, что видит вокруг себя, что чувствует, о чем переживает или мечтает. Игра со звуком становится увлекательным занятием, звукотерапия бессознательно погружает ученика в свой внутренний мир. И для него самого часто бывает неожиданным и волнующим то, что одну и туже, мелодию можно исполнить совершенно с разным настроением и изменить ее почти до неузнаваемости, если поменять темп, штрихи или знаки.

Через подобные игры-фантазии ребенок постепенно осваивает необходимость грамотного прочтения текста, изучает возможности инструмента, привыкает слышать и контролировать свое исполнение. Как только ученик осознает, что инструмент как зеркало отражает все, что происходит у него внутри, в нем просыпается активное творческое начало.

Увлекательным занятием становится работа над ритмом. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично, как в двигательной, так и вегетативной сфере.

Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Работая над ритмической организацией музыкального произведения, педагог применяет принципы ритмотерапии, которые помогают координировать движения тела, согласовывая их с мыслительными и психологическими процессами организма. Умение управлять музыкальным полотном в заданном временном режиме отражает ту или иную степень этой согласованности.

Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда, заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают. Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах.

Работа над ритмической организацией выполняет и релаксационную функцию, так как переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых. Ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают. Применяя музыкально-ритмические упражнения на уроках фортепиано, можно добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Активизируя в целом организм детей, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. Эмоциональная окраска образов, возникающих при музицировании, различна в зависимости от индивидуальных особенностей, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей учащегося.

Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Любая музыка ассоциируется лично для каждого учащегося с каким-либо событием, вызывает определенные эмоции. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.

Занятия фортепиано играют важную роль в реабилитации детей инвалидов, детей с тяжелыми диагнозами, такими как ДЦП, неврологические заболевания, заикание. Индивидуальные занятия наиболее глубоко воздействуют на все стороны функционирования нервной системы ребенка, помогают ему восстанавливаться и реабилитироваться — все это позволяет найти модель поведения ребенка, свою нишу, не быть в ограниченном пространстве, способствуют повышению самооценки и адаптации в социальной среде.

Важную роль на занятиях играет улыбка педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок, играя на инструменте, улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно, в результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность ребенка. Вскоре, улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ученик смотрит на мир и на людей с улыбкой.

Голос пианиста – это его руки, поэтому так важно, чтобы игровой аппарат был удобно приспособлен к инструменту, имел достаточную пластичность и согласованность при исполнении произведений.

Координируя и совершенствуя умение ученика пользоваться собственными руками, чувствовать свое тело, ощущать согласованность двигательных механизмов организма и создаваемого музыкального образа, педагог помогает ребенку ощутить целостность эмоциональных, мыслительных и двигательных процессов. Телотерапия позволяет наиболее глубоко погрузиться в свой внутренний мир образов и чувств, испытать радость от воплощения исполняемой музыки, напитать свой организм красотой созвучий.

В такие моменты ученик бессознательно начинает понимать, что инструмент – это его надежный и верный друг, которому можно доверить и свою радость, и печаль, рассказать о том, что волнует его. и о чем он переживает. Ощутив минуты удовлетворения, ребенок испытывает самостоятельную потребность в общении со своим помощником, тем самым научаясь одному из важных принципов здорового образа жизни –саморегуляции.

Пробудив в ученике желание взаимодействовать с инструментом, педагог, тем самым, мотивирует ребенка не только на систематические домашние занятия, но и формирует потребность поделиться красотой своего внутреннего мира с окружающими. Участия в концертах становятся праздниками!

Моменты откровения со слушателями во время выступлений оставляют яркое эмоциональное впечатление, и подталкивают ученика к еще большим достижениям – попробовать свои силы в конкурсных испытаниях. Изнутри вызревшее решение ученика подготовить сложную конкурсную программу становится наисильнейшим мотиватором и прочной опорой на пути к самопознанию не только самого ученика, но и педагога.

Успешная творческая реализация побуждает учащегося к дальнейшему процессу достижения музыкальных вершин, и тогда потребность быть с музыкой становится выбором жизненного пути. Ученик, который в радости освоил азы своей будущей профессии, сможет впоследствии вдохновлять и обучать своих воспитанников в экологически здоровой среде.

Таким образом, применение методов музыкотерапии на уроках фортепиано позволяет педагогу глубже понять ученика, помочь ему наиболее полно раскрыть свою индивидуальную природную красоту, научить радоваться жизни, преодолевая различные сложности, быть в гармонии с воображаемым и реальным миром, смотреть на окружающую действительность с улыбкой и позитивом, стремиться к духовному росту.

Именно такой подход к процессу обучения умению владением инструментом закладывает прочные основы в развитие креативной здоровой личности, помогает осознанно формировать бережное отношение к себе и к окружающему нас миру.


Заключение


Педагогам–музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями науки в вопросах здоровьесбережения детей.

Музыкальная терапия включает в себя гуманистические модели передовой современной педагогики и может стать эффективным методом психологической коррекции школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

При гуманистической позиции педагога, которая является основным принципом музыкотерапии, быстрее устанавливаются отношения доверия и взаимного принятия, что позволяет каждому учащемуся продвигаться в развитии сообразно своей природе.

Методы музыкотерапии в процессе обучения игре на инструменте помогают учащимся выразить свой внутренний мир, повышают самооценку, учат расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей.

Применение методов музыкотерапии в процессе обучения игре на инструменте пробуждает устойчивую потребность учащихся в творчестве, развивает стремление к самовыражению и самопознанию, закладывает основы саморегуляции, формирует осознанное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни.

















Список литературы


Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2004. 240 с.

Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. 4. С. 114-117.

Гинзбург Ф. Заповеди педагогического общения // Воспитание школьников. 2003. 4. С. 25-26.

Гогохия Г. Здоровье в три шага. Базовый курс системы М. Норбекова. СПб: ИК Невский проспект, 2005. 352 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.

Клявина И.И. Культура детства: учеб.пособие: в 2 ч./ И.И. Клявина. 2-е изд. испр. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т.культуры и искусств, 2004-2005. 4.1: Методологические основы изучения и структурный анализ. 204с.

Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007. 197 с.

Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2007. 256 с.

Менегетти А. Введение в теорию онтопсихологической музыкотерапии // Методы эффективной психокоррекции: хрестоматия / сост. К.В. Сельгенок. Мн.: Харвест, 2003. 816 с.

Петрушин В. И. Валеология / В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина. М., 2002.

Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Ф.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.

Психотерапевтическая энциклопедия // под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб: Питер, Издательский дом, 2002. 1024 с.

Рерих Н.К. Зажигайте сердца / сост. Богданова И. М.: Мол. гвардия, 1990. 190 с.






























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.