Урок литературы в 7 классе «Введение. Наука читать книгу»
Предмет: литература
Класс: 7 Дата:
Тема урока: Введение. Наука читать книгу
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цели: формирование у обучающихся деятельностных способностей, способностей к конструированию и систематизации изучаемого.
Задачи:
обучающие: обобщение знаний о литературе как виде искусства, расширение знаний о структуре курса «Литература», построении учебника; обучение работе с книгой;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.
Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник В.Коровиной, тетрадь, практикум «Читаем, думаем, спорим».
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.
Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обуч-ся |
Формируемые УУД |
Мотивационный этап |
Приветствует. Мотивирует к обучению. - Работа с эпиграфом: Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей... Д. С. Лихачев |
Слушают учителя. Поясняют слова Д.С.Лихачева. |
К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества. Р.: готовность к самообразованию. П.: формулирование проблемы урока. Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций. |
Целеполагание |
Организует беседу по постановке целей урока - Как вы думаете, как связаны слова Д.С.Лихачева с темой нашего урока? - Какие цели вы поставите для себя сегодня? |
Участвуют в полилоге. |
К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение. Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание. П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний. |
Актуализация знаний актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Помогает актуализировать имеющий читательский опыт, представления о литературе как виде искусства. 1. Слово учителя В этом голу мы продолжим постижение на уроках литературы науки чтения книг. Она сложна, но и интересна, таинственна и порой непредсказуема, иногда удивительно проста и логична, а зачастую требует все новых и новых знаний и умений, новых открытий и свершений, ибо процесс познания бесконечен. 2. Практическая работа в парах: изучение структуры учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим…», выявление их учебных функций. = Выполнение заданий раздела «Знакомимся с новым учебником». - Какие разделы и рубрики содержит ваш учебник литературы? Как вы думаете, зачем авторы учебника сделали его именно таким? - Какие рубрики и разделы привлекли ваше внимание? Почему? 3. Составление ассоциативного ряда: ЛИТЕРАТУРА, ЧИТАТЕЛЬ. 4. Постановка проблемной задачи: = Докажите или опровергните, что чтение книги – искусство, при котором читатель выступает как соавтор писателя/ поэта. |
Выполняют задания. Выдвигают гипотезу: чтение – искусство, потому что требует от читателя в проникновение в «тайники» художественного произведения, а значит, читатель – соавтор: не просто читает, а постигает подтекст. |
К.: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения. Р: осуществление рефлексии своей деятельности. П.: умение применять знания в конкретной ситуации. |
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи |
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. 1. Выявление круга летнего чтения: обмен читательскими впечатлениями. Беседа - Когда вы читали летом, становились ли вы соучастником описанных событий? - Все ли вам было понятно? Что вы делали, если что-то для вас было трудно? Физкультминутка 2. Чтение и обсуждение статьи учебника «Читайте не торопясь…» - Какие советы М.Горького, К.Паустовского, Д.Лихачева вам кажутся актуальными? Почему? - Какими из них вы уже пользуетесь или будете пользоваться? - Как эти советы могут помочь научиться постичь науку чтения? - На основе каких законов создаются художественные образы? (на примере изученных произведений) 3. Практическая работа в группах: работа с высказываниями о чтении, читателе, подготовка сообщений. 1 группа: «Любите читать!» — сообщение на основе статьи Дмитрия Сергеевича Лихачева «Любите читать!». 2 группа: Д. С. Лихачев. «Земля родная»: «Цель и самооценка», «Память» (по выбору учащихся). 3 группа: Д. С. Лихачев. «Земля родная»: «Об интеллигентности». Индивидуальное задание: работа со статьей «Труд писателя» (практикум «Читаем, думаем, спорим»): - Почему литератор — это «самый ответственный и трудный пост»? - Нужно ли писателю читать художественную литературу? Обоснуйте своё мнение. - Почему писатель должен уметь преодолевать трудности? - Почему писатели отделывают, редактируют свои произведения? - Как вы думаете, какая основная мысль объединяет все эти работы? |
Вступают в учебный диалог: рассказывают о прочитанных книгах. Отвечают на вопросы, выполняют задания. Выполняют физкультминутку. Работают с учебником: читают статью, отвечают на вопросы на основе прочитанного. Работают с выдержками из указанных работ, готовят сообщения. |
К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия. Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция. П.: установление правил продуктивной работы |
Этап включения в систему знаний |
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса. 1. Аналитическое задание – рубрика «Обогащаем свою речь» 2. Р.р. Творческое задание: написание статьи в школьную газету «Советы читателям» |
Поясняют предложенные фразы. Пишут творческую работу. Обсуждают их. |
К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Р.: включение в творческую деятельность. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели. |
Этап рефлексии |
Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения». - Возвращение к выдвинутой гипотезе и эпиграфу уроку: комментирование, формулировка выводов. - Что для вас оказалось сложным на уроке? - Что вам необходимо сделать, чтобы преодолеть возникшие трудности? Задает д/з (кратко поясняет): задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя»; письменный ответ на вопрос «Что нужно для того, чтобы постичь науку чтения?», * задания 1,2 в рабочей тетради (с.5,6) |
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке |
К.: отображение в речи совершаемых действий. Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений. П.: выработка маршрута по преодолению затруднений. |
Селиванова Галина Геннадьевна