Урок химии в 8 классе по теме «Химические формулы»
Урок по теме «Химические формулы»
8 класс
Цель: Ввести понятие «химической формулы» как «Слова» в химии, понятий индекса и коэффициента; показать различие в записи простых и сложных веществ; ввести величину «относительная молекулярная масса» по аналогии с относительной атомной массой и способ ее подсчета; вывести вместе с учащимися оптимальный способ подсчета массовой доли элемента в веществе
Оборудование и реактивы: Шаростержневые модели атомов и молекул, калькулятор
Ход урока:
На основе создания проблемной ситуации предложить учащимся самим записать на доске и в тетради молекулы и атомы веществ (используем шаростержневые модели). Выясняем смысл терминов «индекс» и «коэффициент»; подводим к понятию «химическая формула»
На основе сходства и различия записанных на доске формул выводим понятия простых и сложных веществ
Как посчитать массу молекулы? Дети сами предлагают способ – сложить атомные массы атомов, входящих в молекулу. Вводим новую величину, ее сходство и отличия от относительной атомной массы
Выводим вместе с учащимися оптимальный способ подсчета массовой доли элемента в веществе (обычно ребята сами предлагают несколько способов, знакомых им из математики), остается только заострить внимание на обозначении массовой доли элемента, на ее единицах измерения и на классической формуле ее подсчета
В ходе объяснения на доске записываются краткие выжимки из беседы в виде опорного конспекта. Дети в тетрадях ничего не пишут, работают с учителем фронтально.
По окончании беседы данный опорный конспект (он повторяет составленный конспект на доске) (опора 8-4) раздаётся каждому в распечатанном виде. Учащиеся сравнивают, задают уточняющие вопросы. В конце урока конспект еще раз полностью проговаривается учителем уже комплексном виде. На следующий урок дается задание выучить опору 8-4, ребята будут писать ее наизусть на чистом листе на оценку.