12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Голдырева Елена Валерьевна1018
Люблю читать, путешествовать, заниматься ландшафтным дизайном
Россия, Пермский край, Пермь

Урок географии – мотивационная площадка для повышения интереса школьников к чтению

Голдырева Е.В.,

учитель географии

МАОУ «Лицей №8»

г. Перми


Книга – интеллектуальный трамплин, школа жизни, путь развития человека, его духовных качеств и познавательных процессов. Однако этот источник знаний для современных школьников перестал быть основным, а чтение, особенно учебного текста, становится «вынужденной надобностью».

Психологи убеждены: мотивация к чтению начинается с пробуждения интереса. Поэтому задача учителя - сделать прочтение учебного материала смысловым, значимым. Для этого систематизированы отработанные приёмы, успешно применяемые в педагогической практике на уроках географии (особенно в основной школе). Вызывая первоначальную необходимость прочтения учебного материала, они в дальнейшем повышают интерес к его изучению, способствуют продолжению формирования умения самостоятельно его понимать, так как финальной точкой становится «интеллектуальный продукт» школьника (схема, таблица, анализ текста и.д.).

1. Выделение ключевых смыслов. Данный приём позволяет анализировать учебный текст через:

выделение ключевых слов. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст (в том числе учебный). Они могут быть выделены через подчеркивание или особый шрифт. Выделенные ключевые слова приводят читателя к предложениям, заслуживающим дальнейшего внимания.

выделение смыслов предложений. Смысловые предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?

основной смысл текста. Передача прочитанного утверждения своими словами (повторение авторской (научной) мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией ученика на высказанные в тексте утверждения).


Примеры заданий:

Объяснение отношения

Работая с параграфом учебника, объясните отношение данных слов, выражений, объектов к теме урока:

IIIII в.в до н.э

Народы Тихого океана

Карты в Римской империи

Период Великих географических открытий

Планы местности


Условные знаки

Масштаб

Географическая карта

Градусная сеть

Начальный меридиан

экватор



От слова к таблице (схеме)

Представьте основное содержание текста параграфа в виде таблицы, на основе полученных данных составьте логико-смысловую схему

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста





Перепутанные логические цепочки

Работая с параграфом учебника

определите верны ли логические цепочки:

t1572454838aa.png


Экспертиза художественного текста

Сибирь!Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Могучий край всемирной славы,

Что грозно щедростью стяжал,

Завод и житница державы,

Её рудник и арсенал.

Край, где несметный клад заложен,

Под слоем — слой мощней в двойне.

Иной ещё не потревожен,

Как донный лед на глубине.

Сибирь! И лёг и встал — и снова —

Вдоль полотна пути Сибирь.

Но как дремучестью суровой

Ещё объят её пустырь!

Идёт, в окне экспресса

Вдоль этой просеки одной

Неотодвинутого леса

Оббитый ветром перестой.

По хвойной тьме — берёзы проседь…

Откосы сумрачные гор…

И всё кругом как бы укор

Из давней давности доносит.


Твардовский А. «За далью даль»

Провести экспертизу стихотворного отрывка:

Какие особенности природы Сибири указывает автор произведения? Докажите это стихотворными строками.

Определите, реальны ли эти природные характеристики или это авторский вымысел (работа с параграфом учебника, картами атласа).

Дайте экспертное заключение



Экспертиза - специальное исследование определенной проблемы (явления, факта, предмета и пр.), которое проводится лицом, сведущим в определенной области. 

Лови ошибку (Дневник несостоявшегося похода)

Найдите несоответствия (ошибки) в учебно-познавательном тексте:

На огромном перешейке между Балтийским и Азовским морями расположены горы Большого Кавказа. Северный Кавказ – самая южная часть России, здесь проходит граница с Казахстаном и Турцией. Северный Кавказ – это район, расположенный на границе субтропического и экваториального климата. Кавказ – молодые горы, образованные в байкальскую складчатость. Сложная история геологического развития региона – причина богатств недр Кавказа различными полезными ископаемыми. Основным источником влаги для Северного Кавказа является Каспийское море, поэтому восточные склоны отличаются большим количеством осадков. На западе региона часты засухи и суховеи. Наиболее крупные реки – Кубань, Терек, Ока, Егорлык, Дон. Богатство Прикубанской низменности – плодородные почвы. Отчетливо выражается высотная поясность.


Антиципация (предвосхищение, предугадывание содержания)

Используя параграф учебника, восстановите текст с пропущенными элементами:

Байкал – настолько уникальное явление, что его даже включили в Список природного наследия ЮНЕСКО. Но не все знают о причинах, побудивших признать озеро чудом природы, а их множество.

Байкал занимает ___ место по глубине и ___ по площади среди озёр планеты. С огромной территории собирается вода в Байкал, куда несут её около _____ рек, речушек и ручьёв. Вытекает же из него всего одна река - ____________.

