Урок литературы в 7 классе «Введение. Наука читать книгу»

5
1
Материал опубликован 27 December 2017 в группе

Предмет: литература

Класс: 7 Дата:

Тема урока: Введение. Наука читать книгу

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели: формирование у обучающихся деятельностных способностей, способностей к конструированию и систематизации изучаемого.

Задачи:

обучающие: обобщение знаний о литературе как виде искусства, расширение знаний о структуре курса «Литература», построении учебника; обучение работе с книгой;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные: воспитание гуманизма, чувства коллективизма; формирование основных мировоззренческих понятий; формирование нравственно-этических представлений.

Ресурсы: http://uroki.net/ , http://www.zavuch.ru/ , http://festival.1september.ru/, учебник В.Коровиной, тетрадь, практикум «Читаем, думаем, спорим».

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

- Работа с эпиграфом:

Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей...

Д. С. Лихачев

Слушают учителя.

Поясняют слова Д.С.Лихачева.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

Целеполагание

Организует беседу по постановке целей урока

- Как вы думаете, как связаны слова Д.С.Лихачева с темой нашего урока?

- Какие цели вы поставите для себя сегодня?

Участвуют в полилоге.

К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Актуализация

знаний актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в

пробном

учебном действии

Помогает актуализировать имеющий читательский опыт, представления о литературе как виде искусства.

1. Слово учителя

В этом голу мы продолжим постижение на уроках литературы науки чтения книг.

Она сложна, но и интересна, таинственна и порой непредсказуема, иногда удивительно проста и логична, а зачастую требует все новых и новых знаний и умений, новых открытий и свершений, ибо процесс познания бесконечен.

2. Практическая работа в парах: изучение структуры учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим…», выявление их учебных функций.

= Выполнение заданий раздела «Знакомимся с новым учебником».

- Какие разделы и рубрики содержит ваш учебник литературы? Как вы думаете, зачем авторы учебника сделали его именно таким?

- Какие рубрики и разделы привлекли ваше внимание? Почему?

3. Составление ассоциативного ряда: ЛИТЕРАТУРА, ЧИТАТЕЛЬ.

4. Постановка проблемной задачи:

= Докажите или опровергните, что чтение книги – искусство, при котором читатель выступает как соавтор писателя/ поэта.

Выполняют задания.

Выдвигают гипотезу: чтение – искусство, потому что требует от читателя в проникновение в «тайники» художественного произведения, а значит, читатель – соавтор: не просто читает, а постигает подтекст.

К.: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Этап закрепления с проговариванием

во внешней речи

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

1. Выявление круга летнего чтения: обмен читательскими впечатлениями. Беседа

- Когда вы читали летом, становились ли вы соучастником описанных событий?

- Все ли вам было понятно? Что вы делали, если что-то для вас было трудно?

Физкультминутка

2. Чтение и обсуждение статьи учебника «Читайте не торопясь…»

- Какие советы М.Горького, К.Паустовского, Д.Лихачева вам кажутся актуальными? Почему?

- Какими из них вы уже пользуетесь или будете пользоваться?

- Как эти советы могут помочь научиться постичь науку чтения?

- На основе каких законов создаются художественные образы? (на примере изученных произведений)

3. Практическая работа в группах: работа с высказываниями о чтении, читателе, подготовка сообщений.

1 группа: «Любите читать!» — сообщение

на основе статьи Дмитрия Сергеевича Лихачева «Любите читать!».

2 группа: Д. С. Лихачев. «Земля родная»:

«Цель и самооценка», «Память» (по выбору учащихся).

3 группа: Д. С. Лихачев. «Земля родная»:

«Об интеллигентности».

Индивидуальное задание: работа со статьей «Труд писателя» (практикум «Читаем, думаем, спорим»):

- Почему литератор — это «самый ответственный и трудный пост»?

- Нужно ли писателю читать художественную литературу? Обоснуйте своё мнение.

- Почему писатель должен уметь преодолевать трудности?

- Почему писатели отделывают, редактируют свои произведения?

- Как вы думаете, какая основная мысль объединяет все эти работы?

Вступают в учебный диалог: рассказывают о прочитанных книгах.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Выполняют физкультминутку.

Работают с учебником: читают статью, отвечают на вопросы на основе прочитанного.

Работают с выдержками из указанных работ, готовят сообщения.

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы

Этап включения в систему знаний

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

1. Аналитическое задание – рубрика «Обогащаем свою речь»

2. Р.р. Творческое задание: написание статьи в школьную газету «Советы читателям»

Поясняют предложенные фразы.

Пишут творческую работу. Обсуждают их.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в творческую деятельность.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели.

Этап рефлексии

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

- Возвращение к выдвинутой гипотезе и эпиграфу уроку: комментирование, формулировка выводов.

- Что для вас оказалось сложным на уроке?

- Что вам необходимо сделать, чтобы преодолеть возникшие трудности?

Задает д/з (кратко поясняет): задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя»; письменный ответ на вопрос «Что нужно для того, чтобы постичь науку чтения?»,

* задания 1,2 в рабочей тетради (с.5,6)

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо,коллега! важный урок для семиклассников.

16 August