12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лихина Елена Викторовна8646
Учитель истории и обществознания, высшая категория. Увлекаюсь вышивкой бисером.
Россия, Красноярский край, Железногорск
Материал размещён в группе «Тренажеры для УУД.»
21

Выступление «Технологичность (алгоритмизация) учебного процесса как основа формирования УУД»




Технологичность (алгоритмизация) учебного процесса
PPTX / 405.36 Кб

Технологичность (алгоритмизация) учебного процесса как основа формирования УУД

Слайд 1.

Сегодня только ленивый не сказал о кризисе системы образования. Все мы сетуем на перегруженность учебных программ, на нехватку времени и злимся от нововведений. Однако мы должны понимать, что ситуация не изменится, мир стал другим, дети стали другими и мы обязаны измениться. Ключевым моментом является усвоение учащимися УУД. Именно они связывают ВСЕ предметы учебного плана и позволяют действительно получить образование.

Цель выступления: показать, что алгоритм решения задания – облегчает детям понимание того, что они должны сделать и, главное – как сделать. Про понятия говорилось уже много, идем дальше.

Слайд 2.

На слайде Вы видите основные теории учения, разберем по порядку.

Слайд 3.

Непосредственный контакт. Основными являются речевые методы обучения, самые привычные, самые древние: объяснение, рассказ, беседа. Но… результативность стремится к нулю.

Исследователи, измерив активность учителя и учащихся на уроке, пришли к выводу, что из всего фонда времени урока 95% активности приходится на активность учителя. Он рассказывает, показывает, объясняет, вопрошает, сам отвечает и т.д. Только 5% всего фонда времени урока занято учебной активностью отдельных школьников, которых к этому побудил учитель. Другие 95% учебного времени учащиеся успевают расслабленно следить за событиями в классе, побеседовать друг с другом и просто отключиться от реальности и предаться мечтам, поиграть или пообщаться в Сети.

Слайд 4.

Ассоциативная теория. Используются аналитические методы обучения. Различные УЭ (учебные элементы) одного и того же учебного предмета или смежных учебных предметов обладают схожими или противоположными признаками, качествами или чертами. Опираясь на эти черты, сравнивая

и сопоставляя их, удаётся лучше показать свойства и особенности при изучении ранее не знакомых УЭ. Более того, ассоциативная психология утверждает, что только таким образом и идёт наиболее естественный процесс усвоения, когда новое познаётся через сравнение и сопоставление с уже известным.

Слайд 5.

Так при решении задания № 20 в КИМе ЕГЭ по обществознанию дети часто ошибаются, вставляя неправильные термины. Но если мы даем некий алгоритм решения, ошибки исчезают полностью. Что за правило?

Прикидываем, какая часть речи должна занять место пропуска. Выбираем из списка.

Если по структуре предложения мы видим однородные члены, то прикидываем, какое понятие должно встать в этот ряд.

В тексте часто встречается определение понятия. Смотрим на структуру предложения и подбираем из списка.

Как правило, пропущенный термин поясняется в следующей части текста.

11-классники сейчас полностью справляются с заданием.

Слайд 6.

Еще одно задание.

Тоже работаем по алгоритму:

Что видим на графике?

Что произошло? (Спрос/предложение увеличился (ось) / уменьшился (ось))

Если спрос, ставим себя на место покупателя. Если предложение – на место производителя/продавца.

Задаем себе вопрос: «Почему я больше / меньше покупаю / продаю?»

Слайд 7.

Бихевиоризм основан на формуле (S — R — Rt), которая расшифровывается как: Stimulus (Стимул) — Reaction (Реакция) —Reinforcement (Подкрепление). По этой формуле (не зная её) веками дрессировали животных.

Хорошо работает при дифференциации классов. Сильные учащиеся не тормозятся в развитии умений, а слабые – не чувствуют себя «тупыми», как любят иногда сами говорить.

Слайд 8.

Гештальт – теория. Её основное внимание сосредоточено на изучении целостного характера человеческого познания и мышления.

В данной теории исходным постулатом является утверждение о том, что человек воспринимает окружающую его действительность прежде всего как некоторую целостность (Gestalt),и уже затем анализирует детали этого гештальта.

На мой взгляд, эти теории связаны между собой и могут позволить нам структурировать информацию и сжать ее для подачи учащимся в простейшей форме, и высвободит время для отработки материала.

На уроке я часто использую понятие «флажки», заимствованный у к.п.н. Савина Александра Петровича. Это те необходимые элементы темы, без которых нельзя обойтись и которые помогают при решении тестов на проверку знаний.

Слайд 9.

Перед вами образец «флажков», кто-то увидел здесь интеллект – карту, кто-то опорный конспект по Шаталову. Применив данный прием у 9-классников, получила после теста комментарий: «Да он легкий был!»

Слайд 10.

Теория поэтапного формирования умственных действий. Главными понятиями теории являются понятия формы действия и этапа усвоения.

УА = Мт + Мз + Вш + Вн + Ум,

где: УА — учебная активность ученика;

Мт — действия в материальной форме;

Мз — действия в материализованной форме;

Вш — внешне - речевые действия;

Вн — внутри - речевые действия;

Ум — умственные действия.

Не буду испытывать Ваше терпение, приведу только используемый прием в рамках данной теории. Любая тема зиждется на определенных понятиях. Эти понятия заранее вывешиваются для того, чтоб дети их выучили. Но проверка проходит не в форме «понятие - определение», а я прошу написать рассказ, (ВН) включив все понятия (выводятся на доску). В этом году я, наконец-то, читала 25 и 50 абсолютно разных работ.

Слайд 11.

Слайд 12.

 

Опубликовано в группе «Тренажеры для УУД.»


Комментарии (2)

Лихина Елена Викторовна, 02.08.18 в 17:07 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.