Считается, что около 60% животных и 40% растений – здешние ___________. Самый известный заповедник на Байкале - _________________. Учреждён в 1916 году для охраны ________. Местные жители называют Байкал «Славное _____, ______ ________».


2. Подбор цитат для аргументирования

Данный прием положен в основу педагогического проекта «Географический Шекспир».

Подтверждение истины никогда не излишне,

даже и тогда, когда спит всякое сомнение.

У. Шекспир «Генрих VI»

Доминирующая деятельность

Решение проектной задачи

Предметно-содержательная область

География, литература

Характер координации проекта

Групповая, индивидуальная, интерактивная

Характер контактов

Диалог, дискуссия, разработка презентационного материала

Контингент участников

8-11 класс

Цель

Создание образа географического объекта, процесса, явления с использованием высказываний из произведений У. Шекспира

Задачи

1. Расширить знания учащихся о географических объектах, явлениях, процессах, творчестве У.Шекспира;

2. Продолжать развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с художественным произведением;

3. Продолжать формирование информационной и коммуникативной
компетенций, навыков смыслового чтения у учащихся

Результат

Презентационный материал по заданной проектной задаче

Разработанные содержательные линии

«Сами мы не местные» (особенности миграционных процессов в мире, России, отдельных районах РФ)

«Наука – двигатель прогресса» (проблемы и перспективы развития научного комплекса России)

«Окно в Европу» (Северо-Западный экономический район РФ)

«Автомобильный цех России» (особенности развития автомобильной промышленности Поволжья);

Будущее нефтяной промышленности мира

Будущее Пермского метрополитена и др.


Пример задания:

Подберите из произведений У.Шекспира стихотворные строки, которые могут стать цитатами к формулировкам географических процессов, проблем.

t1572454838ab.gift1572454838ac.gif














В качестве литературных источников для цитат могут быть использованы произведения любого автора (интересного как школьникам, так и учителю).



3. Перевод сплошного текста в графическую форму

Примеры заданий:

Определите по описанию природные объекты, составьте модель «Властелин колец». Назовите географический объект, оказавшийся на «пересечении множеств» (рис.).





Местность ровная, как стол,
К центру от краев уклон.
Не трясет, вулканов нет,
Проживем без всяких бед.
Ямбург, Уренгой, Надым,
Омск, Тюмень или Ишим?
Или выберем Сургут,
Нефти с газом много тут.

По природе он контрастен,
Всем богат, разнообразен.

От заснеженной Чукотки
До Джугджура и Находки.
От Якутии алмазной
До Камчатки непролазной.
От красот амурских прерий
До гряды землетрясений.

t1572454838ad.gif

? (Восточная Сибирь)



Западная Дальний

Сибирь Восток


Рис.


Используя материал учебника и предложенный текст, составьте план местности по описанию

Наш посёлок располагается к северу от реки Быстрая, которая течет с запада на восток. К западу от посёлка расположен фруктовый сад. Грунтовая дорога ведет от поселка на северо-восток к озеру Глубокому, к северу от которого начинается хвойный лес.

сt1572454838ae.gif t1572454838af.jpg



t1572454838ag.gifоз.Глубокое

юt1572454838ah.gif

t1572454838ai.gift1572454838ai.gift1572454838ai.gift1572454838ai.gift1572454838aj.gift1572454838aj.gif

t1572454838aj.gift1572454838aj.gif

t1572454838ai.gift1572454838aj.gift1572454838aj.gif

t1572454838ak.gif


р. Быстрая



Данные приемы являются универсальными, могут быть применены при работе с учебным материалом любого предметного содержания и сделать её увлекательной и значимой.

Работа школьника с текстом должна быть обязательно оценена, тогда «простимулированное чтение» даст «плоды» в виде серьезного и устойчивого интереса к данному виду деятельности, к содержанию предмета.







Список использованной литературы

1. Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. – Волгоград:

Учитель, 2016, - 95 с.

2. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. Учим успешному чтению. –
М.: Просвещение, 2011. – 88 с.

3. Ковалевская Е.В. Формирование навыков вдумчивого и осмысленного

content/uploads/2013/10/вдумчивое-чтение-на-уроках-географии.pdf.чтения на уроках географии// [Электронный ресурс] - http://imcluga.ru/wp -

4. Наговицына Н.Н. Использование технологии смыслового чтения на уроках географии // [Электронный ресурс]- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/geografija-kraevedenie/198743-ispolzovanie-tehnologii-smyslovogo-chtenija-n.html .

5. Немтина М.Ю. Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового
чтения//[Электронный ресурс] - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy -

mo/2014/10/20/smyslovoe-chtenie-metody-i-priemy-smyslovogo-chteniya.

6. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.; ТЦ Сфера, 2001.- 240 с.

7. Сметанникова Н.Н. Стратегический подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.