Урок литературы для 6 класса: Сказка – быль А. Платонова «Неизвестный цветок»
Урок литературы для 6 класса
«Сказка – быль А. Платонова «Неизвестный цветок».
«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться…».
Воробьева Юлия Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 18» г. Череповца
Информационная справка
Урок литературы разработан для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития.
Цели:
Обучающие:
- понять скрытый смысл сказки.
- дать представление о сказке - были.
- овладеть навыками смыслового чтения художественного текста;
- выработать умение ориентироваться в тексте художественного произведения, обучать навыкам выразительного чтения.
Воспитательная:
- формировать у учащихся убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом;
- прививать интерес учащихся к чтению, учить их «читать».
Коррекционно - развивающая:
- активизировать высшие психические функции (внимание, память, мышление)
На уроке используется технология смыслового чтения, включающая работу с художественным текстом до чтения, во время чтения и после чтения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста учащимися, уловить все детали и осмыслить прочитанное.
При чтении текста применяется стратегия «Чтение с остановками», когда учащиеся, прочитав отрывок, отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы учителя направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего.
Все задания лежат в зоне умеренной трудности, но доступны детям с ОВЗ, так как обязаны обеспечить каждому учащемуся субъективное переживание успеха на фоне определённых затраченных усилий.
Упражнения «Доскажи словечко», «Шифровальщики» и др. способствуют развитию внимания, подключают аналитическое, логическое мышление, функции долговременной памяти. Приём «Лови ошибку», активизирующий внимание учащихся, формирует умение критически оценивать полученную информацию. Творческое задание («Составь рассыпавшийся синквейн») опирается на эмоции учащихся и осмысление содержания сказки-были.
Использование удачно подобранных методов и приёмов, сочетание фронтальной и групповой работы, включение занимательного материала, физ.минутки, использование наглядности позволяет придать уроку интенсивный характер.
«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться…»
Сказка – быль А. Платонова «Неизвестный цветок»
Цели:
Обучающие:
- понять скрытый смысл сказки.
- дать представление о сказке - были.
- овладеть навыками смыслового чтения художественного текста;
- выработать умение ориентироваться в тексте художественного произведения, обучать навыкам выразительного чтения.
Воспитательная:
- формировать у учащихся убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом;
- прививать интерес учащихся к чтению, учить их «читать».
Коррекционно - развивающая:
- развивать психические процессы (внимание, память, мышление)
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 частях / В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2012.
Опережающее задание:
Стр. 42 – 44 учебника (прочитать биографию А. П. Платонова)
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Вспомним некоторые правила поведения на уроке (упражнение «Доскажи словечко» развивает речевой слух, чувство рифмы)
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
3. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
Проблемный вопрос.
- Умеете ли вы читать? (ответы детей). Не спешите отвечать утвердительно, на сегодняшнем уроке мы это проверим.
II. Проверка домашнего задания.
- Дома вы самостоятельно прочитали страницы учебника о жизни писателя Андрея Платонова. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили этот материал.
Редактирование текста (упражнение способствует развитию внимания, подключает аналитическое мышление, функции долговременной памяти). Этот метод хорош для создания ситуации успеха. Используемая форма работы: поиск материала с ошибками.
Задание. Перед вами факты из биографии А.П. Платонова. Найдите ошибки и исправьте их (тексты распечатаны для учащихся)
Платонов – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя – Иванов. Родился около города Воронеж. Учился в церковно-приходской школе и городском училище. Литературой начал заниматься очень поздно. Во время ВОв печатал рассказы о героических событиях и людях на войне, но многие его книги не были разрешены к печати. Занимался переложением народных сказок для детей. В 1967 году написал сказку - быль «Неизвестный цветок». Умер в атмосфере непризнания и житейских невзгод.
III. Определение темы урока.
Упражнение «Шифровальщики» (направлено на коррекцию и развитие внимания) (слайд № 2)
- Ребята, вы сегодня эксперты по расшифровке текстов и поможете восстановить строчку – название нашего урока.
*то** ж**ь и с*е*ить*я, *а*о *н**о т*у*и*ь**
Подсказка: вставьте буквы по порядку вместо звёздочек
Ч Б Ы И Т В Т С Н Д М О Г Р Д Т С Я
(Чтобы жить и светиться, надо много трудиться)
- Запишите тему урока в тетрадь (слайд № 3)
IV. Работа с текстом до чтения.
- Давайте откроем учебники на стр. 45 и прочитаем название произведения, которое мы с вами сегодня будем читать и разбирать.
1. Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.
- Подумайте, о чём может быть произведение с таким названием? (Цель: мотивировать учащихся на прочтение рассказа).
- Каким вы себе представили цветок? Какие у вас возникают ассоциации со словом «цветок»? (развитие ассоциативного мышления) (учитель составляет кластер) (красота, радость, тепло, аромат, весна, солнце, природа и др.)
- Действительно, цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым и прекрасным.
- Посмотрите на иллюстрации, которые сделали ребята, уже прочитавшие рассказ, и попробуйте спрогнозировать содержание книги (один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют) (слайд № 4)
2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.
- Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль» (сказка – вымышленные события, быль – действительно произошедшие)?
- Почему Андрей Платонов объединил такие несовместимые жанры? Давайте прочитаем произведение и ответим на этот вопрос.
V. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение – слушание текста с остановками (учащиеся читают по очереди)
Чтение от слов «Жил на свете маленький цветок…» до слов «…впилось ими в камень и в глину и стало расти».
Вопросы после чтения отрывка:
1. Как появился цветок на пустыре? Были ли еще цветы на пустыре?
Чтение от слов «Так начал жить на свете…» до слов «…уже не хватало у него силы жить и расти»
Вопросы после чтения отрывка:
2. Чем питался цветок, выросший в бесплодной почве?
3. Были ли у цветка минуты радости, какие?
Чтение от слов «Цветок, однако, не хотел жить печально …» до слов «…он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть».
Вопросы после чтения отрывка:
4. Какая была у цветка самая главная цель в жизни?
5. Почему листья цветка были разноцветными?
Чтение от слов «В середине лета цветок распустил венчик …» до слов «…уносил его запах с собою».
Вопросы после чтения отрывка:
6. Как выглядел венчик цветка? На что был похож выросший цветок?
7. Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?
Чтение от слов «И вот шла однажды поутру девочка Даша …» до слов «…цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша».
Вопросы после чтения отрывка:
8. Как Даша оказалась на пустыре? В каком она была настроении?
Физ. пауза «На лугу растут цветы…»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Чтение от слов «Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок…» до слов «…поцеловала его в светящуюся головку».
Вопросы после чтения отрывка:
9. У любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование. Отчего цветок из сказки - были Платонова не похож на все остальные цветы?
10. Почему Даша поцеловала его в светящуюся головку? (она поняла его печаль, хотела, чтобы он почувствовал, что его любят; девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни…)
Чтение от слов «На другой день в гости к маленькому цветку пришли …» до слов «…пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали».
Вопросы после чтения отрывка:
+ Словарная работа. Пионер - первый в чём-то. (Слайд № 5)
Кто такой пионер? Пионер - это ребёнок, носящий красный галстук, соблюдающий пионерские законы и традиции и всегда готовый встать на защиту своей страны и бороться за справедливость. Пионер - всем ребятам пример! Пионер - означает "первый", и настоящие пионеры действительно старались быть первыми во всём! Пионеры - молодые патриоты своей страны, хранящие частицы знамени победы в виде своих красных галстуков.
11. Зачем пришли пионеры? Почему они захотели удобрить землю? (чтобы и на пустыре земля была доброй)
Чтение от слов «А на другое лето Даша опять приехала…» до конца.
Вопросы после чтения отрывка:
12. Как поживал цветок после зимы?
13. Как земля отблагодарила ребят? (по тексту)
14. Отчего девочке, увидевшей пустырь, заросший травами и цветами, всё - таки стало грустно? («…нету прежнего цветка»).
VI. Выявление первичного восприятия.
- Совпали ли наши предположения, о чём будет произведение, с реальным содержанием сказки? О чём же эта сказка – быль? (Это история о том, как «меж камней и глины» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить).
VII. Работа с текстом после чтения.
1. Беседа.
- В начале урока мы не понимали, почему автор объединил такие несовместимые жанры. Давайте попробуем теперь ответить на этот вопрос.
Жанр произведения выбран не случайно: именно сказки учат добру и состраданию чужому горю, а история такая вполне могла случиться на самом деле (слайды № 6 - 9, демонстрирующие фотографии цветов, выросших на камнях)
- Ребята, какой момент в жизни цветка вы можете назвать самым важным? (Встреча Даши и цветка)
- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? (Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота).
- Как вы считаете, чему учит эта сказка? (Автор хочет сказать, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим, чтобы быть счастливым).
- Каковы главные качества цветка? Выберите верные ответы (запись на доске закрыта до выполнения задания) (развитие логического мышления)
Трудолюбие, равнодушие, терпение, грубость, стойкость, жадность, хвастовство.
2. Творческое задание (работа в группах)
Составить «рассыпавшийся» синквейн (развитие структурного мышления) (слайд № 10 - правила составления синквейна) (См. приложение)
1 вариант – Даша; 2 вариант – цветок.
На слайде:
1 существительное – тема
2 прилагательных – описание темы
3 глагола – описание действия
4 слова – отношение к теме
1 слово – суть темы
VIII. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
- В жизни не все так спокойно и хорошо, как нам того бы хотелось. Если присмотреться, то можно увидеть, что кому-то живётся очень непросто. Я думаю, что каждый из вас обязательно должен задуматься, что можно сделать, чтобы вокруг стало меньше тех, кому нужна помощь, кому тяжело.
Рефлексия «Закончи предложение» (на доске)
На сегодняшнем уроке я понял(а) …
Я похвалил(а) бы себя…
Особенно мне понравилось…
После урока мне захотелось…
Я мечтаю о …
Сегодня мне удалось…
Было трудно…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Домашнее задание (упражнение на развитие мышления) Каждый придумает и запишет трудные вопросы по тексту, которые задаст одноклассникам.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Даша |
Грустит, сострадает, поддерживает |
Друг |
Добрая, отзывчивая |
Она помогает цветку |
Одинокий, терпеливый |
Цветок |
Герой |
Страдает, борется, стремится |
Он любит жизнь |
8
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Щукина Вера Александровна
Юлия Васильевна Воробьева